Современное общество и природа, особенности их взаимоотношений
Под экологическим кризисом принято понимать негативные и даже необратимые изменения природной среды, ставящие под вопрос само существование сложившихся на планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, это деградация биосферы. К сожалению, это явление и характеризует особенность взаимоотношений между обществом и природой во второй половине ХХ в. Назовем и проиллюстрируем важнейшие проявления этого процесса, который уже обрел в наше время планетарный характер.
Прежде всего имеет место интенсивное загрязнение окружающей среды – воздуха, водных ресурсов. За последние 100 лет концентрация углекислого газа в атмосфере возросла примерно на 15-18%. В одном лишь 1993 году его было выброшено около 23 млрд. тонн. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 120 млн. тонн золы. Каждый второй россиянин пьет в наше время загрязненную воду. Исчезают огромные массивы водных ресурсов, например, Аральское море; на наших глазах погибает символ русского народа – река Волга.
Из-за неправильной обработки и иных причин разрушается почва, этот тончайший плодотворный слой. В результате она смывается в реки, возникают пыльные бури и другие последствия. 30% территории нашей планеты уже являются пустыней, и ежегодно в этому добавляется еще 6 млн. гектаров площадей. Между тем на каждого планетянина приходится всего лишь 2,5 гектара суши, но и этот показатель в наше время неуклонно снижается.
Стремительно вырубаются леса, этот основной источник атмосферного кислорода. Ежегодно исчезает около 11 млн. гектаров лесов, что равно территории четырех таких стран, как Бельгия. Наша планета все больше «лысеет», меняет свой ландшафт (внешний облик) под воздействием человека.
В результате промышленной деятельности человека наблюдается потепление климата на планете. Возрастает радиационный фон, что весьма опасно для жизни. Возникли и расширяются вызывая растущую тревогу «озоновые дыры». Человек истребляет различные виды животных – китов, моржей и др. отрицательное воздействие на природную среду оказывает военная деятельность государств. Реальностью стали «техногенные» катастрофы – аварии на АЭС, в промышленности и на транспорте, взрывы трубопроводов. Все это резко негативно отражается на «самочувствии» природной среды и самих людях.
Основной причиной современного экологического кризиса является резкое возрастание антропогенной нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленности и городов. В ходе хозяйственной деятельности природа уже не выдерживает ту нагрузку, которая падает на ее плечи, например, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. В итоге естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают умирать. Так происходит, в частности, с болотами, реками, лесами. Из биосферной цепочки выпадают целые звенья — исчезают виды растений и животных, реки и озера. Суть экологического кризиса состоит в том, что антропогенная нагрузка на природу превосходит возможности ее сопротивляемости, и она начинает погибать. В итоге возникает парадоксальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути выдающихся результатов, человечество одновременно сводит на нет возможности своего дальнейшего существования.
Итак, основная причина современного экологического кризиса это экспансия(массированное вторжение) человека в природную среду. Возможно ли преодоление этого губительного процесса? Что нужно сделать практически для сохранения природы?
Во-первых,необходимо отказаться от «психологии покорения», т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как мировоззрения. Человек должен осознавать, что всякие его дальнейшие «победы» над природой на деле будут порождать негативные последствия для него. Учитывая остроту экологического кризиса в наше время, требуется осваивать принцип конволюции; т.е. совместного (партнерского) существования человека и природы. Этот принцип означает также, что человек как существо разумное и деятельное берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной функцией (миссией) в мире. Конволюция есть, следовательно, биоцентризм, т.е. сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле. Биоцентризм есть ответственность за порядок в космосе как в своем доме. Эту идею ранее высказывали В.С.Соловьев в учении о всеединстве, Н.Ф.Федотов в идее общего дела людей. П.Тейяр де Шарден и В.И.Вернадский разрабатывали учение о биосферно-ноосферной функции человека.
Принцип конволюции активно осмысливается и в современной философии. Тенденция усиления роли знаний в развитии общества позволяет надеяться на то, что эта благотворная миссия будет сполна реализована мыслящим человеком.
Во-вторых,для решения экологической проблемы от современного человечества требуется решительно изменить модель (тип, способы, приемы) своей хозяйственной деятельности. Говоря об этом, следует заметить, что летом 1992 г в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. На ней вопрос был поставлен следующим образом: или будет спасен весь мир, или же погибнет вся цивилизация. Конференция подчеркнула, что характерпроизводства и потребления в промышленных странах мира подрываетжизнь на нашей планете. Использование природных ресурсов до сих пор носит стихийный,неуправляемый характер. Этому активно способствует и частная собственность, которая порождает установку на получение прибыли любой ценой и безудержный эгоизм собственника. К этому следует добавить и то, что в мире имеет место взрывоопасный рост населения (ежедневно — на 250 тысяч человек), прежде всего в слаборазвитых в экономическом отношении странах «третьего мира».
Конференция пришла к выводу, что требуется устойчивое развитие человечества,т.е. управляемый характер деятельности. Очевидно, что прав был К.Маркс, писавший в 1868 г.: «... культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно ... оставляет после себя пустыню». Основной функцией современного человека должна стать упомянутая нами выше биосферная функция. Дальнейший прогресс — только через сохранение жизни на планете- вот основная идея концепции устойчивого развития человечества. Нынешние поколения людей обязаны сохранить все необходимые предпосылки для существования своих потомков.
В-третьих,очевидна острая потребность в новой эко логической политике на всех уровнях ее проявления (регион — страна - человечество). В современной России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных странах мира. Распад СССР как единого государства, межнациональные конфликты и войны, разрушение прежнего экономического пространства и социальная напряженность, другие причины – все это обостряет и усложняет экологическую ситуацию в нашей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое экологическое законодательство, институты государственного контроля за состоянием природной среды и соблюдением экологических стандартов субъектами хозяйственной деятельности. Очень нужны целевые государственные программы по созданию заповедных зон, поощрение безотходных и закрытие грязных производств, ограничение военной деятельности, подготовка специалистов в области экологии и многое другое.
Русский философ В.С.Соловьев писал, что «возможно троякое отношение к природе: страдательное подчинение ей в том виде, как она существует, затем деятельная борьба с ней, покорение ее и пользование ею как безприродной среды и соблюдением экологических станадартов субъектами хозяйственной деятельности. ственного контроля за состояниемразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния – того, чем она должна стать через человека». Очевидно, что у современного человечества альтернативы уже нет: Ему остается избрать лишь третий вариант отношения к природе.
В-четвертых, для преодоления глобального экологического кризиса необходима «экологическая этика», т.е. высоконравственное отношение к природе, своеобразный экологический кодекс человека и гражданина. В основе такой этики должна лежать, по словам А.Швейцера, безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому. Нужен экологический императив как обязательное для всех правило, которое может быть сформулировано следующим образом: «Отнесись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе!». Или, кратко говоря: «НЕ навреди!». Современному человеку требуется освоить новую экологическую культуру, т.е. иметь прочные знания о природе, выработать гуманное отношение к ней, соблюдать меру в хозяйственной деятельности. Экологический императив и призван стать стрежнем этой культуры. Впрочем, будем смотреть на все это значительно шире: речь идет об освоении культуры выживания человечества. По-видимому, прав был Ф.Бэкон, изрекая внешне парадоксальную мысль: «Природа побеждается только подчинением ей».
Формирование экологической культуры следует начинать с самого раннего возраста человека. Неоценимую услугу в этом благородном деле могут и должны оказать семья и школа. Большой нравственный потенциал содержит в себе искусство, особенно художественная литература. Произведения наших соотечественников Ф.А. Абрамова и С.П.Зальгина, А.П.Платонова и Л.М.Леонова, В.Г.Распутина напоминают нам о бессмысленности и недальновидности уничтожения природы во имя некоего «светлого будущего», предупреждают об утере человечком человечности в ходе этого и неизбежности расплаты за разрушение среды своего обитания. Человек должен преодолеть привычку смотреть на природу глазами господина – высокомерно и самоуверенно. Куда лучше было бы брать пример с С.А.Есенина, который, говоря его словами, «зверье, как братьев наших меньших, / никогда не бил по голове». Нельзя не согласиться и с призывом Е.А.Евтушенко: «Берегите всех зверей внутри природы, / Убивайте лишь зверей внутри себя».
Итак, общество находится в органической и естественной взаимосвязи с природой. Все, что имеет человек – взято им из природы. Природа находится и внутри каждого из нас в виде наших физических сил и биологических задатков. Связь человека с природой является естественной и вечной, и ее нельзя разрушать, если человек хочет жить и творить в этом мире.