Тема: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

Задачи:формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека, учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты; развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов.

Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.

Ход урока

Вводная беседа: С какими природными богатствами мы уже познакомились? Почему равнинный рельеф считается природным богатством? Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики? Как вы думаете, можно ли считать природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами? После ответа на этот вопрос, учитель называет тему урока, говорит о том, что узнают дети на уроке, чему научатся.

Изучение нового материала. Ученики отвечают на вопросы учебника на стр. …. Чтобы сформировать представление о том, что такое полезные ископаемые, читается текст «Полезные ископаемые», выполняются задания к нему.

Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника. По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:

Свойства Гранит
Строение (зернистое, сыпучее) зернистое
Цвет Розоватый, серый, …
Твердость твердый
Прочность прочный
Другие свойства хорошо полируется

Дальше проводится практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств. Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.

В результате практической работы, а также анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:

Свойства Песок Глина
Строение сыпучее несыпучее
Размеры частиц крупнее Мельче, как пыль
Цвет разнообразный также
Твердость твердый мягкая
Запах +
Отношение к воде Не растворяется также
Пластичность +
Как пропускает воду хорошо плохо

После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).

Учитель просит учащихся установить, что объединяет гранит, песок и глину; делается вывод, что это строительные материалы.

Для закрепления знаний используется игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?

2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?

4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

Подведение итогов. Итоговая рефлексия (см. предыдущие уроки).

Домашнее задание. Прочитать статьи на стр. … учебника, ответить на вопросы после них. Задание на выбор (необязательное): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».

Наши рекомендации