Место экологии человека в системе наук 6 страница
Влияние техногенных факторов на здоровье населения вызывает следующие последствия:
1) снижение работоспособности и социальной активности у условно здоровых людей;
2) появление генетических нарушений, приводящих к возникновению наследственных болезней (генотоксический эффект) и угрожающих не только ныне живущему, но и будущим поколениям;
3) возникновение онкологических заболеваний (их число во всем мире постоянно растет);
4) ухудшение здоровья детей, живущих в загрязненных районах;
5) увеличение числа острых и хронических заболеваний у трудоспособного населения и повышение в этой связи числа случаев невыхода на работу по болезни;
6) сокращение продолжительности жизни людей на территориях с высоким уровнем загрязнения среды обитания.
Демографическое поведение.Его результаты проявляются череЯдемографические процессы, которые представляют наибольший интерес при проведении региональных антропоэкологических исследований. К базовым понятиям демографии, имеющим ключевое значение для экологии человека, относятся: рождаемость,j смертность, естественное движение населения, продолжительность жизни, жизненный потенциал населения, миграция населения. Демографическое поведение населения, как и любые проявления его жизнедеятельности, сильно зависят от внешних факторов. Например, интенсивное загрязнение окружающей среды может существенно повлиять на репродуктивное поведение населения.] Так, техногенные воздействия приводят не только к бесплодию I и ранней смертности, но и к тому, что в сильно загрязненных ] районах некоторые люди опасаются иметь детей из-за страха рож- ] дения ребенка с врожденными дефектами.
Экологическое сознание.Иногда его называют созологическим,! т.е. природоохранным, что означает понимание неразрывной свя-Jзи человеческого сообщества с природой, зависимости благополу-1 чия людей от целостности и сравнительной неизменности природ-1 ной среды, способствующего практической деятельности.
Наличие в тех или иных группах людей высокого уровня экологического сознания чаще всего обусловлено пережитыми ими экологическими катаклизмами, которые заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для окружающей среды. В первую очередь это связано с эрозией сель— скохозяйственных земель в результате неправильной агротехники, пастбищной дигрессии от перевыпаса скота, а также сокращением численности или полным исчезновением промысловых животных или промысловых рыб, с резким уменьшением количества дикорастущих пищевых, лекарственных, витаминоносных растений и т.д. Нередко экологическое сознание появляется слиш-ком поздно, когда уже ничего переделать нельзя, а иногда — в тот момент, когда целенаправленные действия всей общности позволяют изменить ситуацию в благоприятную сторону.
Видимо, именно такие события были причиной сохранения в общественном сознании определенных созологических правил или созологического этикета, запрещавших членам сообщества те или ; иные действия, которые рассматривались как преступление против общины. Для коренного сибиряка, например, срубить или повредить кедр, чтобы собрать с него орехи, представляется тяжким грехом. Яркий хранитель экологического сознания Дерсу Узала, трогательно и с любовью запечатлен в одноименном произведе- I нии В.К.Арсеньева (1872—1930), этнографа и писателя, страстного защитника дальневосточной природы.
Профессиональные предпочтения.Условия жизни существенно влияют на выбор профессий внутри реальных общностей людей.
При этом определяющая роль принадлежит как природным, так й социально-экономическим условиям. Понятно, что житель тун-яры не может стать земледельцем, а житель пустыни— лесорубом. Природные ресурсы в ареале проживания человеческой общности в значительной мере определяют род занятий людей. Исчезновение ресурса ведет к перестройке профессиональной структуры общности. Обмеление Аральского моря привело к исчезновению исконных для этой территории занятий: рыболовства, кораблевождения, ремонта судов, переработки рыбы и т.д. Множество людей вынуждено было переменить профессию или покинуть побережье Арала. За сравнительно короткий промежуток времени общность людей резко изменилась.
Возможности выбора профессиональной деятельности всегда были ограничены. В общине скотоводов-кочевников практически любой человек мог стать только скотоводом, а в общине земледельцев можно было заниматься только земледелием. Появление городов расширило количество профессий, но цеховой принцип, достаточно жестко ограничивал возможности, например сын сапожника чаще всего становился сапожником.
Социальная структура общества также резко сокращала варианты выбора рода занятий. Феодал мог выбирать, чем ему заниматься, а у крепостного крестьянина такого выбора почти не было. Хотя, конечно, нет правил без исключения.
Современная жизнь породила десятки тысяч профессий и в демократических странах любому человеку открыт доступ к любому занятию. Тем не менее по-прежнему остаются (правда, в очень сглаженном виде) препятствия для выбора той или иной профессиональной карьеры. Существуют национальные, общинные, семейные традиции, разделяющие занятия на престижные и непрестижные. Как и в старину, окружающая природа очень часто диктует людям выбор профессии.
Уровень образования.Образование применительно к анализу структуры антропоэкосистемы рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько крайне важных функций: экономическую, социальную и культурную. Экономическая функция состоит в создании и поддержании профессиональной структуры общества. Образование формирует работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками для выполнения необходимой для общества деятельности. Социальная функция — участие, наряду с семьей и другими общественными институтами, в социализации личности, т.е. в процессе становления каждого человека, усвоения им духовных и культурных ценностей, норм, образцов поведения, которые присущи данному обществу или группе людей.
Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленное культурное наследие в целях про-
свещения и воспитания людей, формирования их творческих спо-1 собностей. Вполне закономерно, что образование влияет на пове-1 дение людей. Один из важных разделов современного образования — его экологическая составляющая.
Между средним уровнем образования людей и внешним ми-1ром существует отчетливая обратная связь. Высокий уровень образования позволяет наиболее эффективно работать, извлекая максимум разумно возможного из оборудования и природных ресурсов, в минимальной степени нарушая при этом окружающую среду. В то же время высокий уровень образования возможен только в обществе с достаточно хорошими социально-экономическими] условиями, при которых человек с самых ранних лет не должен! думать о куске хлеба. Но помимо возможности получения образо- j вания должен быть и стимул для этого. Вероятно, таким стимулом служит отношение близких людей, непосредственного окружения к получению хорошего образования.
Информационное поле антропоэкосистемы, ее территориальные! границы и время существования.Проблема информационного поля| представляется одной из важнейших при рассмотрении структуры и динамики антропоэкосистем. Потоки информации объединяют блоки любых территориальных систем, но совершенно особую роль они играют в антропоэкосистеме с ее центральным звеном — общностью людей. Информационные потоки формируют информа-1 ционное поле антропоэкосистемы. В 1975 г. В.П.Алексеев по этому поводу писал, что информация, циркулирующая внутри) антропоэкосистемы (он называл эту систему антропогеоцено-1 зом), может быть разложена на несколько уровней. Первый из них — этнический, т.е. тот запас культурных ценностей, религи-] озных представлений, определяющих самосознание общности и предопределяющих включение ее именно в состав данного народа j и никакого другого. Второй уровень, видимо, составляют те знания и представления, которые связаны с отношением данной системы с другими антропоэкосистемами сходного или, наоборот, противоположного типа, т.е. все то, что входит в сферу обмена и контактов. Наконец, в качестве третьего уровня можно выделить конкретные знания, накопленные в коллективе и составляющиет его узколокальную специфику. К ним относятся определенные агротехнические навыки и наблюдения, полученные в процессе ведения земледельческого хозяйства на данных почвах, навыки пастьбы животных в условиях именно данного ландшафта и выбора лучших пастбищ, знакомство с охотничьими угодьями, т.е. по} возможности полное представление о микрорайоне.
Информационное поле живет своей самостоятельной жизнью, законы которой входят в компетенцию социальной психологии. Если хозяйственная деятельность коллектива может быть охарактеризована числом его трудоспособных членов лишь с небольши-
и модификациями, относящимися к уровню их хозяйственной квалификации, то объем информационного поля никакие сводится к этой величине. Запас традиционного производственного опыта в нем является более важным, при прочих равных условиях, чем то количество людей, которое им владеет. При равной квалификации большее число людей всегда произведет больший объем работ. Если количественная разница будет значительной, то большой объем информационного поля даже у малочисленного коллектива будет способствовать его хозяйственному процветанию, обеспечивая высокую производительность труда и более эффективное использование эксплуатируемой территории. В то же время объем информационного поля чутко реагирует на информационное поле соседних коллективов и обмен производственным опытом между ними.
Пространство. Любая антропоэкосистема занимает определенное пространство, существует на конкретной территории. Изменяется площадь антропоэкосистемы — меняется и сама система. Трансформация одной системы в другую может происходить эволюционным путем, без каких-либо экстремальных катаклизмов. Изменение территории антропоэкосистемы чаще всего происходит на протяжении достаточно длительных промежутков времени и связано с ее саморазвитием, т.е. речь идет о пространственно-временной динамике. На раннем этапе своего существования Москва как город существовала на территории примерно соответствующей современному Кремлю (только Кремль этот был деревянный). Затем она расширилась до пределов Китай-города, потом заняла площадь внутри Бульварного кольца, далее внутри Садового кольца, внутри Московской кольцевой автодороги, потом «выплеснулась» за ее границы. Конечно, каждый раз формировалась иная антропоэкосистема, что было связано не только и даже не столько с изменением занимаемой площади, сколько с историческими переменами в экономике, культуре, численности и структуре населения.
Иногда происходит очень быстрое увеличение или уменьшение площади изучаемой антропоэкосистемы, которое также приводит к изменению ее характеристик и, следовательно, к появлению новой антропоэкосистемы на месте исчезнувшей. Изменения такого рода обычно связаны с какими-то интенсивными внешними или внутренними процессами.
Причиной изменения границ антропоэкосистем могут быть и иные процессы, например экономическое освоение новых районов. Так, освоение месторождений углеводородного сырья в северных регионах Западной Сибири изменили границы территорий традиционного природопользования коренного населения — сократились площади оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий, мест сбора ягод, лекарственных растений. Среди ранее
глухой тайги появилась железная дорога, были проложены нефте! и газопроводы. Выросли новые города и поселки, возникло население с иным укладом жизни, иными интересами. В результате появились новые антропоэкосистемы, изменилась жизнь коренного населения и не всегда к лучшему.
Время.Срок существования каждой антропоэкосистемы ограшм чен и связан с социальными и хозяйственными преобразованиями. Существенные изменения любого из основных элементов антропоч экосистемы (природы, хозяйства, общности людей) приводят к тому, что на ее месте появляется другая антропоэкосистема. Это положение можно проиллюстрировать простым примером.
В Братском районе Иркутской области до конца 1950-х годов население занималось земледелием, животноводством, охотой, рыболовством, заготовкой древесины. Строительство Братской ГЭС, лесопромышленного комплекса, целлюлозно-бумажного и алюминиевого заводов привело к затоплению пашен, сенокосов, вырубке тайги, гибли охотничьих и рыболовных угодий. Остатки местного населения растворились в массе пришлых людей. Чело-! веческая общность, формировавшаяся несколько веков, практически исчезла за несколько лет. На ее месте появилась новая общность людей. Так, в 1940 г. на территории современного Братского района проживало 41,3 тыс. человек. Все они были сельскими жи-| телями. В 1970 г. на этой территории жило уже 255 тыс. человек, из которых 203 тыс. были горожанами, а в 1994 г. в Братском районе проживало уже 362,4 тыс. человек.
Сельские жители из затопленных Братским водохранилищем деревень частично ушли на стройку, частично в леспромхозы, частично в совершенно новые поселки, построенные на компенсационных землях. Изменился и профиль сельскохозяйственной деятельности: вместо животноводческо-зерновых образовались хозяйства пригородного типа по производству молока, овощей, картофеля и яиц. В результате всех этих преобразований изменилась структура населения, его демографическое поведение, уровень культуры и образования, профессиональные предпочтения и, конечно, изменился характер заболеваемости, инвалидности, причин смертности. Иными словами, на прежней территории образовалась принципиально другая антропоэкосистема не только с другим населением и другим хозяйством, но и с другой природой (вместо широких речных долин с характерной растительностью и животным миром возникло огромное водохранилище, изменился микроклимат прибрежной зоны, активизировались карстовые процессы и т.д.).
Для рассмотрения хронологической трансформации антропоэкосистемы можно снова вернуться к Москве. На месте современной Москвы в прошедшие времена одна антропоэкосистема последовательно сменяла другую, сохраняя прежнее название. Но 64
ажДаЯ <<новая>> Москва имела другую территорию, принципиаль-иное население (по его возрастной, половой, профессиональной структуре и численности), непохожее хозяйство. В данном случае наблюдается континуально-дискретный процесс. С одной сТОроны, процесс развития Москвы как хозяйственно-торгово-ядминистративного центра протекал во времени практически без перерыва (континуально), с другой, — рассматривая Москву разных исторических эпох, можно убедиться, что перед нами дискретные (прерывные во времени) системы.
Любой временной срез, например Москва 1147 года -» Москва 1500 года -> Москва 1612 года -> Москва 1812 года -> Москва 1900 года -> Москва 1924 года -> Москва 1941года -> Москва i960 года -> Москва 2002 года, показывает, что каждый раз перед нами иная антропоэкосистема, которая существует и развивается по своим правилам, занимает другую площадь, в ней иное по численности и структуре население, которое живет в других условиях, мыслит и действует сообразно современной для него обстановке. Следовательно, рассматривая определенные временные ряды для любых антропоэкологических явлений и процессов, необходимо очень внимательно выбирать временные отрезки, в пределах которых корректно осуществлять сравнения или строить прогнозы.
* * *
Изучение антропоэкосистем преследует определенные цели, которые на основе теории систем можно сформулировать следующим образом:
1) выделение конкретной системы из множества других объектов;
2) изучение структуры системы;
3) изучение поведения системы;
4) прогнозирование поведения системы;
5) управление системой.
При этом необходимо принимать во внимание, что антропоэкосистемы обладают определенной устойчивостью, которая может быть нарушена неадекватными действиями руководителей, самого населения, внешних сил.
Знания, получаемые об антропоэкосистеме путем анализа и оценки процессов, происходящих во всей антропоэкосистеме и в отдельных ее блоках, позволяют достичь большинства поставленных целей. По крайней мере, они делают реальным прогноз поведения системы. Прогноз, в свою очередь, намечает пути управления если не всей системой, то отдельными ее блоками, что приводит к частичной (а иногда и к тотальной) оптимизации всей системы.
■> Прохоров
Вопросыдля самопроверки
1. Назовите основные блоки, из которых состоит антропоэкосистемя!
2. Как хозяйственная деятельность влияет на население?
3. Какие проблемы возникают в процессе взаимодействия человека со своим природным окружением?
4. Из каких элементов складывается блок «социально-экономичен! ские условия»?
5. Какие процессы характеризуют демографическое поведение?
6. Приведите три примера разных по размеру антропоэкосистем. i
7. Какие факторы влияют на общность людей?
8. Как общность людей реагирует на внешние воздействия?
9. Значение информационного поля в развитии антропоэкосистем.
10. Роль времени в развитии и изменении антропоэкосистем.
11. Что происходит с антропоэкосистемой при изменении ее про! странственных границ?
ГЛАВА 5
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Человек — носитель жизни, которая определяется ее продолжительностью от рождения до его смерти. Жизнь человека аллегорически сопоставляют с шаром, брошенным в некоторую цель, со свечой, которая зажжена и горит, с бегом спортсмена на дистанцию, желательно последним достигающего финиша. В работе «Эволюция продолжительности жизни» (1978) известный демограф Б. Ц.Урланис отмечает: если рассматривать человеческие жизни как шары, то «сразу выпавшие из рук бросавшего к его ногам — это младенческие смерти; шары, не долетевшие до цели, — это случаи преждевременной смерти; попавшие в цель — это смерти стариков». Развивая эту аналогию, можно сказать, что длина пути каждого шара зависит от характера поверхности, по которой он движется. Шар, брошенный по травянистому полю, скоро прекратит свое движение, каким бы гладким он ни был, а брошенный, допустим, по зеркальному полу дворцового зала, будет катиться долго, пока не достигнет его противоположной стены. Длина пути шара зависит, при прочих равных условиях, от силы трения. Если бы не было трения вообще, то, по законам физики, тело двигалось равномерно, прямолинейно и бесконечно. Именно трение определяет длину пути, а длину жизни определяет качество социально-экономической среды.
Прослеживая путь, пройденный человечеством за весь период его существования, анализируя влияющие на длину человеческой жизни факторы и условия в историческом, географическом и социальном аспектах, экология человека выявляет причины преждевременной смерти исодействует увеличению продолжительности жизни. При этом экология человека использует накопленный демографией методический арсенал исследований.
Демографическое поведение.Одно из центральных мест в исследованиях по экологии человека занимает анализ демографического поведения, которое можно трактовать как систему взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния человеческой общности. Демографическое поведение включает действия, связанные с воспроизводством населения (брачное и репродуктивное поведение), Миграцией населения (миграционное поведение), отношением к своему здоровью (самосохранительное поведение).
Репродуктивное поведение представляет собой систему действ J и отношений, ведущих к рождению или отказу от рождсцц, ребенка в браке или вне брака. Синонимами репродуктивное поведения являются термины «генеративное поведение» и «np0v креативное поведение». Репродуктивное поведение обозначаем действия и отношения, которые ведут к осуществлению полного репродуктивного цикла (зачатие — беременность — рожденщ живого ребенка), к последовательной смене репродуктивных со. бытии. Действия и отношения, препятствующие наступлению каж-дого звена репродуктивного цикла, составляют другую сторону поведения и традиционно обозначаются как регулирование рож. даемости, внутрисемейный контроль за рождаемостью, планирование семьи. Если репродуктивный цикл прерывается (использование контрацептивов, искусственный аборт, мертворождение) то такой цикл называют неполным. Рождение детей в браке связано с чередованием полных и частичных репродуктивных циклов, оно определяется числом рождений живого ребенка. Чем меньше в семье уровень потребности в детях, тем большая часть репродуктивного периода женщины (в среднем с 18 до 43 лет) будет связана с частичными репродуктивными циклами.
Различают три основных типа репродуктивного поведения щ многодетное (потребность в пяти и более детях), среднедетное (потребность в трех-четырех детях) и малодетное (потребность в одном-двух детях). Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране. Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействия современных условий жизни и условий прошлых лет. Потребность в детях — самая инерционная часть репродуктивного поведения, поскольку она представляет собой результат усвоения репродуктивных норм и традиций, принятых в данном сообществе людей, унаследованный репродуктивный опыт предыдущих поколений.
В определенных целях рождаемость может рассматриваться в любом регионе применительно к конкретному поколению. Уровень рождаемости определяется количеством живорожденных детей на одну тысячу населения за один год. Например, коэффициент рождаемости в России на 1000 человек населения в 1991 г. составлял 12,1, а в 2000 г. — 8,7. Максимальная рождаемость наблюдалась в республиках Дагестан (в 1991 г. — 25,4 и в 2000 г. -17,7), Ингушетия (соответственно 24,1 и 17,8), Тыва (23,7 и 15,6), а минимальная рождаемость — соответственно в Московской (8,9 и 7,3) и Тульской областях (9,0 и 6,8), Москве (9,2 и 8,5) и Санкт-Петербурге (9,3 и 6,8).
Репродуктивное поведение и воспроизводство населения тес^ но связаны с процессом образования брачных (супружеских) пар в населении, получившим в демографии название брачность. Брач-
ность учитывает вступление в первый и повторные браки и в сочетании с процессами овдовения и разводов определяет воспроизводство брачной структуры населения. Она зависит от соотношений численности различных групп населения, способного к вступлению в брак, совокупности возможных для данного человека брачных партнеров. Брачность обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и другие аспекты. Она характеризуется рядом количественных показателей, к числу которых относятся доля лиц в каждом поколении, когда-либо вступавших в брак, возраст вступления в первый брак, доля лиц, вступавших в повторный брак после развода или после овдовения, интервал между разводом или овдовением и повторным браком. Среди измерителей процесса брачности наиболее распространены коэффициенты брачности, показывающие интенсивность вступления в брак как в целом всех групп населения, так и отдельных групп людей, способных к вступлению в брак. На уровень брачности влияют юридические факторы, особенно закрепление в правовых нормах установленного в данном обществе возраста вступления в брак. В законодательствах различных стран брачный возраст колеблется в пределах от 12—14 до 21 — 22 лет. Особое значение для процесса брачности имеет юридическая и религиозная допустимость разводов и их процессуальная сложность.
К процессам, характеризующим демографическое поведение и имеющим большое значение для антропоэкологических исследований, относится миграция населения. Под миграцией понимают перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Миграции оказывают большое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют в них неодинаково. Наиболее часто переселяются молодые люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и особенно пожилые люди переселяются реже. Поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения в противоположных направлениях. В местах притока население «омолаживается», поскольку в нем увеличивается доля молодежи, в местах же оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Естественно, что в «молодом» и «старом» населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного прироста.
Миграция населения в мирное время при отсутствии социальных потрясений и экологических катастроф зависит от условий жизни, территориального размещения производства и связанного с ним наличия рабочих мест. Проблема свободных рабочих мест обостряется или ослабевает в зависимости от естественного прироста
трудовых ресурсов. При прочих равных условиях, чем меньше прирост трудовых ресурсов и, следовательно, шире и разнообразнее возможности выбора работы, тем больше воздействуют на миграцию территориальные различия в условиях жизни населения. Наоборот, в периоды, когда прирост трудовых ресурсов увеличивается, а выбор мест работы сокращается, рабочие места приобретают более высокую ценность среди трудоспособного населения. Миграции при этом обнаруживают тесную связь с размещением производства, а воздействие условий жизни как бы отходит на второй план.
На протяжении длительного времени миграционная ситуация в России определялась двумя тесно связанными между собой видами территориальных перемещений населения: 1) миграциями между регионами России и другими республиками бывшего СССР; 2) массовой миграцией из села в город.
Гораздо меньшее значение имела внешняя миграция, обусловленная в 60-е годы XX в. приездом на длительную учебу студентов из стран Азии и Африки, а также потоком беженцев из Китая, в котором шла «культурная революция». Отток населения из России был ничтожен. В последующие десятилетия приток населения значительно уменьшился, но и отток был небольшим. Эмиграция из бывшего СССР, в том числе из России, стала нарастать во второй половине 1980-х годов. Эта волна эмигрантов состояла из представителей нескольких национальных и религиозных меньшинств, для которых были сделаны некоторые послабления, тогда как для большинства населения страны сохранялись строгие запреты на выезд. С 1989 по 1991 г. из России выехало 239,4 тыс. человек.
Миграции населения в России необычайно быстро отозвались на главные события конца XX в. — распад СССР, процесс суверенизации республик, рост национализма, экономический и политический кризисы. Широкое распространение получили стрессовые миграции, совершаемые под давлением этнической дискриминации, так называемые вынужденные миграции. Появились и совершенно новые разновидности миграций — экологические. Наиболее яркий пример — переселение и добровольное отселение людей из районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Смертность населения с незапамятных времен занимала умы и волновала как ученых, писателей, так и обывателей. Вопрос, как долго мог бы жить человек, если бы болезни, всякого рода вредные привычки, негативные факторы среды не оказывали на него отрицательного влияния, — актуален и сегодня. Окончание жизни человека должно определяться тем моментом, когда все заложенные природой жизненные силы организма исчерпаны.