Международные финансовые организации, организации, содействующие развитию, страны-доноры
В 1997 году денежные средства, предоставляемые международными финансовыми организациями, составляли менее 10% всех инвестиций, выделяемых в Российской Федерации на природоохранные проекты. Однако международные финансовые организации финансируют почти полностью проекты, связанные с сохранением биоразнообразия (т.е. "зеленые" проекты), а также свыше 70% затрат на проекты, связанные с веществами, истощающими озоновый слой
В условиях экономической и финансовой нестабильности и хронического дефицита ресурсов большую позитивную роль в финансировании природоохранных мероприятий играют международные финансовые организации и непосредственно страны-доноры. За последнее десятилетие более 1 млрд. долларов было израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов из внешних источников финансирования.
Если речь идет не о заявке на выделение грантов, а о необходимости получения кредита, то следует учитывать, что:
• международные финансовые институты не финансируют проекты полностью, т.е. должны быть определены и другие источники средств;
• обычно требуется гарантия Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;
• проект должен соответствовать международным стандартам, то есть, прежде всего, быть реализуемым и окупаемым.
Ключевой функцией международных финансовых учреждений (МФУ) является мобилизация на международных рынках капиталов ресурсов и направление последних в виде займов странам-получателям, в частности, тем странам, где существует высокая степень кредитного риска для частных финансовых учреждений. МФУ предоставляют займы на более привлекательных условиях и с более благоприятными сроками выплаты, чем те, которые предлагают на коммерческой основе. Кроме того, некоторые МФУ обеспечивают долевое финансирование на безвозмездной основе (ЕБРР, НЕФКО), выдают гарантии (ЕБРР, МБРР и Многостороннее агентство по гарантированию капиталовложений (МАГК)), и все они предоставляют консультативные услуги и техническую помощь странам-получателям.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), являющийся частью группы Всемирного банка, действует только на основе правительственных гарантий, т.е. кредиты выдаются экономическим агентам, которые поддерживаются правительственными гарантиями. Около 75% кредитов Всемирного банка выдаются под специальные проекты. Проект должен быть технически осуществим, иметь достаточно высокий процент окупаемости и способствовать экономическому росту и развитию страны (предоставляется срок до 15 лет, льготный период - до 5 лет).
МБРР принимает активное участие на всех стадиях работы по обоснованию и предоставлению кредита. Работа ведется по схеме так называемого проектного цикла, включающему идентификацию проекта, подготовку, оценку, проведение переговоров, внедрение, контроль и определение результатов. Подготовительные фазы могут занять от 1 до 2 лет, однако известны и исключительные случаи, как, например, ситуация с разливом нефти в Республике Коми, когда МБРР оперативно предоставил кредиты Правительству Российской Федерации на устранение последствий экологической катастрофы. В России кредиты банка проходят через Российскую программу организации инвестиций. Обычные условия - 11-12,5% годовых в валюте сроком на 8 лет, льготный период - 3 года (беспроцентный). Средний размер кредита составляет порядка 3-4 млн. долларов, и предприятие также должно привлечь не менее 30% средств из других источников. Официальным гарантом возврата кредита выступает Министерство финансов России.
В большинстве случаев МБРР требует, чтобы все поставки осуществлялись по ценам международного уровня на конкурсной основе. Предприятие получает не "живые" деньги, а возмещение указанных по проекту расходов на оборудование, консультационные услуги и т.д. К отбору консалтинговых фирм в так называемый "короткий список" также предъявляются очень высокие требования.
Глобальный экологический фонд (ГЭФ) оказывает финансовую помощь в четырех областях: предупреждение изменения климата, защита биологического разнообразия, защита международных вод и озонового слоя. По линии ГЭФ России было выделено 31,9 млн. долларов на сохранение биоразнообразия, предупреждение изменения климата и сохранение озонового слоя Земли.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - это институт прямого финансирования проектов. Его основные задачи - консультации, предоставление ссуд на основе гарантии возврата, поддержка структур, ориентированных на рынок, продвижение частных инициатив в Центральной, Восточной Европе и СНГ. Обычно из пакета кредитов не менее 60% средств направляется на поддержку предприятий частного сектора или на государственные предприятия, проводящие реорганизацию с элементами привлечения частного капитала; около 40% - на общественную инфраструктуру или другие проекты. ЕБРР может финансировать совместные предприятия, например, по производству компонентов водоснабжения или химической очистки сточных вод. В период макроэкономической стабилизации, либерализации цен и реформы собственности ЕБРР усиливает роль консультирования политиков в области привлечения частных инвестиций.
Для ЕБРР неэффективно выдавать кредиты или инвестировать проекты суммой меньше 5 млн. евро. Срок кредитования составляет максимум 10 лет, а процентная ставка определяется индивидуально для страны. Предприятие, ищущее средства, вправе непосредственно направить заявку на финансирование в Банк. Время, за которое осуществляется принятие решения о финансировании проекта, обычно составляет 2 месяца со дня рассмотрения полной информации о проекте. При необходимости ЕБРР рекомендует проведение экологического аудита.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)представляет ссуды на выгодных условиях в основном для приоритетных проектов ЕС. Владельцами капитала являются страны - члены ЕС, каждая из которых принимает в нем долевое участие. Как часть интеграционной политики ЕС, банк финансирует проекты в рамках Программы технической поддержки ТАСИС в странах бывшего СССР, за исключением стран Балтии. Банк считает экологию одним из своих приоритетов. Максимальное финансирование - максимум 50% стоимости проекта. Банк предоставляет средне- и долгосрочные кредиты, продолжительность которых зависит от сущности проекта и от сроков службы объектов инвестирования. ЕИБ выдает кредиты в смешанных валютах или в одной, принимая во внимание интересы заемщика и удобство проведения операций. Поскольку банк работает на бесприбыльной основе, ссудный процент ЕИБ близок к цене, по которой он заимствует деньги на рынке капиталов. Обычно кредиты предоставляются с фиксированным процентом, установленным в момент подписания документов, но в некоторых случаях процент определяется во время каждой выплаты. Банк требует определенных гарантий от своих заемщиков, как правило, правительственных.
Частные фонды
Аккумулируемые в частных фондах средства могут расходоваться на предоставление грантов, как в Фонде Рокфеллера или Фонде МакАртуров, на проведение экологических исследований, организацию семинаров и конференций, подготовку тематических докладов, а также на осуществление инвестиций. Последние могут предоставляться из венчурных или инвестиционных фондов. Венчурные фонды участвуют в формировании уставного капитала предприятия-заемщика. Существующие примеры свидетельствуют, что кредиты выдаются сроком от 5 до 8 лет и под 19% годовых. Инвестиционные фонды владеют акциями предприятия-заемщика, которые являются для них финансовым обеспечением предоставленных инвестиций, участвуют в дополнительной эмиссии акций.
Двусторонние и многосторонние доноры обеспечивают странам СНГ техническую помощь, профессиональную подготовку и инвестиционную поддержку на безвозмездной основе. Двусторонние программы помощи обычно разрабатываются и осуществляются через сотрудничество учреждений страны-донора и соответствующие российских ведомств-партнеров. Такая помощь, как правило, предоставляется через механизм финансирования согласованных закупок оборудования.
Агентство США по международному развитию (АМР) – государственная организация США, оказывающая помощь странам с переходной экономикой, в основном на безвозмездной основе. В период с 1994 по 1997 годы АМР осуществляло ряд крупных экологических проектов в России, включая охрану лесов на Дальнем Востоке, снижение атмосферного загрязнения в городах Волгограде и Нижнем Тагиле, разработку основ устойчивого развития в г. Новгороде. Вопросы экологической политики и экономики в рамках проекта АМР разрабатывал Гарвардский институт международного развития. Совместная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству рассматривала вопросы загрязнения свинцом окружающей среды и установления ответственности за прошлый экологический ущерб при приватизации.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) -оказывает консультативную помощь, проводит исследования, способствующие развитию рыночных отношений в странах бывшего СССР. ОЭСР готовит регулярные обзоры достижений в области охраны окружающей среды. Со странами СНГ непосредственно связан Директорат по охране окружающей среды при Департаменте стран -не членов ОЭСР. В состав Директората входит специальная комиссия по выполнению Программы действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы. Эта комиссия координирует процесс разработки и выполнения НПДООС в этих странах, включая страны бывшего СССР.
Комитет по подготовке проектов (КПП). Основной целью КПП является выявление первоочередных природоохранных проектов в странах Центральной и Восточной Европы и в том числе бывшего СССР, содействие их финансированию через организацию инвестиций, оказание каталитического воздействия на общую инвестиционную политику и использование проектов в качестве демострационных примеров. КПП помогает подбирать и финансировать первоочередные экологические проекты. Его деятельность строится на принципах, заложенных в Программе действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, одобренной на Конференции Министров "Окружающая среда для Европы" (г. Люцерн, апрель 1993 г.). В число проектов КПП включаются инвестиционные проекты, которые финансируют совместно два донора или более и/или международные финансовые организации (исключение составляют двусторонние программы).
Прямая донорская помощь оказывается странами-донорами (Дания, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Австрия и др.) в виде приглашения экспертов и оплаты консультационных услуг, научно-технической поддержки, создания информационных баз данных, распространения информации, передачи опыта развитых стран, проведения целевых семинаров, "круглых столов".