Классификация природных ресурсов. Предмет, метод, задачи курса

Предмет, метод, задачи курса.

Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом. Отношения, т.е. производ. отношения м/д людьми по поводу использ. сил и природы. Основополагающей категорией учебной дисциплины выст-т эколого-эконом. системы(ЭЭС) разного масштаба и уровня.

ЭЭС-интеграция эк-ки и природы представляющая собой взаимосвязан. и обусл. функционир. общественого пр-ва и естествен. процессов в природе. Важнейший признак ЭЭС-региональность, т.е. развитие на опред тер-рии. Пичём последствия взаимод-ия могут выходить за пределы системы.

Законы развития и адаптации

1) Закон максимизации энергии: выживание (сохранение) энергии одной системы в соперничестве с другой опред-ся наилучшей организацией поступления в нее энергии, и использование энергии максимального кол-ва наиболее эффективным способом.

2) Закон минимума :выносливость организма опред-ся слабым звеном цепи его экологич. потребностей.

3) Закон обеднения разнородного живого вещества в остравных его сгущениях:индивидуальная сис-ма, работающая в среде с уровнем организации более низким , чем уровень самой сис-мы обречена.

4) Закон ограниченности природных ресурсов :все ресурсы Земли конечны.

5) Закон пирамиды энергии :в среднем не более 10% энергии переходит из одного трофического уровня энергетич. пирамиды на другой уровень.

6) Закон мягкого управления природой :заключ-ся опосредованном направляющем и восстанавливающем экологич. баланс управления природными процессами с вызовом желательных природных цепных реакций.

Методы исследования

Диалектический метод:принципиальное положение которого включение практики в теорию познания.

Историч. метод: позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества.

Системный метод:закл-ся в определении составных частей эколого-экономич. систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, т.е. установление структуры системы и совокупность внутр. связей и отношений.

Нормативный метод: особая роль принадлежит экологическим нормативам(ПДК, ПДВ, санитарные защитные зоны).

ПДК- предельно допустимая концентрация загрязняющего вещ-ва в единице объема или массы, которые при ежедневном воздействии на живые организмы, организм человека в течение длит. периода времени не вызывают неблагоприятных, нежелат. последствий.

ПДВ(предельно допустимый выброс)-выброс загр. вещ-ва, который разрешен предприятию загрязнителю с учетом его технологии пр-ва, объемов пр-ва, перспективами развития.

ПДВ должен снижаться ниже ПДК в течение 20 мин. на границе сан. зоны.

Сан. зона-зона вокруг предприятия-загрязнителя, рассчитанная с учетом вида загрязнения, кол-ва загрязнения и перспективами развития предприятия-загрязнителя, в пределах которой ПДВ снижается ниже ПДК в течение 20 мин.Проживание людей в данной зоне не предусматривается.

Метод экономико-математического моделирования:представл. собой оптимизационные модели, разрабатываемые для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономич. оценок прир.ресурсов, экономич.ущерба от загр.природной среды.

Картографический метод:выявляют взаимосвязи эколого-экономич.процессов, протекающих на опр.территории с хоз.деят-тью человека.

Космические методы: космич.съемка, наблюдение.

4.Осн.ф-и и задачи:

1.Направляющая–обоснование экологич-х целей и выбор главных путей их реализации;

2.Координирующая – сбалансирование важ-нейших пропорций впотреблении природн. ресурсов и согласование производственных интересов природопольз-лей с экологичес-ми интересами об-ва;

3.Стимулирующая-активизация природоохранной деят-ти, субъектов хоз-я и об-ва в целом.

Задачи:

1.Разработка стратег-х направлений, ресурсо-сберег-го развития эк-ки и экол-й пол-ки;

2.Формир-е сис-мы госуд-го регулир-я, прогнозир-я и контроля природоохр-й деят-ти.

3.Разработка экон-го, финансо-кредитного механизма охраны окруж-й среды и эффект-го природоп-я с применением рыночных рычагов.

4.Опред-е путей и методов повыш-я эффект-ти использ-я вторичных ресурсов, снижение материала и энергоемкости пр-ва в целях смягчения возд-я на окруж-ю среду.

5. Теоретич-е обоснов-е и выработка методич-х подходов определения экономич-х показателей природоох-й деят-ти производств-х объектов и степени их возд-я на окруж-ю среду.

Гл.задачей учебн. курса явл-ся формир-е сис-мы знаний о рац-м природоп-и, путях достиж-я устойчивого эколого-экон-го развития, формир-я и соверш-я хоз-го механ-ма природоп-я, адекватного рыночной эк-ке. Необх-мо привить будущ-му руковод-лю поним-е того, что любое хоз-е дейст-е отраж-ся на состоянии окруж-й среды и поэтому решать произв-е вопросы надо комплексно, сопоставляя производств-й эф-т с эколог-ми последст-ми.

5.Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы»

Природные условия –это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе произв-ва, но оказывают влияние на жизнедеят-сть людей.

Природные ресурсы –это тела и силы природы, которые при данном уравне развития производственных сил могут быть использованы в процессе производства, в кач-ве предмета потребления или ср-в производства, составляя его сырьевую или энергетич. базу.

Ресурсы, с помощью кот. человек воздействует на природу или кот. приспосабливает для собственного потребления называют средства труда(СрТ).

В Ср Т выступает земля, как место, на кот. происходит процесс труда , как кладовая различ. полезных ископаемых и носительница опред-х естеств-х свойств и энергии.

Предметы труда- это природные материалы, кот. в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму.

По мере совершенствования произв-х сил все больше природных условий стан-ся прир. рес-ми, вовлекаемыми человеком в процесс произв-ва.

Критериями включения тех или иных элементов природы в состав ресурсов явл.: 1)уровень изученности;2)тех. возможность; 3)экон-ая целесообразность.

В 17 в. чел. использовал ок. 30 хим. эл., в 19 в. – 50, в нач. 20 в. – более 60, в нач. 21 в – белее 90.

Классификация природных ресурсов

Выделяют несколько видов классификаций:

· природная или естеств.Когда естеств.ресурсы как тела и силы природы классиф-ся по их происхождению,принадлежности к определен. компонентам природы: 1)минеральные (полезн.ископ);2)водные;3)земельные;4)биологич;5)ресурсы животн. и растит. мира

· экологич.1)неисчерпаемые(энергия солнца);2)исчерпаемые 2а)возобновляемые(водные) 2б)невозобновляемые(полезн.ископ.)

· хозяйств. или экономич.В ее основу заложено преимущественное исп-ние ресурсов в разл.подразделениях прир.хоз-ва:1)ресурсы матер.произ-ва(промышленные,с/х-ые, строитель -ные);2)ресурсы сферы услуг(прямого потребления(питьевая вода) и косвенного потребления )

· рыночн.т.е.прир.ресурсы выступают как предметы торговли:1)ресурсы стратегич.назна-чения(урановые руды) 2)ресурсы экспортного значения(калийные соли) 3)ресурсы внутр.рынка

Наши рекомендации