Современное состояние лакокрасочной отрасли
До 2008 г. спрос на лакокрасочные материалы в России активно рос. Этому способствовали экономический рост и техническое перевооружение в машиностроении, нефтегазовой, химической, металлургической и деревообрабатывающей отраслях промышленности. Однако в 2008 г. картина несколько изменилась: неблагоприятные макроэкономические явления отрицательно сказались на спросе на лакокрасочную продукцию, а, следовательно, и на объемах производства. Поставки лакокрасочных материалов в Россию также оказались подверженными кризисным явлениям: в первый раз за последние пять лет динамика импорта ЛКМ в 2008 г. оказалась отрицательной (–25%).
Несмотря на это, уже в 2010 г. имел место активный рост производства – почти 25%, что связано с достаточно твердыми позициями ведущих предприятий, а также амбициозными настроениями менее крупных компаний, в т.ч. молодых. Тем не менее, стоит отметить, что в ближайшее время повторения таких результатов ждать не следует: производство выросло под влиянием воплощения стратегических планов лидеров рынка, стремящихся занять наиболее выгодные позиции перед восстановлением активного спроса.
Лакокрасочное производство в России одновременно борется с растущим импортом и производителями низкокачественной суррогатной продукции. Для успешного развития отрасли необходимо стремится к объединению ключевых игроков рынка и формирования высоких уровней стандартов производства и контроля их исполнения со стороны государственных органов.
Разобщенность и невозможность контроля приводят к снижению стандартов производства и делают рынок привлекательным для производителей суррогатной и контрафактной продукции. Эксперты предлагают создать саморегулируемую организацию, для выработки общих технических стандартов, защиты интересов индустрии в государственных структурах и регулирования взаимоотношений с крупными потребителями ЛКМ, поскольку, в настоящее время государство не оказывает отрасли никакой поддержки.
В России не стандартизованы технические параметры производства. Статистические данные можно собрать лишь по 100-120 производителям, при общем числе производителей около 500. На крупные компании приходится только половина выпуска всей лакокрасочной продукции России, около 20 % рынка произведено нелегально, без соблюдений каких-либо технических или природоохранных требований. Это приводит к появлению на рынке большого количества низкокачественной продукции с высоким содержанием примесей. С связи с чем себестоимость произведенной продукции снижается до двух раз по сравнению с классическими рецептурами а качество в разы хуже. В отсутствие возможности контроля производства такая низкокачественная продукция имеет маркировку соответствия стандартам (ГОСТ). Это касается не только производства самих ЛКМ, но и упаковочным материалов. Для решения проблемы эксперты предлагают установка ценового коридора на отдельные марки лакокрасочной продукции, может быть одним из подходов к решению этой проблемы, так как должно сделать покупку суррогатов непривлекательной.
Главной же проблемой отрасли эксперты считают утрату отечественными ЛКМ имиджа хорошей продукции. В секторе красок бытового назначения российские ЛКМ почти полностью вытеснены импортными, сейчас тот же процесс начинается на рынке индустриальных ЛКМ. Вследствие этого, разумной реакцией отечественных компаний становится консолидация, однако кооперации с крупными западными игроками участники отрасли боятся, поскольку те не заинтересованы в поддержке и развитии российских предприятий.
Негативные процессы в отрасли происходят, в том числе из-за потери тесных связей с заказчиками, которых должно интересовать в первую очередь не качество лакокрасочных материалов, а качество покрытий после покраски. При этом соответствующие требования к покрытиям должны быть определены максимально четко, чтобы снизить коррупционную составляющую при выборе поставщика.
По мнению других экспертов упреки в адрес государственных органов несправедливы, поскольку регулирование рынка должно ставить целью не поддержку отмирающих заводов и отраслей, а появление в стране конкурентоспособных предприятий, которые будут замещать импортную продукцию, а затем начинать экспорт. При этом уже с нового года пошлина на ввоз сырья для производства ЛКМ будет обнулена, тогда как раньше она превышала пошлину на ввоз самих ЛКМ (5%). Российские предприятия смогут получить от этого некоторую финансовую выгоду, однако для более последовательной и детальной защиты их интересов необходимы аргументированные, проработанные законодательные инициативы, которых пока немного. Это, в первую очередь, связано со слабой интеграцией отрасли и тем, что ряд ее ключевых игроков придерживается принципа «каждый сам за себя».
Важной проблемой большинства производителей также является дефицит финансовых ресурсов и малый масштаб бизнеса. Из-за этого компании вынуждены закупать сырье небольшими партиями по более высоким ценам, чем зарубежные конкуренты. Ввязываться же в ценовую борьбу с ними на рынке компаниям не позволяют «гаражники», предлагающие еще более дешевую контрафактную продукцию. Радикально улучшить ситуацию могло бы развитие в России выпуска собственного сырья для производства ЛКМ и специальной химии в целом или хотя бы изменение таможенной политики. Так, по словам экспертов, в стране существует импортная пошлина на полиуретановую дисперсию, хотя в России она не производится.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время потенциал для развития рынка ЛКМ колоссален – в стране на душу населения потребляется только 4-5 литров краски в год, тогда как в Европе – 20 литров. Однако, пока не все участники рынка осознают это. Стратегическим решением проблем отрасли в России может быть только локализация производства сырья для ЛКМ, которая может дать импульс для развития и другим секторам специальной химии.