Экологическая безопасность
И модель устойчивого развития
Общества
В существующей практике приня-
тия государственных решений
имеется противоречие, которое
необходимо разрешить, чтобы суще-
ственно повысить их эффективность.
Противоречие заключается в том, что
государственные решения принимают-
ся, как правило, без учета обеспечения
безопасности их реализации. Это обус-
ловлено в первую очередь неадекват-
ным представлением о роли и месте
безопасности в процессах развития.
Чаще всего безопасность понимается
как особая область деятельности, до-
полняющая основной вид деятельно-
сти, охраняющая его от внешних либо
внутренних угроз и опасностей. По-
добное понимание безопасности как
состояния защищенности жизненно
важных интересов личности, общества
и государства (объекта безопасности)
от внутренних и внешних угроз право-
мерно и отражено в Законе Россий-
ской Федерации «О безопасности» [2].
Однако в этом случае происходит раз-
двоение деятельности на созидатель-
ную и дополнительную, связанную с
обеспечением безопасности. К тому же
в рамках модели неустойчивого раз-
вития безопасность можно обеспечить
лишь временно и на минимальном
уровне.
Автор данной статьи считает, что
наиболее плодотворным решением
проблемы является обеспечение без-
опасности через устойчивое развитие.
В данном случае раздвоение деятельно-
сти исчезает: основная созидательная
деятельность и обеспечение безопас-
ности совпадают, поскольку модель
устойчивого развития оказывается
одновременно и моделью безопасного
развития. Устойчивое развитие — это
Городская панорама
Компетентность 3/54/2008
8 МЕНЕДЖМЕНТ
не только системное единство эконо-
мических, социальных и экологиче-
ских видов и аспектов деятельности, но
и имманентная взаимосвязь развития
и безопасности, обеспечение безопас-
ности через развитие и развитие через
обеспечение безопасности.
Безопасность — это некоторый ин-
вариант существования и развития, ко-
торый характерен для любой модели
развития цивилизации. Даже в рамках
модели неустойчивого развития можно
добиться определенного уровня ста-
бильности и безопасности, необходи-
мого для перехода к стратегии устой-
чивого развития. В годовом докладе
о работе Организации Объединенных
Наций за 1999 год «Предотвращение
войн и бедствий: глобальный вызов
растущих масштабов» генеральный
сек ретарь ООН Кофи Аннан отметил,
что «справедливое и устойчивое раз-
витие является одним из необходимых
условий обеспечения безопасности, од-
нако обеспечение минимальных стан-
дартов безопасности, в свою очередь,
является одной из предпосылок раз-
вития. Стремление решить одну задачу
в отрыве от другой не имеет большого
смысла».
Принципы обеспечения безопас-
ности могут быть и специфичными,
и общими для обеих моделей. Так,
основные принципы обеспечения без-
опасности, сформулированные в зако-
не «О безопасности», характерны как
для традиционной, неустойчивой, мо-
дели развития, так и для модели устой-
чивого развития. Среди них — закон-
ность, соблюдение баланса жизненно
важных интересов личности, общества
и государства, взаимная ответствен-
ность личности, общества и государ-
ства в отношении обеспечения безопас-
ности, интеграция с международными
системами безопасности. Интеграция с
международными системами безопас-
ности всех видов (в том числе — эко-
логической), с одной стороны, требует
по-новому ставить проблему безопас-
ности отдельного государства, а с дру-
гой — вызывает необходимость четкой
гармонизации и реализации концепции
«безопасность — устойчивое развитие»
на уровнях отдельного предприятия,
региона, мегаполиса и страны в целом.
Сегодня безопасность любо-
го объекта (субъекта) не может быть
обеспечена в полной мере без обес-
печения безопасности в мировом мас-
штабе. Поэтому усилия, направляемые
на обеспечение безопасности отдель-
но взятого государства, общества, лич-
ности, фирмы, должны одновременно
способствовать и глобальной безопас-
ности, то есть безопасности всего чело-
вечества. В XXI веке обеспечение без-
опасности конкретных объектов, всей
человеческой культуры во многом бу-
дет зависеть от того, насколько гло-
бальным станет переход человечества
к устойчивому развитию. Это означает
также, что процессы, происходящие на
любом направлении поступательного
движения общества (экономическом,
финансовом, культурном, информаци-
онном и т.д.), должны «работать» не
на старую модель цивилизации, а на
ее глобально управляемое устойчивое
развитие.
Действия по обеспечению безопас-
ности любого объекта не должны про-
тиворечить международно-глобальным
императивам устойчивого развития.
Сказанное относится не только к эко-
логической, но и к экономической, ин-
формационной, социальной безопас-
ности и т.д.
Столь тесная взаимосвязь всеобщей
безопасности страны и мирового со-
общества с моделью устойчивого раз-
вития определяет пути дальнейшего
человеческого существования. В каче-
стве методологической основы подоб-
ного видения должны использоваться
все средства исследования будущего,
В XXI веке обеспечение безопасности
конкретных объектов, всей человеческой
культуры во многом будет зависеть от того,
насколько глобальным станет переход
человечества к устойчивому развитию
Компетентность 3/54/2008
МЕНЕДЖМЕНТ 9
включая прогностические, футуроло-
гические, системные, ноосферные и
другие подходы, определяющие специ-
фику проблемы безопасности.
Принцип взаимосвязи и соответ-
ствия измерений устойчивого разви-
тия и видов безопасности должен стать
методологическим ориентиром как для
дальнейших исследований в области
проблем безопасности и устойчивого
развития, так и для разработки соот-
ветствующих государственных доку-
ментов.
Реализация этого принципа требует
нового подхода (новых принципов) к
постановке и решению проблем без-
опасности, согласованного с подходом
к решению проблем устойчивого раз-
вития. Мы видим два главных аспекта
формирования нового подхода. Первый
аспект: согласование может достигать-
ся только при соответствии принципов
развития экономики в целом и роста
безопасности. Поскольку мировое со-
общество переходит к инновационному
пути развития, то и обеспечение более
высокого уровня безопасности долж-
но достигаться за счет инновационных
технико-экономических решений.
Второй аспект: необходимость ру-
ководствоваться принципом «лучше
предупредить опасность, чем устра-
нять ее разрушительные последствия».
Важность обеспечения экологической
безопасности России обусловлена при-
оритетами официальной российской
политики, направленной на защиту
национальной безопасности России в
связи с ростом внешних и внутренних
угроз.
Новые специалисты и новые