Принципы отбора знаний о природе
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
2.4.1. Концепция экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой
2.4.2. Принципы отбора знаний о природе для детей дошкольного возраста
2.4.3. Содержание экологического образования дошкольников (Рыжова)
2.4.4. Алгоритм анализа программ
2.4.5. Экологическое образование детей дошкольного возраста в существующих программах
а) комплексных
б) парциальных
Концепция экологического воспитания дошкольников
С.Н. Николаевой
(С.Н. Николаева, «Методика экологического воспитания дошкольников»)
Концепция – это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепция – новые документы, с них начинается создание любого нового направления. Они определяют цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры.
Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный подход в педагогике.
Введение
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.
Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций.
В России значительные локальные экологические нарушения - имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которых происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве. Из-за этих нарушений ареалы потеряли способность к самоочищению и самовосстановлению, их развитие идет в направлении полного разрушения и распада.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы:
· материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году,
· документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987),
· Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991),
· «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994).
Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение:
· Концепцию дошкольного воспитания (1989)
· Концепцию общего среднего экологического образования (1994).
Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.
Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии и к людям, охраняющим и созидающим ее, а также и людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
· передачу экологических знаний
· и их трансформацию в отношение.
Знанияявляютсяобязательнымкомпонентомпроцесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
· Связь растительных и животных организмов со средой обитания.
· Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов
· Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность
· Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств
«ОТНОШЕНИЕ» - КОНЕЧНОЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра
- практическая деятельность
- создание изопродукции
- общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира
- экспериментирование
- речевая деятельность
- обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова
- наблюдение
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания
ВОСПИТАТЕЛЬ – НОСИТЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта его личности определяют результат его деятельности – продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:
1) Понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действительная готовность изменить ее;
2) Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;
3) Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психологическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Уровни:
· Федеральный
· Республиканско-областной
· Районно-городской
· Уровень дошкольного учреждения:
- организация зеленой зоны
- накапливание и систематизация учебно-наглядного методического материала и оборудования
- проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения
- пропаганда экологических знаний среди родителей
- установление связей с различными учреждениями
Функции эколога-специалиста:
Ø Бионадзор зеленой зоны учреждения, руководство ее правильной, экологически грамотной организацией и содержанием
Ø Систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии – теоретическое и практическое повышение квалификации и уровня экологической культуры воспитателей
Ø Разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосистемами, комплексные занятия, экскурсии в природу и др.)
Принципы отбора знаний о природе