И охраны окружающей среды. Федеративные договоры
Понятие, особенности, классификация
И система источников экологического права
Классификация может быть проведена по ряду оснований.
1. По юридической силе:
а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;
б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами (принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления).
2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.
Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. Конституция РФ.
Специальные: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.
По характеру правового регулирования.
Нормативные правовые акты материального характера- акты, содержащие материальные нормы права. Устанавливают права и обязанности, ответственность участников соответствующих отношений.
Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду и т.д.
4. По своему характеру можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми.
Систему источников экологического права образуют:
- Конституция РФ,
- федеративные договоры,
- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
- федеральные законы,
- нормативные правовые акты Президента РФ,
- нормативные правовые акты Правительства РФ,
- нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,
- конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
- локальные нормативные правовые акты,
- судебные решения.
- обычай - имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования.
Конституционные основы регулирования природопользования
и охраны окружающей среды. Федеративные договоры
Две группы норм: общего характера и "чисто" экологические.
К общим относится ст. 1: "Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство"; ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Принцип разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Специальные - экологические нормы. ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 9 Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.
В соответствии с п. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
Ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3).
Закрепляет в ст. 42право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.
В ведении Российской Федерации находятся:
- регулирование и защита прав человека и гражданина;
- федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
- ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
В совместном ведении находятся:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.
4. Федеральный закон "Об охране окружающей среды":
прежний Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", принятый 19 декабря 1991 г.
1) К достоинствам можно отнести претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. требования об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации. об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.
2)Нормирование допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). важно - предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр.
3)Законом установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.
4) положение об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 38).
5) при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.
6) Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации,
7) запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).
8) исключена статья о материальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащая экологических характеристик.
Критикуется: 1) не отражены: а) произошедшие изменения социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. 2) содержит множество декларативных положений. 3) не использованы современные средства юридической техники. 4)Не регулируются процессуальные отношения. 5)Текст Закона изобилует стилистическими погрешностями.