Этап 3. Выбор соответствующего метода оценки
Метод оценки выбирает лицо или комиссия по таблице 2. При использовании таблицы 2 необходимо обратить внимание на следующее:
- описанные методы представляют диапазон возможностей и не могут быть применимы во всех ситуациях;
- различные описанные методы могут отличаться по своей надежности;
- обычно для достижения того, чтобы результат был объективным, согласующимся, беспристрастным и достоверным, выбирают сочетание методов.
Таблица 2 - Методы оценки
Метод оценки | Цель | Примеры |
Анализ записей (документов) | Проверка квалификации аудитора | Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте по аудиту |
Положительная и отрицательная обратная связь | Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора | Инспектирование деятельности, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег |
Собеседование | Оценка личных качеств и навыков по умению взаимодействовать, уточнение информации и знаний по тестам и получение дополнительной информации | Собеседование с глазу на глаз и по телефону |
Наблюдение | Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков | Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита, деятельность на рабочем месте |
Тестирование | Оценка личных качеств и их применение | Устные и письменные экзамены, психометрические тесты |
Анализ деятельности после аудита | Получение информации там, где прямое наблюдение невозможно или неприемлемо | Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами и с аудитором |
Этап 4. Проведение оценки
Собранную информацию о персонале сравнивают с критериями, установленными на этапе 2. Если персонал не соответствует критериям, указывают на необходимость дополнительного обучения, опыта работы и (или) участия в аудите, после чего проводят повторную оценку.
В таблице 3 приведены примеры использования и документирования этапов оценки для гипотетической программы внутреннего аудита.
Таблица 3 - Применение процесса оценки аудитора в гипотетической программе внутреннего аудита
Область компетентности | Этап 1 Личные качества, знания и навыки | Этап 2 Критерии оценки | Этап 3 Методы оценки |
Личные качества | Этичность, открытость, дипломатичность, наблюдательность, восприимчивость, многосторонность, упорство, решительность, уверенность | Удовлетворительная деятельность на рабочем месте | Оценка деятельности |
Общие знания и навыки | |||
Принципы аудита, процедуры и методы аудита | Способность проводить аудит согласно внутренним процедурам, обмен информацией с коллегами на рабочем месте | Завершенный курс обучения по внутреннему аудиту. Участие в трех аудитах в качестве члена группы по внутреннему аудиту | Анализ записей по обучению. Наблюдение. Отзывы коллег |
Документы систем менеджмента и ссылочные документы | Умение применять подходящие части Руководства по системе менеджмента и связанные с этим процедуры | Чтение и понимание процедур в Руководстве по системе менеджмента применительно к целям, области и критериям аудита | Анализ записей по обучению. Тестирование, собеседование |
Организационные ситуации | Способность эффективно функционировать с учетом уровня культуры организации, организационных структур и структуры отчетности | Работа в организации, по крайней мере, один год в качестве наблюдателя | Анализ записей по работе |
Применяемые законы, технические регламенты и другие требования | Способность идентифицировать и понимать применение соответствующих законов и норм, относящихся к процессам, продукции и/или обязательствам по охране окружающей среды | Полный курс обучения по законам, нормам, относящимся к деятельности и процессам, подвергающимся аудиту | Анализ записей по обучению |
Конкретные знания и навыки в области качества | |||
Методы и способы, имеющие отношение к качеству | Способность описывать внутренние методы управления качеством, умение отличать требования к испытаниям (тестированию) во время процесса производства и к заключительным испытаниям | Полный курс обучения по применению методов управления (контроля) качества. Демонстрация на рабочем месте использования процедур испытаний во время процесса производства и при заключительных испытаниях | Анализ записей по обучению. Наблюдение |
Процессы и продукция, включая услуги | Способность идентифицировать продукцию, процессы производства, технические условия и конечное пользование | Работа при планировании производства в качестве служащего. Работа в отделе по предоставлению услуг | Анализ записей по работе |
Конкретные знания и навыки в области охраны окружающей среды (экологии) | |||
Методы и технологии экологического менеджмента | Способность понимать методы для оценки деятельности в области экологического менеджмента | Полный курс обучения по оценке деятельности в области охраны окружающей среды | Анализ записей по обучению |
Наука и технология в области охраны окружающей среды | Способность понимать, как методы защиты от загрязнения и контроля выбросов (сбросов), используемые организацией, связаны со значимыми экологическими аспектами организации | Шесть месяцев работы в области защиты от загрязнений и контроля выбросов (сбросов) на производстве с аналогичной производственной средой | Анализ записей по работе |
Технический и экологический аспекты деятельности | Умение оценивать воздействие условий производства организации на окружающую среду (например, материалы, их взаимодействие друг с другом и потенциальное воздействие на окружающую среду в случае их утечки или выброса). Умение оценивать процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации в случае инцидентов, связанных с окружающей средой | Полный курс внутреннего обучения по хранению материалов, их смешиванию, использованию, утилизации и их воздействию на окружающую среду. Полный курс обучения по плану действий при чрезвычайных ситуациях в качестве члена группы чрезвычайного реагирования | Анализ записей по обучению, содержанию курса и результатов. Анализ обучения и записей по работе |
Приложение 9
ГОСТ Р 40.003-2005