Мегасвинокомплекс в Вадском районе: о людях снова не подумали

Очередной комплекс холдинга РБПИ

Опубликовано 16.01.2015 автором admin

На днях на всю Нижегородскую область было заявлено об открытии свиноводческого комплекса в Вадском районе. Вместе с тем, данный комплекс продолжает вызывать мощные протесты населения окрестных деревень

За скупыми цифрами

Новый свиноводческий комплекс возводится рядом с селом Елховка в Вадском районе и пребывает в высокой степени готовности и оснащенности. «Комплекс обладает всеми современными технологиями, касающимися содержания поголовья. Помимо всего, здесь предусмотрена мощная защита поголовья от африканской чумы», — пояснили инспектировавшие комплекс высокопоставленные чиновники правительства.

Планируется, что при запуске свинокомплекса Вадский район получит 165 рабочих мест. Постепенно в планах руководства нарастить поголовье в полтора раза – до 60 тысяч голов.

Начало производства намечено на май 2015 года. Изначально молодняк будет завезен из свинокомплекса, который располагается в Липецке. По словам министра сельского хозяйства региона Морозова, данный комплекс — альтернатива известному Ильиногорскому мясокомбинату (Володарский район).

— В Ильиногорском свинокомплексе оставим на содержание порядка 70 тысяч голов скота, а в новом свиноводческом комплексе в Вадском районе — не менее 180 тысяч голов, — пафосно сообщил министр с/х журналистам.

Перевозу подложили свинью?

Вместе с тем альтернатива Ильиногорскому свиноводческому комплексу в Вадском районе продолжает вызывать мощные протесты местных жителей. Прежде всего, проблем экологического характера.

При этом селяне считают, что лучше всех с этой задачей «пудрить мозги населению» справился глава администрации Вадского района Ураев. Как поясняют жители села Тилинино Перевозского района в открытой жалобе к главному федеральному инспектору по Нижегородской области, «стройка располагается на возвышенности, точно на границе Вадского и Перевозского районов». Глава администрации Вадского района Ураев, по оценке авторов письма, сознательно отвел от своего района (увел на задворки района) этот объект и выделил земельный участок так, чтобы и загрязненный воздух, и отходы свиноводческого комплекса попадали на соседний Перевозский район: «Теперь неблагоприятное воздействие на атмосферу, почву и реку Пьяна (высокий уровень грунтовых вод) для нас гарантировано…»

Выясняется, что в Вадском районе, не поставив соседей в известность, тихо провели общественные слушания по вопросу строительства свиноводческого комплекса на 6000 (!) основных свиноматок в 2,5 км от села Елховка. Земское собрание Вадского района тоже потихому одобрило проект. Видимо, была массово организована скупка земельных паев СПК «Прогресс» у крестьян, которые давно не получали зарплаты. Таким образом, у инвестора возникла «зеленая площадка» в сотни га.

А вот жителей, например, села Тилинино Перевозского района, которое располагается на расстоянии около 1 км от будущего свинокомплекса, никто почему-то не спросил. Хотя здешняя «роза ветров» такова, что под «ароматическую атаку поросячьих отходов» попадут как раз села Перевозского района, а возможно, и собственно райцентр Перевоз. Жители села Тилинино о масштабном строительстве узнали, что называется, по факту. Когда 14 октября 2012 года, до выдачи разрешений о строительстве, приехала тяжелая техника и начала выравнивать грунт одной из четырех площадок.

Немного истории

Промышленное свиноводство появилось в России только в середине 2000-х: в СССР большую часть свинины производили в личных подсобных хозяйствах. Совхоз на 3 тыс. свиней уже считался большим. Нынешние свинокомплексы — это десятки и сотни тысяч голов. Между тем, свиноводство — самая выгодная отрасль животноводства. Если вы сегодня купили поросенка (месячную свиноматку), то через год у вас уже имеется от нее 10-12 поросят. Для сравнения: купите месячную телочку и получите всего одного теленка и только через три года. Поняв, где прибыль зарыта, коммерсанты начали вытряхивать из бюджета миллиарды рублей государственных кредитов.

Но есть еще одна сторона медали, как правило, пока невидимая селянам. Известно, что ближайшие к новым свинокомплексам личные подсобные хозяйства и даже бывшие совхозы-колхозы, как правило, уничтожаются на корню под лозунгом борьбы с африканской чумой свиней. Именно так было в Володарском районе в феврале 2011 года. Все подсобные хозяйства «зачистили». Правда, давали крестьянам компенсации. Буквально копейки…

«Когда наши коммерсанты закупали на Западе оборудование для выращивания и переработки свиней полного цикла, в целях экономии, выбрасывается звено по переработке навоза», — рассказал консультант Роспотребнадзора Алексей Бормашов.

Вот почему чистая прибыль немецких свиноводов составляет 4% в год, а в России — 100% и выше!

Но даже при таких сверхприбылях думать о безопасности производства свиные магнаты не собираются. Буквально на днях общественная палата РФ обратила внимание кабинета министров на экологические риски, которые несет животноводческая отрасль.

Медики констатируют: у жителей окрестных сел и деревень, находящихся вблизи свиных мегакомплексов, развиваются болезни, приводящие к инвалидности. От вдыхания ядовитых навозных испарений начинаются легочные заболевания, страдают мозг, почки и печень. Кстати, рядом с «великой стройкой» находится водоем – речка Теша, которая разливается весной и в состоянии захватить все нечистоты. Деревня Тилинино просто утонет в отходах при первой нештатной ситуации. Комплекс втрое повысит нагрузку на экологию Перевозского района, до сих пор являющегося экологически чистым и привлекательным, с точки зрения проживания и экологического туризма. Сюда на летний отдых отправляются десятки детей. Это очень отрицательно скажется на чистоте протекающей неподалеку реки Пьяна и безопасности прилегающих территорий Перевозского, Бутурлинского, Сергачского и других районов области.

При этом, в наших судах взаимосвязь между болезнями и свиным навозом почти невозможно доказать. Зато сами «свиные короли» охотно засуживают своих оппонентов.

«Лично меня обвиняют и в клевете, и в подрыве деловой репутации», — рассказал эколог из Адыгеи, представитель Всероссийского общества охраны природы Валерий Бриних. Его война с местным свинокомплексом началась после того, как экологи обнаружили, что промышленный гигант просто сбрасывает навозные стоки в реку, хотя по закону должен выдерживать отходы жизнедеятельности хрюшек в специальных навозохранилищах не менее 6 месяцев. Тогда из вещества 3-го класса опасности навоз превращается в вещество 4-го класса, то есть малоопасное, его уже можно применять в качестве удобрения.

Свежий свиной навоз по токсичности сравним с ртутью, а по эффективности, как удобрение — с фекалиями человека, кошек и собак. То есть в этом качестве бесполезен. Почему? Потому что свинья, в отличие от коровы, лошади и прочих травоядных, животное всеядное. Плюс ко всему болеет теми же болезнями, что и человек.

В связи с этим в ряде стран применение свиного навоза в качестве удобрения либо вовсе запрещено, либо разрешено только после глубокой переработки. В США, например, большая часть свиного навоза просто утилизируется.

Переработка навоза, с точки зрения наших коммерсантов, стоит дорого. Самое простое — хранить в открытых лагунах наподобие бассейна. Для свинокомплекса на 100 тыс. голов нужен бассейн размером в гектар и глубиной с трехэтажный дом. Но даже в таком отстойнике места часто не хватает. Вот и сливают дерьмо на поля, в леса и реки.

В Европе давно отказались от мегакомплексов

Общественная палата обратилось в правительство РФ запретить отстаивание навоза в открытых бассейнах, а за незаконный слив свежей массы ввести солидные штрафы. По мнению экспертов, все свинокомплексы с количеством голов выше 12 тыс. должны закупить специальное оборудование для переработки навоза.

Другое предложение Общественной палаты — вернуться от промышленного свиноводства к мелким хозяйствам.

Эколог Валерий Бриних указывает на то, что Россия пришла к промышленному свиноводству в тот момент, когда в развитых странах от него отказываются. В Нидерландах, Дании, Англии и Франции на промышленное свиноводство приходится всего 10% общего объема свинины. Даже в Китае, который не очень-то заботится об экологии, эта цифра составляет всего 4%. Остальное дают мелкие хозяйства. Навоз в них смешивается с подстилкой-соломой. В течение года в соломе он перегнивает в безопасное удобрение. На крупных же комплексах никакой подстилки нет, навоз просто смывается. Так образуются токсичные стоки.

«Водой с навозом орошают поля, хотя по закону он должен вноситься под запашку. А они орошают, когда на полях уже растут овощные культуры. Под солнцем из навоза начинают выделяться аммиак и сероводород, жители не могут дышать из-за зловония, вода в колодцах становится отравленной», — говорит Валерий Бриних.

Отходы индустриальных свиноферм в качестве удобрений в ряде стран использовать запрещено даже через полгода: в них содержится около 400 опасных субстанций, включая тяжелые металлы, антибиотики, гормоны, пестициды, черви, болезнетворные вирусы и микробы. Остатки антибиотиков в ядовитом месиве вызывают развитие особых организмов, устойчивых к антибиотикам.

Главный эксперт по развитию отрасли Национального союза свиноводов Григорий Аксаньян согласен: «Да, начиналось все второпях... Новые проекты свинокомплексов надо только с переработкой навоза рассматривать». А что делать со старыми? С теми, которые второпях? Производители просят помощи у государства. Нормально, да? Прибыль, значит, в 100% получать будет крупный бизнес, а его отходы расхлебывать государство!

И, похоже, сливать навоз куда попало свинокомплексы продолжат: велел же президент не мучить бизнес проверками.

Понятно, что уже построенные гиганты сносить не будут. Но возводить новые под разговоры об импортозамещении тоже неправильная практика.

Тем временем жители близрасположенных сел продолжают собирать подписи протеста. Они утверждают, что таковых могут собрать тысячи. Главное же состоит в том, что люди обоснованно считают себя обманутыми. Их просто нахально «обошли» и не выслушали.

Аделаида СИНИЦИНА

Наши рекомендации