Тема7. Экологическое сознание и экологическая культура
Исторический аспект - 2 ч.
1. Освоение природы человеком.
2. Особенности восприятия природы первобытными людьми.
3. Аграрная культура и природа.
4. Индустриальное общество и природа.
5. Постиндусриальное общество: проблемы и перспективы.
6. Становление экологического сознания.
Список литературы
1. Тайлор, Б. Д. Первобытная культура [Текст] / Б. Д. Тайлор. – М., 1989. - С. 355-388.
2. Леви-Брюлъ, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Текст] / Л. Леви-Брюлъ. – М., 1994. - С. 177-283.
Контрольные вопросы
1. Раскройте особенности взаимоотношения человека и природы в охотничье-собирательской культуре.
2. Какие взаимоотношения человечества и природы существовали в аграрной культуре.
3. Дайте характеристику взаимодействия человека и природы в индустриальном обществе.
4. Что включает в себя идеал ноосферы.
5. Раскройте суть концепции устойчивого развития.
Темы для рефератов
Способы взаимоотношения природы и человека на заре цивилизации.
Экологические последствия взаимоотношений человека и природы в аграрной культуре.
Состояние здоровья человека в индустриальную эпоху.
Научное знание в развитии взаимоотношений общества и природы.
Теория ноосферы В.И. Вернадского.
Тема 2. Глобальные проблемы человечества – 2 ч.
План
1. Рост численности человечества.
2. Ресурсный кризис.
- земельные ресурсы: почва, минеральное сырье, ;
- энергетические ресурсы;
3. Возрастание агрессивной среды.
4. Изменение генофонда.
Список литературы
1. Бухвалов, В. А.. Введение в антропологию [Текст] / В. А. Бухвалов, Л. В. Богданова – М., 1995.
2. Никаноров, А. М. Экология [Текст] / А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая. – М., 1999.
3. Петров, К. М. Общая экология [Текст] / К. М. Петров. – М., 1998.
Контрольные вопросы
1. Перечислите негативные последствия роста численности населения на Земле.
2. К чему может привести ресурсный кризис.
3. Процесс урбанизации и его последствия.
4. В чем заключается проблема обеспечения промышленности минеральным сырьем.
5. Каковы перспективы решения энергетического кризиса в мире.
6. Перечислите основные характеристики агрессивной среды.
7. Каковы последствия изменения генофонда человечества.
Темы для рефератов
Технократический стиль мышления и его влияние на окружающую среду.
Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.
Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы – 2 ч.
План
1. Что такое экологическая этика.
2. Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.
3. Сущность антропоцентризма и его общая характеристика.
4. Сущность натуроцентризма и его общая характеристика.
Список литературы
1. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Н. А. Бердяев. – М., 1989. - С. 293-325.
2. Ролстон, X. Существует ли экологическая этика? Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности [Текст] / Х. Ролстон. – М., 1990. - С. 258-288.
3. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] / А. Швайцер. - М., 1992. – С. 216- 229.
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя понятие «экологическая этика».
2. Перечислите четыре типа взаимоотношений человека и природы.
3. Что включает в себя экологизация морального сознания.
4. Раскройте суть принципов экологической этики.
5. Дайте характеристику трем фундаментальным направлениям понимания сути взаимодействия человека и природы.
Темы для рефератов
Экологическая мораль.
Экология и религия.
Ненасилие как нравственный принцип.
Ненасильственной взаимодействие человека, общества и природы.
Тема 4. Современный экологический кризис и пути его преодоления – 2ч.
План
1. Понятие и причины экологического кризиса.
2. Проблемы загрязнения и пути их решения.
3. Нарушение равновесия между природными системами.
4. Глобальный и локальный характер экологических кризисов.
Список литературы
1. Атфилд, Р. Этика экологической ответственности. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности [Текст] / Р. Атфилд. – М., 1990. – С. 203-257.
2. Горюнов, В. П. Техника и природа [Текст] / В. П. Горюнов. – Л., 1980.
3. Железное, Ю. Д. Человек в природе и обществе [Текст] / Ю. Д. Железное. – М., 1995.
4. Корнеева, А. И. Общество и окружающая среда [Текст] / А. И. Корнеева. – М., 1985.
5. Лемешев, Я. М. Пока не поздно [Текст] / Я. М. Лемешев. – М., 1991.
6. Моисеев, Н. Н. Восхождение к разуму [Текст] / Н. Н. Моисеев. – М., 1993.
7. Олейников, В. Экологические альтернативы НТР [Текст] / В. Олейников. – М., 1987.
8. Реймерс, Н. Ф. Экология [Текст] / Н. Ф. Реймерс. — М., 1994. – С. 124-219.
9. Сорокин, Н. Кризис нашего времени [Текст] / Н. Сорокин. – М., 1992.
10. Фролов, И. Т. Перспективы человека [Текст] / И. Т. Фролов. – М., 1983.
11. Шахназаров, Г. Х. Куда идет человечество [Текст] / Г. Х. Шахназаров. – М., 1985.
12. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] / А. Швейцер. – М., 1992. – С. 44-79.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные параметры экологического кризиса.
2. Что включает в себя группа непосредственных воздействий на окружающую среду.
3. Раскройте последствия изменения и загрязнения окружающей среды.
4. Колледж чему ведет нарушение равновесия между природными системами.
5. Какие перспективы решения экологического мира существуют в современном мире.
Темы для рефератов
Исторические корни нашего экологического кризиса.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
Тема 5. Международное сотрудничество в охране окружающей среды – 4 ч.
План
1. Экологические законы и стандарты различных стран мира.
2. Международные экологические организации и движения,
3. Судьба планеты Земля по прогнозам «Римского клуба»
4. Отказ от войны как условие выживания человечества.
Список литературы
1. Маршал, У. Мой радиоактивный сад [Текст] / У. Маршал. – М., 1991.
2. Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде [Текст] / Т. Миллер. – М., 1993.
3. Эдберг, А. Трудный путь к воскресению [Текст] / А. Эдберг. – М., 1989.
4. Экологическая антология [Текст]. – М., Бостон, 1992.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
2. Перечислите международные организации в области охраны окружающей природной среды.
3. Назовите основные направления деятельности Европейского союза по правовой охране окружающей среды.
4. Перечислите права и обязанности граждан в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».
Темы для рефератов
Экологическое право в России.
Международное право и окружающая среда.
Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека.
Тема 6. Социальная экология и экологические движения – 2 ч.
План
1. Разновидности общественных экологических движений и гражданских инициатив.
2. Программы экологических движений России.
3. Международные экологические движения.
Список литературы
1. Данило, Ж. Маркович. Социальная экология [Текст] / Данило Ж. Маркович. – М., 1996.
2. Дницкий, О. Н. Экологическое движение и контекст: становление гражданского общества в посттоталитарной среде [Текст] / О. Н. Дницкий // Социологические исследования. – 1992. - № 12.
3. Никитин, П. Окружающая среда и человек [Текст] / П. Никитин, В. Новиков. – М., 1986.
4. Тугаронов, В. П. Природа, цивилизация, человек [Текст] / В. П. Тугаронов. – Л., 1978.
5. Экологическая политика: роль движений и гражданских инициатив [Текст] // Социологические исследования. – 1992. - №10.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные экологические движения, работающие за рубежом.
2. Какова роль экологического движения в формировании нового миропонимания.
3. Перечислите организационные формы экологического движения в России.
4. Определите главные методы деятельности экологических организаций.
5. Перечислите задачи, обозначенные в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», для общественных экологических организаций.
Темы для рефератов
Исторические аспекты возникновения экологического движения в России.
Экологическое движение в современной России.
Детское экологическое движение в Кировской области.
Тема7. Экологическое сознание и экологическая культура.
План
1. Характеристика понятий экологическое знание, экологическое сознание, экологическая культура и проблемы их взаимоперехода.
2. Процессы и формы адаптации человека и социума к окружающей среде как способ инициации социальных преобразований и эволюционных изменений человеческой деятельности.
3. Особенности формирования и структура экологических потребностей и ценностей. Принципы и установки экологического сознания.
4. Экологическая культура как культура экологической деятельности. Процесс формирования экологической культуры и переход от природных знаний к экологическому сознанию. Экологический стиль жизни.
Список литературы
1. Абрамова, Ю. Ф. Лицей эколого-информационных технологий [Текст] / Ю. Ф. Абрамова, М. П. Алешкевич, А. М. Буровский, А. К. Костин. – Иркутск, 1998.
2. Захлебный, А. Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования [Текст] / А. Н. Захлебный. – М., 1991.
3. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М., 1995.
4. Моисеев, Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование. Философские аспекты социальной экологии [Текст] / Н. Н. Моисеев. – М., 1996. – С. 1-12.
5. Сластенина, Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя [Текст] / Е. С. Сластенина. – М., 1984.
- Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. Новосибирск, 1987.
- Петров К.М. Экология человека и культура. СПб., 1999.
- Hиконорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. М., 1994.