Вопрос 50. Особенности возмещения вреда, причинённого окружающей среде.
В акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде указываются:
- сведения о государственном органе (должностном лице), установившем факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица);
- время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, нормы которых нарушены;
- результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они выполнялись), подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде;
- размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
В целях реализации указанных нововведений Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042 утверждено Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде. Также принято Постановление Минприроды от 18 августа 2008 г. № 71 «Об утверждении правил определения массы загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них, для целей исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».
В Положении предусмотрены конкретные факты, при установлении которых вред считается причиненным, методы определения вреда, порядок составления акта.
Законом «Об охране окружающей среды» предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения споров по поводу возмещения вреда окружающей среде. Согласно ст. 101-3 названного закона до предъявления иска на основании акта составляется претензия о возмещении вреда. К претензии прилагается вышеуказанный акт. При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать двух месяцев со дня предъявления претензии.
В случае отказа (полного или частичного) от возмещения вреда к причинителю предъявляется иск. Иск подается органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции, либо прокурором. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Как экологическое, так и гражданское законодательство предусматривает два способа возмещения вреда – в натуральном и в денежном выражении.
Возмещение вреда окружающей среде в натуральном выражении может осуществляться посредством восстановления нарушенного состояния природной среды за счет собственных средств причинителя вреда. При этом размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде (ч. 3 ст. 101-1 Закона «Об охране окружающей среды»). Сроки восстановления предусматриваются в предписании, претензии о возмещении вреда и решении суда.
Согласно ст. 101-1 Закона «Об охране окружающей среды» размер вреда, причиненного окружающей среде, в денежном выражении определяется в соответствии с таксами или по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Такса – это условная единица денежной оценки размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде (ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды»). В данный момент таксы предусмотрены указами Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» и от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».
В случае если таксы не установлены, размер вреда подсчитывается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Состав затрат определяется исходя из видов и объема работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включая затраты на разработку, рассмотрение, согласование, утверждение проектной документации, наблюдение за состоянием окружающей среды, компонента природной среды и прогноз его изменения в период проведения указанных работ, неполученные государством доходы.
По общему правилу лицо, причинившее экологический вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ст. 372, 933 ГК).
Вместе с тем гражданское законодательство предусматривает возможность возмещения вреда, в том числе и экологического, и при отсутствии вины причинителя вреда. Такое же правило закреплено и в Законе «Об охране окружающей среды» в связи с изменениями, внесенными Законом от 21 декабря 2007 г. и вступившими в силу с 1 июля 2008 г.
Статья 101-2 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экологически опасную деятельность, обязаны возместить вред, причиненный окружающей среде в результате указанной деятельности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы». Понятие экологически опасной деятельности определено в ст. 1 указанного закона, под которой понимается строительство, эксплуатация, демонтаж или снос объектов, иная деятельность, которые создают или могут создать ситуацию, характеризующуюся устойчивым отрицательным изменением окружающей среды и представляющую угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства». Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной установлены Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349 в зависимости от кода Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности.
В соответствии с судебной практикой к источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия, загрязняющие окружающую среду, опасные химические вещества, используемые в лесном, сельском хозяйствах, нефтепродукты и т. п. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности либо ином законном основании.
Вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.
Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате трансграничного воздействия на окружающую среду, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.