Из Рекомендаций парламентских слушаний
«Проблемы экологического воспитания
и образования в России» от 22.09.98 г.
Цель - воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования.
Задачи:
- создание федеральных и региональных баз данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
- обмен опытом в области экологического воспитания дошкольников с другими странами;
- разработка требований в области экологического образования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, и экологического компонента базисных характеристик личности ребенка-дошкольника;
- организация экспериментальных площадок федерального и регионального уровней на базе лучших дошкольных учреждений; - введение в дошкольных учреждениях должности воспитателя-эколога.
Основные направления:
- воспитание любви и уважения к природе, понимания ее самоценности;
- формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть красоту природы;
- формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения);
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
- формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
- воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
- формирование основ экологической культуры;
- приобщение к общественно-полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями;
- формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
- привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению ее состояния.
Средства:
- педагогические модели, основанные на принципах интеграции и экологизации всего образовательного процесса (формирование экологического мировоззрения через все виды деятельности ребенка: музыкальную, художественную, экспериментирование, наблюдение и т.п.);
- экологизация развивающей предметной среды, комплекс условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений (экологические комплексы, живые уголки, отдельные комнатные животные, растения), так и за их пределами (экологические тропинки, сады, огороды и т.п.);
- методики экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
- программы экологического образования сотрудников дошкольных учреждений;
- система координации работы дошкольного учреждения в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, заповедники, медицинские учреждения и др.) и общественными организациями.
Первоочередные мероприятия:
- создать федеральные и региональные базы данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
- провести обмен опытом в области экологического воспитания дошкольников с другими странами;
- разработать требования в области экологического образования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, и экологический компонент базисных характеристик личности ребенка-дошкольника;
- продолжить организацию экспериментальных площадок федерального и регионального уровней на базе лучших дошкольных учреждений;
- обобщить и распространить наиболее удачный опыт работы экспериментальных площадок разного уровня в виде книг и видеофильмов;
- подготовить к изданию серии учебно-методических комплектов, методических и наглядных пособий, научно-популярных книг для педагогов и книг для детей, выпустить экологически ориентированные игрушки и игры (включая компьютерные), оборудование, видеофильмы, аудиозаписи, детские теле- и радиопередачи, фильмы, мультфильмы, периодические издания экологического содержания;
- организовать ежегодные всероссийские, региональные выставки, конкурсы среди дошкольных и образовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому образованию и конференции по обмену опытом;
- организовать регулярную подготовку и переподготовку кадров в области экологического воспитания дошкольников;
- ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ