Тема 3. Управление устойчивым развитием

Пояснительная записка

для самоподготовки студентов заочной формы обучения по учебной дисциплине «Устойчивое развитие»

1. На установочной лекции студентам доводится перечень вопросов, которые выносятся на зачетную сессию и выдаются основные принципы построения тестового контроля, список литературы и ссылки на электронный конспект лекций. Объясняются критерии набора 100 баллов.

2. Критерии набора 100 баллов:

2.1. Посещение лекционных и практических занятий и активность посещения

4 часа * 4 балла = 16 баллов, активное обсуждение проблемных вопросов – 4 балла.

2.2. Контрольная (модульная) работа по вопросам, выносимым на зачетную сессию (модуль 1)

2 вопроса * 20 = 40 баллов.

2.3. Тестирование во время, отведенное для зачета (модуль 2)

14-15 тестов – 40 баллов

12-13 тестов – 33 балла

10-11 тестов – 26 баллов

8-9 тестов – 20 баллов

менее 8 тестов – оценка по модулю не проставляется.

Тесты содержат 4 предполагаемых ответа на вопрос, один из них правильный.

3. На лекциях и практических занятиях преподаватель доводит до студентов дополнительный материал, который не вошел в электронный конспект лекций, рассматривает узловые вопросы и акцентирует внимание на тестовой части по лекционному материалу. Поэтому к моменту прочтения дисциплины на зачетной сессии студент должен самостоятельно подготовится по отдельным вопросам, по которым есть ссылка на электронный конспект лекций и дополнительной литературе (смотреть список литературы в конспекте лекций)

Лектор

к.э.н., профессор А.А.Бакунов

Учебная дисциплина «Устойчивое развитие»

Вопросы, которые выносятся на зачетную сессию

Модуль 1. Основные положения теории и практики устойчивого развития

Тема 1. Основы устойчивого развития

1.1. Понятие устойчивого развития

1.2. Три составляющие устойчивого развития: социальные, экономические и экологические (электронный конспект лекций)

1.3. Цели устойчивого развития

1.4. Принципы обеспечения устойчивого развития

Тема 2. Формирование устойчивого состояния экономики в контексте экосистемного регулирования

2.1. Биосфера: понятие, состав, границы (самоподготовка по электронному конспекту)

2.2. Краткая характеристика системы показателей и индикаторов устойчивого развития: экологические, экономические, социальные, институциональные (электронный конспект лекций)

2.3. Основы устойчивого развития систем

2.4. Основы экосистемного регулирования

2.5. Открытые стационарные системы: понятие, факторы развития (Изменчивость, наследственность, отбор) (электронный конспект лекций)

Тема 3. Управление устойчивым развитием

3.1. Мониторинг устойчивого развития: понятие, цели, проблемы (электронный конспект лекций)

3.2. Условия формирования устойчивого состояния экономики

3.3. Понятие ограничений и их влияние на процессы устойчивого развития (электронный конспект лекций)

3.4. Методы управления природой: форма и сущность (жесткие и мягкие) (электронный конспект лекций)

3.5. Реальное состояние системы «природа, человек, социум»; политический, экономический, экологический и социальный реализм (самоподготовка по электронному конспекту)

3.6. Современные проблемы обеспечения устойчивого развития

3.7. Воспроизводственный механизм экологически обусловленной трансформации экономики

Модуль 2. Ситуационные вопросы, проблемные задачи и тесты по устойчивому развитию

2.2.1. Тесты по словарю основных понятий (электронный конспект лекций)

Обратить особое внимание на понятия: атмосфера, биосфера, гомеостаз, деструктивность, литосфера, магнитосфера, ионосфера, геосфера, метаболизм, мутация, открытие системы, природа, рекреация, самоорганизация, система, составляющие жизнедеятельности, устойчивое развитие, социология, человек, филогенез, экологический кризис, экосистема, эпоха.

2.2.2. Тесты по лекционному материалу, предоставленному студентам на сессии

Лектор

к.э.н., профессор А.А.Бакунов

Модуль I. Основные положения теории и практики устойчивого развития

Тема 1. Основы устойчивого развития: цели и задачи, принципы и показатели

1.1. Понятие устойчивого развития

Научно-технический прогресс и рост народонаселения обусловливает обострение отношений между человеком и природой.

Современное общество стремится достичь устойчивого развития экономики и сбалансировать качество жизни с возможностями окружающей природной среды.

Следует понимать, что экономический рост не должен превышать возможностей природной среды.

Об устойчивом развитии написаны сотни книг, тысячи статей. Поэтому настало время не только знать, что такое устойчивое развитие, но и уметь его обеспечить в личной жизни, на предприятии, в обществе, то есть как удержать равновесие между стремлением людей к неограниченному потреблению и ограниченной возможностью природных систем.

Сегодня социально-экономическое развитие человечества напоминает шаги канатоходцев над пропастью.

Основополагающее определение устойчивого развития было принято на саммите в Рио в1992г.

Устойчивое развитие – это такое развитие, которое способствует удовлетворению потребности в настоящий момент времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

То есть, необходимо поддержание равновесного состояния трех взаимосвязанных ключевых систем: человека (миллиарды людей), природа или биосферы (триллионы особей флоры и фауны) и экономики (общества) (сотни миллионов экономических субъектов).

Но парадоксом является то, что человек сам же разрушает биосферу (рост населения; перестраивая свою жизнь человек изменяет и природу).

Экологи считают, что сегодня осталось только два возможных пути сохранить устойчивость природных условий на планете: ограничить рост населения Земля и научиться изменять процессы общественного производства и потребления, предупреждать их негативное воздействие на природу, причем скорость снижения этого воздействия должна опережать темпы роста населения или хотя бы им соответствовать.

Таким образом, следует акцентировать внимание на том, что в определении устойчивого развития присутствует как бы два вектора: материальный – определяющий вещественно-энергетические условия равновесности на Земли оставить поколениям и социально-личностный – определяющий предпосылки реализуемости условия экономической сбалансированности (и чтобы оставить люди должны это понимать).

1.2. Три составляющие устойчивого развития; социальные, экономические и экологические

Устойчивое развитие принято подразделять на три составляющие:

1. Устойчивое социальное развитие. При таком развитии использование ресурсов должно быть направлено на цели обеспечения равновесия людей и социальной справедливости. Наиболее важными формами социального капитала должны считаться социальное благополучие, развитие культуры, дисциплина, честность и т.д.

2. Экономически устойчивое развитие – это поддержание созданного человеком материального капитала, человеческого капитала (в том числе информационного и культурного) и естественного капитала (природные ресурсы)

3. Экологически устойчивое развитие – это развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сокращением источников сырья и окружающей среды как места стока загрязнений. Уровень выбросов не должен превышать ассимиляционную способность природы, а скорость использования невозобновляемых ресурсов должно соответствовать их возмещению за счет замены возобновляемыми компонентами.

Необходимо чтобы все эти три направления соответствовали «типу устойчивого развития».

На практике ученые Украины отслеживают уровень устойчивого развития по трем составляющим как сумму индексов для трех измерений: экономического, экологического и социального по методике, предложенной институтом прикладного системного анализа НАН Украины и МОН Украины (Згуровский 2006).

1.3. Цели устойчивого развития

С учетом причинно-следственных связей принято выделять три уровня целей устойчивого развития: генеральную цель, обеспечивающие и поддерживающие цели.

Генеральная цель - уловно-бесконечное существование человеческой цивилизации и ее прогрессивное развитие.

Обеспечивающие цели:

- сохранение параметров биосферы в очень узких пределах, которые оставляют возможность существовать человеку;

- сохранение целостных природных ландшафтов как информационной основы воспроизводства человека.

Поддерживающие цели:

- воспроизводство человеком условий биосферы и экосистем в виде приближенном к существующему;

- воспроизводство экологически обусловленной трансформации социально-экономической системы.

Генеральная цель имеет два уровня измерения: необходимый – физическое выживание человека биологического; достаточный – духовное развитие человека социального. Оба уровня чрезвычайно важны. Если будет поддерживаться в основном первый, то существование цивилизации станет похожими на своеобразное сочетание инкубатора и муравейника, где главным будет лишь биологическое выживание и воспроизводство физиологической сущности человека.

Следует стремиться к тому, чтобы реализация целей устойчивого развития достигалась одновременно с устойчивостью как социально-экономической системы, так и биосферы – такой путь называют «сильной устойчивостью», если предполагается достижение относительной устойчивости лишь социально-экономической системы, говорят о «слабой устойчивости». Такой выбор терминологии является не случайным, так как без обеспечения устойчивости природной среды не может долго существовать устойчивость социально-экономической системы.

1.4. Принципы обеспечения устойчивого развития

Выбор средств для достижения любой цели осуществляется на основе определенных принципах. Под принципам обычно понимается руководящая идея (идеология), основное правило деятельности.

Существует древняя притча: «Однажды мореплаватель перед дальним путешествием спросил у мудреца, что нужно для успешного плаванья. Мудрец произнес пять слов: пространство, время, устойчивость, цель и ветер».

Любая социально-экономическая система для своего долгосрочного устойчивого развития нуждается в пяти определяющих условиях: организации в пространстве, организации во времени, обеспечении устойчивости или равновесия отдельных элементов, направленности развития, наличии движущей силы. Поэтому принципы и должны определяться этими критериями.

Принципы организации в пространстве условно могут быть названы принципами «экологической республики». Они обеспечивают организацию социально-экономической системы в пределах ныне живущих поколений. Это принципы: экологической конституционности (единые правила поведения и нормативная база во всех странах; единство информационного пространства; «общего одеяла» (механизмы сохранения естественной среды общего пользования); неэкспортирования экологических проблем; экологической эквивалентности (Киотский договор); добровольности; экологической честности и др.

Принципы организации во времени или триединство времени. Данная группа принципов обеспечивает организацию человеческой цивилизации во времени. Прежде всего, имеется в виду периоды, которые условно можно назвать «сегодня» (1-5 лет), «завтра» (5-50 лет), «далекое будущее» (простирается в бесконечность). Эти принципы сводятся к триединству текущих, тактических и стратегических целей человечества. Это принципы: экологической «матрешки» (сохранить экологию для поколений в «далеком будущем», «ближайшем будущем», и текущего поколения;) ненакопления экологических проблем; экологических резервов (неприкосновенные запасы); прогнозирования последствий предупреждения вреда.

Принципы экологической устойчивости условно называют принципами «вечного колодца». Бесконечно черпать воду из колодца можно лишь в том случае, если темпы вычерпывания воды будут такими, что вода будет успевать пополняться за счет природных источников.

В первую подгруппу под условным названием «непревышение экологических порогов» могут быть объединены принципы, которые определяют условия равновесия природной среды.

Нормирование экологических нагрузок (лимиты влияния на природу; учет реакции природы).

Подгруппу принципов, которые обеспечивают производительным силам способность сохранять равновесие в природной среде, можно назвать «принципами единства природопользования и природовоспроизводства».

В живой природе каждое звено закономерно вырастает из предшествующего и одновременно порождает возможность и необходимость последующего. Это такие основные принципы использования возобновимого (скорость использования возобновимых ресурсов не должна превышать скорость их самовосстановления); нарушение в пределах восстанавливаемого; взаимодействие с природой и др.

В основу формирования производственных отношений положены «принципы единства экономических и экологических целей». Суть их в том, что экономическая система должна обладать способностью самокорректировки в направлении повышения эколого-экономической эффективности.

Группу принципов, которые формируют экологическую направленность процессов развития условно можно назвать принципами экологических целей. Это принципы: гуманизации среды (переход от приоритета материальных благ к приоритету качества жизни); «экономика космонавтов» (ориентация национальных экономик на показатели качества жизни и др.)

Следует помнить, что человек может быть счастлив, только тогда, когда сам сознательно принимает участие в экологически устойчивом развитии (принципы «демократизация выбора»)

Принципы экологической мотивации - так условно может быть названа группа принципов, призванных придать системе внутренне присущую ей движущую силу: Это принципы: приоритетность позитивной мотивации (должен поддерживаться баланса позитивной (стимулирующей) и отрицательной (ограничивающей) мотивации при приоритете первой), превентивность (мотивационные инструменты следует направлять не столько на исправление экологических ошибок, сколько на их предупреждение).

Следует помнить, что экономика не может функционировать без системы мотивационных инструментов, но при этом важно использовать эти инструменты для достижения целей, экологизации экономических отношений включая производство и потребление товаров и услуг.

ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОСИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1.Биосфера:понятие, состав, границы (самоподготовка)

Как отмечалось одной из трех составляющих системного целого, определяющего сущность понятия устойчивое развитие является «биосфера». Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят вода, нижняя часть атмосферы (20-25 км.) и верхняя часть земной коры (нижняя граница 2-3 км.).

Два главных компонента биосферы – живые организмы и среда их обитания (экосистема) – непрерывно взаимодействуют и находятся в тесном органическом единстве, образуя целостную динамическую систему.

При этом живое вещество служит основными системообразующим факторам и связывает биосферу в единое целое.

Человек, как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, преобразует биосферу и создает «техносферу», он производит овеществление природы, создавая как живые организмы, но чаще новые искусственные предметы (здания, ландшафты, оружие, технику, яды, и т.п.) которые не всегда вписываются в общую систему природы, не способствуют созданию новых запасов энергии, ставят под угрозу жизнь на планете.

Поэтому только тогда когда взаимоотношения биосферы и техносферы (исскуств. среда) будут характеризоваться взаимодополнительностью, только тогда человек может сделать следующий шаг в своей эволюции.

2.2. Краткая характеристика индикаторов устойчивого развития: экологические экономические, социальные, институциональные(электронный консп.лекций)

Для того чтобы управлять устойчивым развитием необходимо уметь отслеживать и контролировать процессы, которые происходят в природе и обществе. Именно эти функции призвана выполнять система индикаторов, устойчивого развития, предложенная комиссией ООН по устойчивого развития. Эта система имеет такие подсистемы показателей: экологические, экономические, социальные, институциональные.

Экологические индикаторы: выбросы вредных веществ, показатели защиты атмосферы от загрязнения; объемы потребления чистой воды; доля распаханных земель, объемы захоронения вредных отходов и др.

Экономические индикаторы: ВВП, средняя зарплата, капитальные вложения в экологию, изменение характеристик потребления; доля эколого-экономического и др.

Социальные индикаторы: продолжительность жизни, обеспечение жильем, инвестиции в здравоохранение и социальную сферу; борьба с бедностью, демография, качество образования, информированность и воспитание общества и др.

Институциональные индикаторы: учет вопросов экологии и устойчивого развития в планировании, международный институциональный порядок, международные правовые механизмы; усиление роли общественности и др.

Экономисты должны знать, что на практике наработана система показателей для отслеживания большинства из этих индикатов и соответствующие организации ведут по ним мониторинг устойчивого развития. Так вот Украина практически по всем определяющим индикаторам существенно уступает не только мировым лидерам, но и многим постсоциалистическим странам.

2.3. Основы устойчивого развития систем

Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что понятие «развитие» неразрывно связано с понятием «система», то есть развиваться должна система. Система (греч.) – целое составленное из частей. Краткое античное определение: характеристики системы целое больше суммы его частей (информация к размышлению).

Согласно энциклопедическому определению: развитие – это необратимое, направленное закономерное изменение материальных (организм, экосистема, предприятие) идеальных (язык, культура, религия) объектов, объединенных в систему.

Система определяется (формируется) заданием системных объектов. Системные объекты это вход, выход, процесс, обратная связь и ограничения. Главным для обеспечения УР является то, что имеет система на выходе, так как на выходе реализуются цели УР. Если цели достигнуты, значит система работает эффективно.

Основываясь на определении сущности «развития» (2.3), ему присущи три свойства. Эти три свойства: необратимость, направленность и закономерность – могут придать изменениям системы характер развития или выделяет процессы развития, среди других изменений.

Процессы развития систем предлагают прежде всего активную роль внутренних механизмов самоорганизации систем.

Указанные свойства являются формальными необходимыми признаками феномена развития.

Самоорганизация – это процесс упорядочения внутренней структуры и проходящих через систему потоков веществ, энергии и информации, обеспечиваемый механизмами регуляции самой системы (механизмы обратной связи). Но системе свойственно и саморазвитие – внутреннее, необходимое, самопроизвольное изменение системы, определяемое ее противоречиями.

Ключевой компонентой функционирования и развития всех экосистем современной биосферы является человек он выступает в качестве активного звена управляемой системы «при этом он же и формирует управляющую систему». Человек, будучи природной материально-информационной сущностью сам воздействует на биосферу (приведите примеры), но и природная среда по отношению к человеку выполняет функции: физиологические (поддерживают жизнь человека); социальные (формирование личности); экономические (воспроизводства человека как трудового ресурса); экологическая (поддержание экосистем, в которой обитает человек).

Поэтому краеугольным камнем в развитии общества является обеспечение неубывающего потенциала удовлетворения потребностей человека. Воспроизводство природных начал человека и удовлетворение его потребностей является базовым фактором такого сложного явления каким является устойчивое развитие.

2.4. Основы экосистемного регулирования

Понятие «экосистема» является как бы синонимом понятия биосфера. Экономические функции биосферы являются той основой, которая поддерживает социальную и экономическую системы.

Именно способность биосферы к самопроизводству (самовосстановлению формирует ту «экологическую емкость», в рамках которой природой позволено человеку решение социальных и экономических проблем. «Несущая способность» или «емкость» – это максимально допустимое воздействие (изъятие ресурса, загрязнение), которое может выдержать биосфера планеты или любая экосистема.

Поддержание экологической емкости предполагает обеспечение двух необходимых условий:

1) сохранение жизненного важных звеньев (т.е. всех биологических видов живущих на земле) и механизмов функционирования биосферы;

2) наличия экологических пределов воздействия на экосистемы.

При этом в основу экосистемного регулирования заложено понятие «экосправедливость» между представителями разных поколений, понимая под этим гарантию передачи будущим поколениям способность экосистемы планеты, осуществлять важнейшие функции, которые в принципе, не могут быть заменены искусственно созданными техногенными системами.

Экосистемное регулирование основывается на знании объективных закономерностей поведения отдельных компонентов системы «человек-экономика-природа», реализации взаимных связей между ними и характера протекающих процессов.

Из большого многообразия закономерностей (закономерности функционирования экосистем, закономерности изменения экосистем и др.) считаем наиболее важными для практической реализации закономерности взаимодействия общества и природы, изучение которых осуществил Н.Ф. Реймерс, обобщив их по четырем ключевым направлениям: закономерности системы «человек-природа»; закономерности социальной экологии; закономерности природопользования, закономерности охраны среды жизни (студент самостоятельно) знакомится с этими закономерностями – Мельник (с. 139-157).

2.5. Открытые стационарные системы: понятие, факторы развития (изменчивость, наследственность, отбор) – электр. конспект

Большинство ученых считает, что развиваться способны только открытые стационарные системы.

Открытость системы означает, что она осуществляет метаболизм (вещественно-энергетический информационный обмен с внешней средой. Метаболизм служит источником поступления в систему свободной энергии и удаления из системы отходов жизнедеятельности.

Стационарность системы означает, что она способна поддерживать устойчивое динамическое равновесие – гемостаз (динамическое относительное постоянство состава и свойства. Отклонение параметров системы, определяющих уровень гомеостаза чревато нарушениям ее функций, либо прекращением ее существования. Мы в жизни встречаемся с открытыми стационарными системами повседневно: живые организмы, экосистемы, предприятия, рынки, микроэкономические системы, общественные организации.

Развитие системы осуществляется благодаря взаимодействию трех групп факторов изменчивость, последовательность, отбор.

Изменчивость обеспечивает возникновение случайных, неопределенных флуктуаций, т.е отклонений от равновесного состояния системы.

Наследственность гарантирует закономерность проходящих изменений. То есть будущее приобретает свойство «зависть от прошлого».

Отбор – осуществляется селекцию наиболее эффективным состояний т.е. изменений, через которые проходит система. Выживает только наиболее эффективные состояния системы.

ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Мониторинг устойчивого развития: понятие, цели, проблемы

(эл.конспект лекций)

Выбор индикаторов и показателей устойчивого развития позволяет осуществлять основные процессы целенаправленного управления устойчивым развитием. Процесс управления (практический аспект) целесообразно начинать с мониторинга (наблюдения и контроль) за процессами, которые происходят в природе и обществе. Опираясь на систему индикаторови показателей в процессе мониторинга необходимо ставить такие цели чтобы охарактеризовать текущее состояние трех систем (человека, биосферы, социально-экономической системы), динамику процессов, тенденцию их развитие, прогноз следствий в будущем, специфику действий по достижению целей и противостоянию угрозам.

Мониторинг устойчивого развития целесообразно проводить по шести направлениям:

1) контроль текущего состояния систем;

2) контроль динамики состояния систем;

3) контроль равновесия процессов, которые происходят;

4) прогнозирование состояния системы;

5) контроль показателей целей-средств;

6) контроль показателей достижения целей;

В то же время следует понимать, что создать совершенную систему мониторинга в контексте УР вряд ли возможно в принципе. Объясняется это тем, что невозможно проконтролировать миллиарды параметров, от которых зависит состояние людей, биологических видов, атмосферы, гидросферы, формирующих предпосылки устойчивого развития.

3.2. Условие и подходы к управлению устойчивым развитием

Искусство устойчивого управления тремя системами (человеком, биосферой и социально-экономической системой) заключается в том, чтобы поддерживать относительно неизменным состояние первых двух систем и изменять состояние третьей системы так, чтобы материалоемкость и энергоемкость обеспечения жизнеспособности человечества (в расчете на одного человека) уменьшались бы, по крайней мере, такими темпами, какими растет население планеты.

Следует помнить, что человек (а в большинстве случаев и сама биосфера) может существовать только в узком интервале физико-химических параметров среды, в которых он был сформирован природой. Сохранение этого узкого интервала параметров среды должны обеспечивать консервативные механизмы отрицательной обратной связи (ограничения, стандарты, запреты, санкции и т.п.). Это создание заповедников, заказников, лицензии на использование природных ресурсов, запреты на промысел, регламентирование определенного порядка земли, наряда перевозки, хранения; сдерживающие санкции в виде штрафов, повышение цен, пошлин и т.п.

Существуют механизмы положительной обратной связи или методы «прогрессивных изменений». Это различные примеры, когда человек реализует направление прогрессивных изменений на биосферу (изобретения связанные с уменьшением экономического давления на природу).

Чтобы поддерживать прогрессивное изменения, целесообразно использовать такие методы стимулирования как льготное налогообложение, поощрительные кредитование, благоприятное ценообразование, общественное мнение, содействие прессы, государства и т.п.

3.3. Понятие ограничений и их влияние на процессы устойчивого развития (электронный конспект лекций)

Одними из основных элементов системы управления устойчивым развитием выступают ограничения.

Ограничения – это препятствия (явления, действия, факторы, характеристики, признаки, качество) в самой системе или в окружающей ее среде, при возникновении которых система замедляет, приостанавливает, останавливает или изменяет параметры своего развития.

По сфере происхождения можно выделить экономические, политические, социальные, экологические, информационные, административные, законодательные ограничения и самоограничении.

Экологические ограничения, в свою очередь можно подразделить на объективные и субъективные.

Объективные ограничения обусловлены причинами естественного характера, которые возникают независимо от воли человека (абсолютная ограниченность природных ресурсов, условия залегания ресурсов, глубина слоя атмосферы и т.п.)

Субъективные ограничения – это ограничения, обусловленные причинами, зависящими от воли человека или этапа социально-экономического развития, на котором человечество находится в данный момент (технологии, желание людей к самообеспечению, самовыражению и т.д.). Эти ограничения – главный объект управления в контексте УР (квоты на годовые объемы выбросов, предельный уровень изъятия природных ресурсов и т.п.). ограничения обычно устанавливаются в виде предельно допустимых норм.

3.4.Методы управления природой: форма и сущность (жесткие и мягкие) (электронный конспект лекций)

Искусство управления устойчивого развития – это прежде всего искусство сохранения воспроизводственных механизмов природы. А для этого, следует познав и всегда помнить о том, что природные системы способны к самоорганизации и саморазвитию. Поэтому основным путем по которому должен двигаться человек в процессе управления природой – это максимальный переход от «жестких» форм управления к «мягким».

«Жесткое» управление применяет человек, прибегая к масштабной перестройке природных систем, когда уничтожаются целые составляющие естественных ландшафтов или отдельные биологические виды. Но следует знать, что природа в таких случаях включает механизмы, оползни от искусственных порывов и т.п.). Подобному управлению природой существует альтернатива.

«Мягкое» управление природой построено на усилении полезных естественных ценных реакций, в том числе процессов воспроизводства ресурсов (создание полезащитных лесополос, оптимальные севообороты, утилизация отходов органами, отпугивание птиц с помощью чучела).

«Энергии» - должно быть применено ровно столько, сколько требует конечный результат – в этом мудрость применяемых методов «мягкого управления природой».

3.5. Реальное состояние системы «природа, человек, социум»; политический, экономический, экологический и социальный реализм (самоподготовка по электр.конспект)

Вопросы управления УР требуют реальной оценки, а именно, что опасный порог в сохранении окружающей среды уже перейден, что возникшие проблемы не могут быть решены одними хозяйственными и технологическими методами, что этика поведения человека должна заключаться в обеспечении стабильности окружающей среды в целях сокращения человечества.

Земля находится в условиях жесткого экономического кризиса и вступила в период катастрофы.

Политический реализм свидетельствует о том, что при наличии большой группы стран, передовых технологиях, прекращены гонки вооружения, мощной международной инфраструктуры (ООН, МВФ и т.п.) мировое сообщество в состоянии решать только отдельные локальные проблемы и конфликты (война в Перситском заливе), но далеко не все ( курдская, палестинская проблемы), и не в состоянии решать глобальные проблемы (всеобщий мир). Вывод – современная политика не обеспечивает глобальной стабильности.

Экологический реализм свидетельствует, что дальнейший экономический рост – это путь к катастрофе и коланаз человечества.

Социальный реализм свидетельствует, что число голодающих, бедных, больных, необеспеченных чистой питьевой водой в мире растет. Снижается иммунная система, увеличиваются отравления, аварии, стихийных бедствий. То есть социальные условия сегодня далеки от стабильности.

Экономический реализм проявляется в том, что все страны стремятся в ряды экономического роста безжалостно использовать природные ресурсы, что не обеспечивает стабильности.

Демографический реализм обещает дальнейший или быстрый рост населения. Это фактор является наиболее дестабилизирующим.

3.6. Проблемы обеспечения устойчивого развития

Основной проблемой обеспечения устойчивого развития является динамичный характер нарушения устойчивого состояния системы «природа-общество». Состояние каждой из этих подсистем следует воспроизводить ежемоментно. В числе основных разбалансирующих факторов социальной системы следует назвать:

- постоянный рост населения (продолжительность жизни в Древней Греции – 18 лет, Древний Рим -22 года, в середине XIX ст.- 40 лет, в середине 20 ст. -70 лет)

- быстрое изменение антропогенных факторов воздействия, то есть факторов зависящих от деятельности человека, которые подразделяются на факторы «прямого действия» (военные действия, теракты, техногенные катастрофы) и непрямого действия, обусловленные вторичными последствиями деятельности человека (экологические последствия хозяйственной деятельности); факторы непрямого воздействия – сегодня это главный предмет изучения ради формирования целей и мероприятий обеспечения устойчивого развития;

- увеличение темпов миграции населения планеты (туризм, рост коммуникаций, транспорта, естественные системы не успевают перестроиться и подстроиться к таким турбулентным процессам;)

- значительное увеличение количественного производства энергии на планете, начало XXI века продемонстрировало реальную угрозу нарушения энергетической системы планеты;

- неантропогенные факторы риска (космические факторы, землетрясение, естественное изменение климата земля и т.п);

3.7. Воспроизводственный механизм экологически обусловленной трансформации экономики

Успех управления устойчивого развития человеческой цивилизации во многом зависит от того, насколько человек научится эффективно трансформировать свои экономические системы в сторону «экологизации».

К основным компонентам воспроизводственного механизма экологизации хозяйственного комплекса могут быть отнесены:

- воспроизводство экологического спроса;

- воспроизводство экологически ориентированной производственной основы (экологического предложения);

- воспроизводство экологически ориентированных человеческих факторов;

- воспроизводство мотивов экологизации;

Под воспроизводством экологического спроса понимается постоянно возобновляющиеся процессы формирования потребностей в экологических товарах, а также создание финансовых возможностей реализации указанных потребностей.

Под воспроизводством экологического предложения следует понимать генерирование научных идей, формирование информационных материалов, создание технических средств и технологических решений, способствующих развитию эконологически обусловленных производственных систем. Для этого должны быть сформулированы социальные, экономические и технологические предпосылки (мотивы) экологизации производственных факторов.

Под воспроизводством экологически ориентированных человеческих факторов подразумевается постоянно возобновляющиеся процессы осуществления воспитательных, образовательных, тренинговых и информационных программ и мероприятий с целью приобретения производителями и потребителями продукции знаний, навыков и желаний, достаточных для решения задач экологизации. Для этого необходимо осуществлять:

- подбор сотрудников с определенными качествами;

- обучение персонала;

- экологический тренинг;

- воспитание персонала, потребителей;

- формирование правовых норм;

Под воспроизводством мотивов экологизации понимается постоянно обновляющийся процесс создания организационных, социальных и экономических условий, формирующих желаний людей ставить и достигать цели экологизации экономики (пошлины, налоги, субсидии, дотации, штрафы, гранты, премии, кредиты).

Воспроизводственный механизм экологизации экономики в каждом конкретном случае предполагает формирование четырех таких взаимосвязанных системных компонентов: целевые установки, объекты экологизации, субъекты экологизации, инструменты экологизации.

МОДУЛЬ II. СИТУАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕСТЫ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Тесты по словарю основных понятий и лекционному курсу

1. Основополагающее определение устойчивого развития в 1992г. было принято в:

а) Москве

б) Нью-Йорке

в) Женеве

г) Рио де Жанейро

2. Отличающийся характерными признаками промежуток времени в развитии природы и общества

а) жизненный цикл

б) эволюция

в) эпоха

г) цивилизация

3. Единый природный комплекс, включающий живые организмы и среду их обитания

а) экологическое пространство

б) экосистема

в) флуктация

г) структура

4. Критическое состояние биосферы, угрожающе существованию человечества, вызванное хищническим использованием природных ресурсов

а) экология

б) экологическая ниша

в) эгоизм

г) экологический кризис

5. Биологический индивид, обладающий сознанием

а) стоик

б) социум

в) человек

г) тип

6. Улучшение качества жизни людей без нанесения ущерба будущим поколениям

а) трансцендентное развитие

б) устойчивое развитие

в) секуляризация

г) рекреация

7. Историческое развитие определенного вида живых организмов как целостной системы

а) филогенез

б) феноменология

в) фитоценоз

г) сублимация

8. Наука об обществе как целостной системе и о социальных институтах, процессах, общественных группах

а) типология

б) социология

в) теория систем

г) философия

9. Потребности социальных субъектов, сгруппированные по принадлежности к трем типам информационных связей человека с природой и обществом

а) составляющие жизнедеятельности

б) устойчивое развитие

в) рекреация

г) система

10. Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой целостное образование

а) рекреация

б) метаболизм

в) система

г) гомеостаз

11. Восстановление

а) рекреация

б) решение

в) синкретизм

г) синтез

12. Устойчивое развитие предусматривает поддержание равновесного состояния трех взаимосвязанных ключевых систем:

а) природы, биосферы, экосистем

б) человека, биосферы, экономики

в) экономики, социологии, экологии

г) экологии, ионосферы, общества

13. С учетом причинно следственных связей принято выделять ……. уровня целей устойчивого развития

а) 3

б) 4

в) 5

г) 7

14. Генеральная цель устойчивого развития имеет два уровня измерения

а) обеспечивающий и поддерживающий

б) необходимый и достаточный

в) устойчивый и относительный

г) экономический и экологический

15. С целью причинно-следственной связи не принято выделять такой уровень целей устойчивого развития:

а) генеральную цель

б) необходимые цели

в) обеспечивающие цели

г) поддерживающие цели

16. Условно-бесконечное существование человеческий цивилизаций и ее прогрессивное развитие это …………. цель устойчивого развития

а) генеральная

б) экологическая

в) поддерживающая

г) физиологическая

17. Если реализация целей устойчивого развития достигается одновременно с устойчивостью биосферы и социально-экономической системы – такой путь называется:

а) относительной устойчивостью

б) сильной устойчивостью

в) самоустойчивостью

г) поддерживающий устойчивостью

18. Если в процессе реализации целей устойчивого развития предполагается достижение относительной устойчивости только социально-экономической системы такой путь называют

а) относительной устойчивостью

б) поддерживающей устойчивостью

в) обеспечивающей устойчивостью

г) слабой устойчивостью

19. К основным разбалансирующим факторам системы «природа-общество» не следует относить

а) постоянный рост населения

б) увеличение темпов миграции населения

в) увеличение интеллектуального потенциала населения

г) быстрое изменение антропогенных факторов воздействия

20. Развитие туризма, рост коммуникаций развитие транспортной системы – это признаки создающие:

а) проблемы обеспечения устойчивого развития

б) способствуют устойчивому развитию

в) не связаны с устойчивым развитием

г) способствующие развитию биосферы

21. Какие антропогенные факторы (зависящие от деятельности человека) относятся к факторам прямого действия на процесс устойчивого развития:

а) военные действия

б) террористические акты

в) техногенные катастрофы

г) а+б+в

22. К консервативным механизмам отрицательной обратной связи следует относить:

а) ограничения

б) стандарты

в) санкции

г) а+б+в

23. Льготное налогообложения, поощрительное кредитование, содействие государства – это

а) механизмы положительной обратной связи

б) принципы обеспечения устойчивого развития

в) цели устойчивого развития

г) индикаторы

24. Какие принципы устойчивого развития принято условно называть «экологической республикой»

а) принципы экологической устойчивости

б) принципы организации во времени

в) принципы организации в пространстве

г) принципы экологической мотивации

25. Какую группу принципов устойчивого развития условно называют принципами «вечного колодца»

а) принципы экологической устойчивости

б) принципы организации во времени

в) принципы организации в пространстве

г) принципы экологической мотивации

26. Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов – это согласно энциклопедическому словарю одно из определений:

а) формирование

б) развития

в) экологической емкости

г) экосистемного регулирования

27. Процесс упорядочения внутренней структуры и проходящих через систему потоков веществ, энергии и информации, обеспечиваемый механизмами регуляции самой системы. Это:

а) регуляции

б) регулирование

в) управление

г) саморегуляции

28. Принципы: гуманизации среды, «экономика космонавтов» относятся к группе принципов устойчивого развития:

а) экологических целей или экологической направленности процессов

б) экологической мотивации

в) экологической устойчивости

г) принципы организации в пространстве

29. Максимально допустимое воздействие (изъятие ресурса, загрязнение и т.д.), которое может выдержать биосфера планеты – это ее

а) экосистема

б) механизм обратной связи

в) несущая способность или экологическая емкость

г) предел самоорганизации

30. Гарантию передачи будущим поколениям способности экосистемы планеты осуществлять важнейшие функции выражают понятием:

а) «шаги канатоходца»

б) экосправедливость

в) неантропогенным фактором риска

г) обеспечение экологической конституционности

31. Принципы экологической конституционности, единства информационного пространства, неэкспортирования экологический проблем-это группа принципов:

а) организации в пространстве

б) организации во времени

в) экологической устойчивости

г) принципы единства природопользования и природопроизводства

32.Принципы «экологической матрешки», ненакопления экологических проблем, прогнозирования последствий предупреждения вреда – это группа принципов:

а) организации в пространстве

б) организации во времени

в) экологической устойчивости

г) принципы единства природопользования и природопроизводства

33. «Целое – больше суммы его частей» - это краткие античное определение (характеристика)

а) развитие

б) биосферы

в) системы

г) планеты

34. Природная среда по отношению к человеку выполняет функции

а) физиологические

б) экономические

в) экологические

г) а+б+в

35. Три составляющие устойчивого развития:

а) генеральные, обеспечивающие, поддерживающие

б) социальные, экономические, экологические

в) духовные, биологические, экономические

г) изменчивость, наследственность отбор

36. Космические факторы, землетрясения, естественное изменение климата

и планеты - это:

а) неантропогенные факторы риска

б) антропогенные факторы воздействия

в) а+б

г) турбулентные процессы

37. К основным компонентам воспроизводственного механизма экологизации хозяйственного комплекса не следует относить:

а) воспроизводство экологического спроса

б) воспроизводство мотивов экологизации

в) воспроизводство фауны и флоры

г) воспроизводство экологически ориентированных человеческих факторов

38. Генерирование научных идей, формирование информационных материалов, создание технических средств и технологических решений способствующих развитию экологически обусловленных производственных систем это воспроизводство

а) воспроизводство экологического спроса

б) воспроизводство мотивов экологизации

в) экономически ориентированной производственной основы

г) воспроизводство экологически ориентированных человеческих факторов

39 Подбор сотрудников с определенными качествами, обучения персонала, экологический тренинг – это механизмы способствующие воспроизводству:

а) экологически ориентированных человеческих факторов;

б) мотивов экологизации

в) экологического предложения

г) нет правильного ответа

40. Пошлины, гранты, кредиты, штрафы – это механизмы воспроизводства:

а) экологически ориентированных человеческих факторов;

б) мотивов экологизации

в) экологического предложения

г) нет правильного ответа

41. Постоянно возобновляющиеся процессы формирования потребностей в экологических товарах, а также создание финансовых возможностей реализации указанных потребностей – это краткая характеристика процесса воспроизводства:

а) экологического спроса

б) экологического предложения

в) мотивов экологизации

г) а+б+в

42. Эволюция формирования физического типа человека, его сознания, навыков трудовой деятельности и ценностно – духовной ориентации в природе и общества

а) антропогенез

б) акспология

в) бифуракция

г) адаптации

43. Вызванный человеческой деятельности

а) абиотический

б) адекватный

в) аподиктический

г) антропогенный

44. Место существования жизни, включающие нижнюю часть атмосферы, гидросферы и верхнюю часть метосферы, где живые организмы и среды их обитания органически связаны в целостной динамической системы

а) планета Земля

б) бифуракция

в) биосфера

г) ионосфера

45. Совокупность растений, животных и микроорганизмов, включенных в определенную систему отношений между собой и со средой

а) биодетерминизм

б) альбедо

в) биоценоз

г) антропобиокосмизм

Наши рекомендации