Утверждение заключения государственной экологической экспертизы

Заключением ГЭЭ является документ, который подготовлен эк-
спертной комиссией и содержит обоснованные выводы о допусти-
мости воздействия на окружающую природную среду хозяйствен-
ной и иной деятельности и о возможности реализации объекта
экспертизы, одобренный квалифицированным большинством спи-
сочного состава комиссии. В случае несогласия члена экспертной
комиссии с выводами заключения эксперт формулирует особое
мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается

к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспер-
тной комиссии с отметкой «особое мнение». Типовая форма зак-
лючения ГЭЭ приведена в прил. 2.

Текст заключения должен быть сбалансирован таким образом,
чтобы по его содержанию можно было иметь полное представле-
ние об объекте, документация на создание (реконструкцию, рас-
ширение и т.д.) которого представлена на экспертизу; о принятых
природоохранных решениях, минимизирующих негативное воз-
действие намечаемой деятельности на окружающую среду; о соот-
ветствии природоохранных решений требованиям законодатель-
ных актов и нормативным документам Российской Федерации; из
текста, как следствие, вытекает оценка возможности (невозмож-
ности) реализации объекта экспертизы.

Заключение ГЭЭ, за исключением проектов нормативных пра-
вовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Фе-
дерации, может быть положительным или отрицательным. Заклю-
чение экологической экспертизы по проектам правовых актов Рос-
сийской Федерации, реализация которых может привести к нега-
тивным воздействиям на окружающую природную среду, должно
содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных по-
ложений указанного проекта правового акта законодательству Рос-
сийской Федерации в области охраны окружающей природной
среды и требованиям экологической безопасности, а также вьво-
ды об экологических и связанных с ними иных последствиях реа-
лизации данного объекта экспертизы.

Положительное заключение ГЭЭ не должно содержать замеча-
ний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют
существа предложенных заказчиком или разработчиком докумен-
тации намечаемых решений. При наличии замечаний экспертов по
проекту заключения экспертной комиссии этот проект дорабаты-
вается и подписывается руководителем, ответственным секрета-
рем экспертной комиссии и всеми ее членами.

Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязатель-
ных условий финансирования и реализации объекта экологиче-
ской экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока,
определенного специально уполномоченным государственным ор-
ганом в области экологической экспертизы. Положительное за-
ключение ГЭЭ теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

изменения условий природопользования специально уполно-
моченным на то государственным органом в области охраны окру-
жающей природной среды;

реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, по-
лучившей положительное заключение, и (или) в случае внесения
изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;

внесения изменений в проектную и иную документацию после
получения положительного заключения ГЭЭ.

Заключение, подготовленное комиссией ГЭЭ, подписывается
руководителем этой комиссии, ее ответственным секретарем и
всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. Зак-
лючение экспертной комиссии в существующем составе считается
Принятым, если оно подписано квалифицированным большин-
ством членов комиссии, составляющим не менее двух третей ее
списочного состава,

В случае неподписания заключения квалифицированным боль-
шинством, а также при наличии особого мнения или подписании
заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляю-
щими более одной трети списочного состава комиссии, руководи-
тель совместно с руководителем экспертного подразделения док-
ладывают руководству МПР России или его территориального орга-
на о невозможности принятия комиссией в существующем соста-
ве решения по заключению ГЭЭ. При этом руководитель эксперт-
ного подразделения вправе высказывать предложения о необходи-
мости продления срока проведения экспертизы, но не более 6 мес
со дня ее начала и дополнительном включении экспертов в состав
экспертной комиссии.

В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано
квалифицированным большинством голосов ее списочного соста-
ва и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экологичес-
кая экспертиза считается завершенной без результата. Все заклю-
чения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Со-
здается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовав-
ших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям,
предъявляемым к экспертам.

Сводное заключение по результатам проведения государствен-
ной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной
документации содержит совокупную оценку экономической целе-
сообразности и технической возможности реализации проектных
решений с учетом требований экологической и промышленной
безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных
и инженерно-технических решений технологическим требовани-
ям, требованиям конструктивной надежности и безопасности.
К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемле-
мой частью заключения органов специализированной эксперти-
зы, в том числе ГЭЭ. Положительное сводное заключение состав-
ляется при наличии положительных заключений органов специа-
лизированной экспертизы.

Заключение ГЭЭ направляется заказчику. Например, Комитет
природных ресурсов Карелии представил на ГЭЭ Республиканс-
кую целевую программу «Освоение недр и развитие горнопромыш-
ленного комплекса Республики Карелия на 2000—2002—2010 гг.»

и получил положительное заключение ГЭЭ, заканчивающееся сле-
дующими выводами.

Экспертная комиссия ГЭЭ, рассмотрев материалы Республиканской
целевой программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного ком-
плекса Республики Карелия на 2000 — 2002—2010 гг.», учитывая имею-
щиеся заключения (согласования) министерств и ведомств Республики
Карелия [п. 4 перечня представленных документов и материалов] и ожи-
даемый положительный социально-экономический эффект, установили
следующее.

1. Представленные материалы Программы по объему и содержанию в
основном соответствуют нормативам и требованиям, установленным за-
конодательством Российской Федерации в области охраны окружающей
среды. Экологическое обоснование намечаемой горнопромышленной де-
ятельности и вопросы воздействия на окружающую природную среду из-
ложены с достаточной полнотой, а выявленные недоработки не имеют
критического характера.

2. Представленный в Программе уровень воздействия на окружающую
среду при осуществлении планируемой деятельности по вариантам осно-
ения недр и развитию горнопромышленного комплекса Республики Ка-
релия является допустимым.

3. Материалы Программы, с учетом рекомендаций и предложений,
изложенных в п. 3.2.4, 3.3.5, 3.4.4, 3.5.9, 3.6.3, 3.7.4, 3.9.2, 3.10.2, 3.11.4,
3.12.7, 3.13.15 настоящего Заключения, могут служить основой для разра-
ботки проектной документации по объектам, входящим в Программу.

4. Предложения и рекомендации, изложенные в п. 3.2.4, 3.3.5, 3.4.4,
3.5.9, 3.6.3, 3.7.4, 3.9.2, 3.10.2, 3.11.4, 3.12.7, 3.13.15 настоящего Заклю-
чения, должны быть учтены при разработке проектной и иной докумен-
тации по освоению или модернизации включенных в Программу объек-
тов, подлежащей государственной экологической экспертизе.

На основе анализа представленных документов и материалов эксперт-
ная комиссия считает возможной реализацию Республиканской целевой
программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса
Республики Карелия на 2000 — 2002—2010 гг.».

Для осуществления соответствующих контрольных функций
информация о заключении ГЭЭ направляется территориальным
органам МПР России, органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления. Эти сведения
также могут направляться и банковским организациям, которые
осуществляют финансирование реализации объекта ГЭЭ.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством
членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ
только после его утверждения приказом МПР России или его
территориального органа, в котором устанавливается срок дей-
ствия положительного заключения. Утверждение заключения, под-
готовленного экспертной комиссией ГЭЭ, является актом, под-
тверждающим соответствие порядка проведения ГЭЭ требовани-
ям федерального законодательства и иных нормативных право-

вых актов Российской Федерации, а также требованиям законов
и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Фе-
дерации.

Руководство МПР России и его территориального органа имеет
право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.
После завершения ГЭЭ секретарь комиссии направляет:
заключение экологической экспертизы заказчику в течение пяти
дней со дня утверждения заключения государственной экологи-
ческой экспертизы;

информацию о заключении ГЭЭ органам исполнительной вла-
сти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуп-
равления;

информацию о заключении ГЭЭ для осуществления соответ-
ствующих контрольных функций органам государственного эко-
логического контроля;

письма с информацией о результатах проведения ГЭЭ с целью
информирования общественности и средств массовой информа-
ции по их запросам;

информацию в банковские организации, осуществляющие фи-
нансирование проектов, в отношении объектов экологической
экспертизы, не получивших положительного заключения ГЭЭ.

Наши рекомендации