Целительные свойства воды.
Кижаев Иван 201 группа,история
Анализ главы монографии Г.А. Корнишиной «Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект).
1. Корнишина Г.А.
Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект) : монография/ Г.А. Корнишина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 156с.
ГЛАВА 5. Вода в традиционной обрядности мордвы.
2. Данный документ является главой из монографии Г.А. Корнишиной «Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект).
3. Данный документ рассматривает введение и пять частей:
Введение
Во введении к этой главе говорится о том, что природно-географические особенности территории проживания мордвы характеризуются наличием большого количества водоемов. Далее говорится о том, что такое расселение способствовало развитию рыболовства у мордвы. В конце введения говорится о роли воды в жизни человека.
Культ водной стихии.
В начале этой части сказано, что преклонение перед водной стихией возникло в глубокой древности. Затем идет речь о том, что в мордовских мифах вода является первичным объектом мироздания. Автор пишет, что культ воды у различных народов проявлялся через почитание божеств воды или духов, обитающих в том или ином водоеме. Указано, что у мордвы божеством воды была Ведь ава. Представляется она мордвой в виде женщины, дается описание Ведь авы различными информаторами. Автор указывает на то, что Ведь ава, по народным представлениям, могла принимать различные облики. С целью задабривания воде приносились жертвы. Указано, что в качестве жертв приносились человеческие фигурки, животные (гуси, куры, лошади).
Автор пишет, что под воздействием уважительного отношения к водной стихии и водяным божествам сформировалась цельная система общепринятых норм поведения (табу). В конце этой части идет речь о том, что запрещалось делать с водными источниками и о наказаниях тем, кто нарушил данные запреты. Автор делает вывод, что с помощью мифологии и определенных обрядов в сознании людей закреплялись мировоззренческие и поведенческие стереотипы паритетного отношения человека к окружающей природе.
Обряды вызывания дождя.
В начале этой части автор пишет о том, что с развитием земледелия и скотоводства культ воды тесно сблизился с культом плодородия. Далее описаны обряды вызывания дождя. Указано, что в начале XX века обрядовая функция обеспечения дождя перешла к церемонии обхода полей, дается ее описание. Затем автор пишет, что во время засухи устраивались специальные моления о дожде, которые продолжают бытовать и сейчас. В конце этой части написано, что обряд вызывания дождя был тесно связан и с культом предков.
Взаимоотношения водной стихии с культом плодородия.
В этой части говорится о том, что еще одним проявлением связи воды с культом плодородия являются такие функции Ведь авы, как покровительство любящим и роженицам. Указано на то, что с водой были связаны обряды привораживания любимой или любимого, дается описание этих обрядов. Божество воды просили не только о ниспослании детей, но и об удачных родах. Также идет описание этих молитв.
Очистительные ритуалы.
Здесь автор пишет, что обливание водой имело очистительную функцию. Далее дается описание специальных очистительных обрядов, указано на место их проведения. Говорится и о том, что с очистительной силой воды были связаны некоторые свадебные обряды. В конце этой части описываются очистительные обряды, связанные с похоронно-поминальным циклом мокши и эрзи. Эти обряды бытовали и у соседей мордвы.
Целительные свойства воды.
В начале этой части сказано, что мордва верила в целительные свойства воды. Указаны и обряды, связанные с этим. Далее автор пишет, какая вода считалась лечебной и как можно увеличить ее силу. Велика была вера народа и в мантическую силу воды. Затем говорится о том, какая вода считается мантической, описаны обряды, связанные с ней. Велика была роль воды в различных гаданиях. Автор дает описание этих гаданий. Сделан вывод о том, что почитание воды было вызвано неспособностью объяснить и понять те или иные явления, связанные с ней. Многие обряды, носящие иррациональный характер, вышли из употребления.
4.Эта монография, в частности данная глава, была создана для того, чтобы рассмотреть роль воды воды в традиционной обрядности мордвы, рассмотреть обряды, связанные с почитанием воды и водяных божеств.
5.События и факты в данной главе монографии изложены точно, подробно, наиболее полно дается описание обрядов и их проведение.
6.События в этой главе монографии изложены правдиво, в работе привлечены источники и научные труды ученых, поэтому они соотносятся с достижениями современной исторической науки.