Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля

НОКСОЛОГИЯ учебник для ВУЗов

С.В.Белов, Е.Н.Симакова

Оглавление

Принятые сокращения...........................................................................
Предисловие
Введение. Эволюция опасностей,возникновение научного направ­ления — ноксология
Контрольные вопросы
Глава 1. Теоретические основы ноксологии 1.1.Принципы и понятия ноксологии.......................................... 31 1.2.Опасность, условия ее возникновения и реализации .......... 35 1.3. Закон толерантности. Опасные и чрезвычайно опасные воздействия................................................... ,................................ 38 1.4.Качественная классификация (таксономия) опасностей .... 43 1.5.Количественная оценка и нормирование опасностей.... 51 1.6.Идентификация опасностей техногенных источников .. 68 1.7. Поле опасностей 81 Контрольные вопросы.......................................................................... 84
Глава 2. Современная ноксосфера........................................................ 85 2.1.Взаимодействие человека с окружающей средой............ 86 2.2.Повседневные естественные опасности ............................. 101 2.3.Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности .... 101 2.4.Техногенные опасности........................................................... 103 2.5.Чрезвычайные опасности стихийных явлений ................. 216 Контрольные вопросы ........................... :........................................... 229  
Глава 3. Защита от опасностей .............................................................. 231 3.1.Понятие «безопасность объекта защиты» .......................... 232 3.2. Основные направления достижения техносферной безопас­ ности ............................................................................................ 233 3.3.Опасные зоны и варианты защиты от опасностей .......... 238 3.4.Техника и тактика защиты от опасностей.......................... 256 3.5. Минимизация антропогенно-техногенных опасностей.. 317 Контрольные вопросы.......................................................................... 323  
Глава 4. Мониторинг опасностей........................................................... 324 4.1.Системы мониторинга............................................................ 324 Контрольные вопросы 343  
Глава 5. Оценка ущерба от реализованных опасностей ........... 344 5.1. Показатели негативного влияния опасностей................... 344 5.2. Потери от опасностей в быту, на производстве и в селитеб­ ных зонах...................................................................................... 349 5.3. Потери от чрезвычайных опасностей.................................. 357 5.4. Смертность населения от внешних причин........................ 360 Контрольные вопросы........................................................................... 368  
Глава 6. Перспективы развития человеке- и природозащитной деятельности ........................................................................... 369 6.1. Демографическое состояние России и пути его улучшения ... 369 6.2. «Эра здоровой и продолжительной жизни»....................... 376 6.3. Стратегия устойчивого развития........................................... 378 Контрольные вопросы........................................................................... 379  
Практикум................................................................................................ 380 Глоссарий ................................................................................................ 404 Приложение 1. Международные организации, осуществляющие человеко- и природозащитную деятельность........................... 415 Приложение 2. Система федеральных государственных орга­нов власти Российской Федерации, осуществляющих человеко- и природозащитную деятельность 420 Литература .............................................................................................. 428  

Принятые сокращения

АХОВ - аварийно химически опасные вещества

АЭС - атомная электростанция

БЖД- безопасность жизнедеятельности

ВЧП- более чистое производство

ВВ - взрывчатое вещество

ВДП - вибродемпфирующее покрытие

ВЗ - высокое загрязнение

ВОО - взрывоопасный объект

ГВС- газо-воздушная смесь

ГЖ - горючая жидкость

ГЗУ- грузозахватное устройство

ГН - гигиенические нормы

ГСМОС - глобальная система мониторинга окружающей среды

ДВС - двигатель внутреннего сгорания

ДМЭ- диметиловый эфир

ЕО - естественная опасность

ЕТР- европейская территория России

ЖКХ- жилищно-коммунальное хозяйство

ЗОС- защита окружающей среды

ЗПЦ- замкнутый промышленный цикл

ЗУ- защитное устройство

ИЗА- индекс защиты атмосферы

ИИ - ионизирующее излучение

ИК- инфракрасное излучение

И КАО (англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) - Меж­дународная организация гражданской авиации

ИСИЗ- изолирующее средство индивидуальной защиты

ИIII- источник шума

КЕО - коэффициент естественного освещения

ЛВЖ- легковоспламеняющаяся жидкость

ЛИ - лазерное излучение

ЛОЗ - лазерноопасная зона

ЛЭП - линия электропередачи

МП - магнитный поток

МТБЭ - метилтретбутиловый эфир

НИДСТ - наилучшая из доступных современных технологий

НКПВ - нижний концентрационный предел воспламенения

НСТ- наилучшая существующая технология

НTP- научно-техническая революция

ОВ - отравляющее вещество

ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду

Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля - student2.ru ОКП- околоземное космическое пространство

ОПО- опасный производственный объект

ПДВ- предельно допустимый выброс

ПДД- предельно допустимая доза

ПДК- предельно допустимая концентрация

ПДС- предельно допустимый сброс

ПДУ- предельно допустимый уровень

ПлВС- пылевоздушная смесь

ПМП- постоянное магнитное поле

ПОО- пожароопасный объект

ПТМ- подъемно-транспортный механизм

ПУЭ- правила устройства электроустановок

РЛС- радиолокационная станция

РОО- радиационно опасный объект

РСЧС- Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

СЗЗ- санитарно-защитная зона

СИЗ- средства индивидуальной защиты

СИЗОД- средства индивидуальной защиты органов дыхания

СанПиН- санитарные правила и нормы

СН - санитарные нормы

СНиП- строительные нормы и правила

СНН- сверхнизкое напряжение

СП- санитарные правила

СПАВ- соединения поверхностно-активных веществ

СПЖ- средняя продолжительность жизни

ТБО- твердые бытовые отходы

ТВЭЛ- тепловыделяющий элемент

ТПО- твердые промышленные отходы

ТЭС- тепловая электрическая станция

УЗ - уровень звука

УЗД- уровень звукового давления

УФИ- ультрафиолетовое излучение

ФГОС ВПО- федеральный государственный образовательный стан­дарт высшего профессионального образования

ХОО- химически опасный объект

ЦНС- центральная нервная система

ЧС - чрезвычайная ситуация

ЭВЗ- экстремально высокое загрязнение

ЭЗС- электрозащитное средство

ЭМ - экологический мониторинг

ЭМИ - электромагнитное излучение

ЭМП- электромагнитное поле

ЭСП- электростатическое поле

DL - летальная доза

INES(англ. INES - International Nuclear Event Scale) - Международ­ная шкала радиационных событий

CL - смертельная концентрация

Предисловие

Стремление человека защищать свою жизнь является его естественной жизненной потребностью. К сожалению, окружающий мир довольно часто оказывает на человека негативное влияние, которое отрицательно сказывается на здоровье и продолжительность жизни. Естественной реакцией на негативные воздействия является постоянная забота о за­щите себя и окружающей среды от опасностей.

С 2008 г. в мире бушует экономический кризис, негатив­но влияющий на благополучие населения практически всех стран. В России кризис экономический наложился на глубо­кий и длительный демографический кризис. Начиная с 1992 г. по настоящее время в нашей стране наблюдается уменьшение численности населения. Только за последние 10 лет Россия потеряла до 25 млн. человек, из которых около 3,5 млн. человек погибли от внешних причин, т.е. от причин, вызванных не болезнями, а различными внешними воздействиями - умышленными (убийства и самоубийства) или неумыш­ленными (всякого рода несчастные случаи, отравления и т.п.). Особую тревогу вызывают показатели принудитель­ной смертности мужчин трудоспособного, а, следовательно, и репродуктивного (фертильного) возраста.

Общеизвестно, что продолжительность жизни людей во многом зависит от удовлетворения их естественных потреб­ностей, качества среды обитания, условий труда и отдыха, качества медицинского обслуживания. Сложившаяся демо­графическая ситуация определяется экономическими пока­зателями уровня жизни россиян и условиями их существо­вания. В начале XXI в. показатель внутреннего валового продукта в расчете на одного жителя страны в США в шесть раз превышает аналогичный показатель в России. Средняя про­должительность жизни (СПЖ) мужчин в России составля­ет около 60 лет (в Японии - 78 лет, в США - 74 года).

Важную роль в сокращении СПЖ играют опасности. Именно поэтому так много внимания уделяется защите от опасностей: борьбе с пожарами, соблюдению правил техники безопасности на производстве, снижению числа дорож­но-транспортных происшествий и т.п. С этой целью регла­ментируются, прежде всего, безопасные приемы деятельно­сти человека и применяются различные виды защиты.

Во второй половине XX в. была активизирована природо-защитная деятельность с целью охраны атмосферного воз­духа, водоемов и земельных угодий от загрязнений. Тем не менее, на сегодня проблема загрязнения природной среды достигает своего апогея, особенно в мегаполисах и на примы­кающих к ним территориях. Защита от выбросов автотранс­порта, ТЭС, промышленных объектов и объектов ЖКХ, ликвидация и захоронение твердых отходов - главные при­родоохранные задачи.

В конце XX в. возникли такие понятия, как ЗОЖ - здо­ровый образ жизни, БЖД - безопасность жизнедеятельнос­ти человека и ЗОС - защита окружающей среды. В этот же период со всей очевидностью стало ясно, что реализации толь­ко защитных мероприятий явно недостаточно для обеспече­ния безопасности человека. Необходим превентивный анализ всех принимаемых техногенных решений с целью обнаруже­ния возможных опасных проявлений, требуется применение научно обоснованных требований к созданию малоопасных технологий, машин и производств, установление современ­ных норм и правил для обеспечения безопасности зон труда и отдыха, нормативов возможного допустимого воздействия техносферы на человека и на окружающую среду. Одновре­менно имеется потребность в массовом внедрении в обще­ство культуры безопасности, основанной на получении каждым человеком знаний о происхождении и принципах появления опасностей; знаний о современном мире опасно­стей и защите от него.

Таким образом, объективно возникла необходимость ак­тивного развития человеко- и природозащитной деятельно­сти на научной основе путем создания науки об опасностях окружающего материального мира - ноксологии, а также подготовки инженерно-технических и научных кадров - носителей соответствующих знаний.

Ноксология изучает происхождение и совокупное дейст­вие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опас­ностями человеку и природе. В задачи ноксологии входит также изучение принципов минимизации опасностей в ис­точниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.

Дисциплина «Ноксология» отражает и систематизирует научно-практические достижения в области человеко- и природозащитной деятельности, основывается на теоретическихразработках отечественных и зарубежных ученых. Известные знания о безопасности жизнедеятельности и за­щите природы объединены в рамках этого учения далеко не случайно. Они имеют одну понятийную основу и неразрыв­но связаны с понятием «опасность». Кроме того, они имеют общее реальное содержание, обусловленное общностью источников опасностей, действующих, как правило, одновре­менно на человека, общество и природу, а также значитель­ную общность средств защиты.

Дисциплина «Ноксология» относится к математическо­му и естественнонаучному циклу и обеспечивает понимание и логическую взаимосвязь систем «человек - техносфера - природа» на уровне их негативного взаимодействия.

Цель дисциплины: формирование у студентов базовой профессиональной ноксологической компетентности (в части знаний теоретических основ мира опасностей и принци­пов обеспечения безопасности, готовности к реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, осознании при­оритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональной деятельности), выступающей результатом заявленных в ФГОС ВПО обще­культурных и профессиональных компетенций (организационно-управленческих и экспертных, надзорных и инспекционно-аудиторских) по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация/степень - бакалавр).

Задачи дисциплины: дать представление об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; сформировать критерии и методы оценки опас­ностей; описать источники и зоны влияния опасностей; дать базисные основы для анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и при­роды от опасностей.

Дисциплина призвана подготовить студентов к решению следующих профессиональных задач:

1) проектно-конструкторская: идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;

2) организационно-управленческая: участие в деятель­ности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;

3) научно-исследовательская: анализ опасностей техно­сферы, участие в исследованиях воздействия антропоген­ных факторов и стихийных явлений на промышленные объ­екты.

Место дисциплины. Дисциплина «Ноксология» базиру­ется на изучении дисциплины математического и естествен­нонаучного цикла «Экология». Перед изучением дисципли­ны «Ноксология» студент должен:

1) знать: факторы, определяющие устойчивость биосферы; основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой; естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере; характеристики антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования;

2) уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий.

Компетенции обучающегося, формируемые в резуль­тате освоения дисциплины. В результате освоения дисцип­лины у студента должна быть заложены мотивационные, теоретические и деятельностные основы базовой профессио­нально-ориентированной ноксологической компетентности как интегральной характеристики личности высших профес­сиональных кадров в области обеспечения техносферной безопасности.

Мотивационный (ценностный) критерий ноксологиче­ской компетентности студентов выражается в:

• сформированности профессионального мотива, заклю­чающегося в убежденности значимости дальнейшей профессиональной деятельности в области защиты объекта от опасностей и создания безопасной среды обитания для человека;

• понимании необходимости обеспечения безопасности на всех уровнях, превентивности вопросов безопасности, осознании ценности человеческой жизни;

• сформированности положительного отношения к предмету.

Когнитивный критерий ноксологической компетентности студентов определяется:

• объемом, полнотой, устойчивостью, системностью знаний в области теоретических основ опасностей и теоретиче­ских основ обеспечения безопасности;

• качеством знаний в области теоретических основ опас­ностей и теоретических основ обеспечения безопасности, при этом в понятие качества включается глубина, точность (четкость),освоенность, прочность, результативность;

• сформированностью познавательной активности учащихся.

Деятельностный критерий ноксологической компетент­ности студентов включает следующие показатели:

• готовность к практическому применению полученных знанийв области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности в учебной и про­фессиональной деятельности, при этом учитываются направленность, динамичность и действенность применения;

• готовность, способность к самостоятельному решению поставленных профессиональных и жизненных задач;

• творческий подход при решении поставленных про­фессиональных и жизненных задач.

Структура и содержание дисциплины. Общая трудоем­кость курса ноксологии составляет две зачетные единицы - 51 час. Для повышения мобильности студентов в рамках направления «Техносферная безопасность» дисциплина должна реализовываться в рамках первого года обучения. Разделыдисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля приведе­ны в табл. 1.

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-ис­следовательская работа, практики, курсовое проектирова­ние (курсовая работа). Высшее учебное заведение может ус­танавливать и другие виды учебных занятий. Тематическое содержание разделов и трудоемкость отдельных тем пред­ставлены в табл. 2.

Основой предлагаемого учебника по дисциплине «Ноксо­логия» послужил курс по дисциплине «Введение в специаль­ность», прочитанный авторами студентам I курса, обучавшим­ся в МГТУ им. Н. Э. Баумана в 1995-2010 гг. на специаль­ностях:

• 320700 (280201.65) «Охрана окружающей среды и ра­циональное использование природных ресурсов»;

• 330100 (280101.65) «Безопасность жизнедеятельности втехносфере».

Важно отметить, что изучение студентами новой дис­циплины осуществлялось во втором семестре первого года обучения, после сдачи зачета по дисциплине «Экология» и предваряло их знакомство с научно-практическими знани­ями, умениями, навыками, излагаемыми в дисциплине «Без­опасность жизнедеятельности», обычно изучаемой в четвер­том - пятом семестрах учебной программы. Авторы учебника с интересом и благодарностью примут все замечания и пожелания.

Таблица 1

Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля

№ п/п Раздел дисциплины семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Форма текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
Введение. Эволюция опасностей, возникновение науки «ноксология» - - Текущий контроль: контроль посещаемости
Теоретические основы ноксологии логии 2-5 - Текущий контроль: контроль посещаемости
Современная ноксология 6-9 - - Текущий контроль: контроль посещаемости
Защита от опасностей 10-13 - - Контрольная работа
Мониторинг опасностей - - Текущий контроль: контроль посещаемости
Оценка ущерба от реализованных опасностей 15-16 - Текущий контроль: контроль посещаемости
Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности - - 0,5 Текущий контроль: контроль посещаемости
Образование в области техносферной безопасности - - 0,5 Контрольная работа

Таблица 2

Тематическое содержание разделов и трудоемкость отдельных тем*

№ раздела п/п Разделы, трудоемкость разделов Темы разделов Трудоемкость тем, часы
Введение. Эволюция опасностей, возникновение науки «ноксология» - 2 часа 1.Строение Вселенной, возникновение техносферы
2.Эволюция человечества, окружающей среды и опасностей
Теоретические основы ноксологии – 8 часов 1.Принципы и понятия ноксологии
2.Опасность, условия ее возникновения и реализации
3.Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия
4.Качественная классификация (таксономия) опасностей
5.Количественная оценка опасностей, нормирование опасностей
6.Идентификация опасностей техногенных источников
7.Поле опасностей
Современная ноксосфера – 8 часов 1.Естественные и естественно-техногенные опасности
2.Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности
3.Техногенные опасности. Постоянные локально действующие опасности
4.Техногенные опасности. Постоянные региональные и глобальные опасности
5. Техногенные опасности. Чрезвычайные локально действующие опасности
6. Техногенные опасности. Региональные чрезвычайные опасности
7. Чрезвычайные опасности стихийных явлений
Защита от опасностей – 8 часов 1.Понятие «безопасность объекта защиты», взаимодействие источников опасности, опасных зон и объектов защиты
2.Основы направления достижения техносферной безопасности
3.общие положения по выбору методов и средств защиты человека от опасностей в техносфере
4.Техника и тактика защиты человека от опасностей в техносфере
5.Защитное зонирование и экобиозащитная техника
6.Средства и устройства индивидуальной защиты
7.Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы (региональная защита)
8.Защита от глобальных опасностей, минимизация антропогенно-техногенных опасностей
Мониторинг опасностей – 2 часа Системы мониторинга. Мониторинг источника опасностей, мониторинг состояния здоровья работающих и населения, мониторинг окружающей среды
Оценка ущерба от реализованных опасностей – 4 часа 1.Показатели негативного влияния опасностей
2.Потери в быту, на производстве и в селитебных зонах
3.Потери от чрезвычайных опасностей
4.Смертность населения от внешних причин
Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности – 1 час Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности. Демография России
Образование в области техносферной безопасности – 1 час Содержание и траектории высшего профессионального образования в области техносферной безопасности

* Примерная программа дисциплины «Ноксология» опубликована в: Безопасность жизнедеятельности. 2011. № 6.

Введение

ЭВОЛЮЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ,

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО

НАПРАВЛЕНИЯ – НОКСОЛОГИЯ

Прежде всего, каждому виду живых существ природа да­ровала стремление защищаться, защищать свою жизнь.

Цицерон

Опасность - способность человека и окружающей среды причинять ущерб живой и неживой материи. Ноксология - наука об опасностях, являющаяся составной частью экологии (экология - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой) и рассматривающая взаимоотношения живых организмов между собой и окру­жающей их средой на уровнях, приносящих ущерб здоро­вью и жизни организмов или нарушающих целостность ок­ружающей среды.

Строение Вселенной, возникновение техносферы. Современную структуру Вселенной можно представить и виде че­тырех взаимодействующих систем, схематически показан­ных на рис. 1.

Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Рис. 1. Современная схема взаимодействия человека со средой

Человечество всегда пребывало в непосредственном контакте с биосферой Земли, которая являлась и является защитным экраном от космического воздействия. В биосфе­ре зародилась жизнь, и сформировался человек, однако она включает ряд естественных факторов, негативно влияющих на человека (повышенная и пониженная температура воз­духа, атмосферные осадки, стихийные явления и т.п.). Для защиты от неблагоприятных воздействий биосферы и для достижения ряда иных целей человек был вынужден со­здать техносферу.

Техносфера - среда обитания, возникшая с помощью пря­мого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучше­го соответствия среды потребностям человека. Согласно при­веденному определению к техносфере относится все, что со­здано человеком - производственная, городская, бытовая среды, лечебно-профилактическая, культурно-просвети­тельская зоны и т.п.

Создание техносферы - длительный процесс, обуслов­ленный эволюционным развитием человечества и среды его обитания. Начало особенно бурного роста техносферы при­ходится на середину XIX в.

Эволюция человечества и окружающей среды. За время существования человечество радикально увеличило свою численность, доведя ее в 2011 г. до 7 млрд. чел., причем толь­ко в XX в. население возросло более чем на 4,5 млрд. чел.

Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Как следствие средняя плотность населения на Земле, площадь суши которой равна 149 млн. км2, за последние не­сколько столетий также возросла многократно. Поскольку го­ры, леса, пустыни и ледники мало приспособлены для жизни человека, региональная плотность обжитых мест всегда суще­ственно выше средней, так, например, в Европе она состав­ляет 100-150 чел./км2. Плотность населения отдельных стран также различна, например, в Голландии - 380, во Фран­ции - 100, а в европейской части России - 85 чел./км2.

Одновременно с ростом численности населения Земли начиная с XVI в. происходил еще один важный процесс - урбанизация.

Урбанизация - переселение людей на постоянное про­живание из сельской местности в города главным образом Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля - student2.ru в результате их широкого привлечения к промышленному производству, а также с иными целями.

Весьма активно процесс урбанизации населения проис­ходил в XX в. К 1900 г. было урбанизировано только 13% на­селения, а уже к началу XXI в. урбанизация охватила около 50% населения нашей планеты, причем в наиболее разви­тых странах мира уровень урбанизации оказался еще выше: к 1990 г. в США - 70, а в России к 2010 г. - 73,7%.

Урбанизация во многом способствовала созданию мегапо­лисов - городов с населением более 15 млн. чел., таких как Токио (26,5 млн. чел.), Мехико (18,3 млн. чел.), Сан-Паулу (18,3 млн. чел.), Нью-Йорк (16,8 млн. чел.), Бомбей (16,5 млн. чел.) и др. По итогам переписи 2010 г. население Москвы составило 11 514,3 тыс. чел.

Интенсивный рост численности населения Земли и его урбанизация способствовали развитию многих процессов в экономике и прежде всего росту промышленного и сель­скохозяйственного производств, энергетики, увеличению численности и видов транспортных средств, повышению производительности и энерговооруженности человеческой деятельности.

События, происходившие в экономике в XX в., носили в основном позитивный характер, однако одновременно они привели к ряду негативных процессов и явлений. Отме­тим главное:

• темпы роста производства электроэнергии в мире во второй половине XX в. были весьма значительными:

Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Однако одновременно с ростом производства электро­энергии практически пропорционально увеличились вы­бросы в атмосферный воздух таких ингредиентов, как СО2, SO2 и др.;

• во второй половине XX в. каждые 12-15 лет удваива­лось промышленное производство ведущих стран мира, что создавало удвоение выбросов, сбросов и других отходов, за­грязняющих биосферу. Так, в СССР в период с 1940 по1980 г. возросло производство электроэнергии - в 32 раза; стали - в 7,7; автомобилей - в 15 раз; добыча угля увеличи­лась в 4,7, нефти - в 20 раз. Аналогичные или близкие к ним темпы роста наблюдались во многих других отраслях экономики. Еще более высокими темпами развивалась хи­мическая промышленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов и др;

• постоянно увеличивался и развивался сектор средств транспорта. Мировой автомобильный парк с 1960 по 2005 г. возрос со 120 до 800 млн. автомобилей, что привело к повы­шенному загрязнению атмосферного воздуха в городах;

• огромны затраты на военные цели. После Второй мировой войны на вооружение в мире израсходовано около 6 трлн. долл. Военная индустрия, являясь одним из активных стимуляторов развития техники и роста энергетического и промышленного производства, негативно влияет на качество среды обитания;

• развитие промышленности и технических средств сопровождалось не только увеличением выброса загрязняю­щих веществ, но и вовлечением в производство все больше­
го числа химических элементов:

Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

• вторая половина XX в. связана с интенсификацией сель­скохозяйственного производства. В целях повышения пло­дородия почв и борьбы с вредителями в течение многих лет использовались искусственные удобрения и различные ток­сиканты. При избыточном применении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами, а при внесении фосфор­ных удобрений - фтором, редкоземельными элементами, стронцием. При использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила и т.п.) почва перенасыщается соединения­ми тяжелых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичны­ми веществами, нарушает способность почв к фильтрации, ведет к загрязнению водоемов, особенно в паводковый пе­риод. Пестициды, применяемые для защиты растений от вредителей, опасны и для человека. Установлено, что от пря­мого отравления пестицидами в мире ежегодно погибает около 10 тыс. чел., гибнут леса, птицы, насекомые. Пестицидыпопадают в пищевые цепи, питьевую воду. Все без ис­ключения пестициды обнаруживают либо мутагенное, либо иное отрицательное воздействие на человека и живую при­роду.

В заключение отметим, что эволюция человечества, раз­витие промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и ряд других обстоятельств привели современ­ный мир к созданию среды обитания нового типа - техно­сферы, в которой проживает и трудится большая часть жи­телей нашей планеты.

В XX в. на Земле по воле человека и с использованием его труда произошли глобальные изменения в хозяйствен­ной и природной сферах (табл. 3).

Из приведенных в табл. 3 показателей следует, что в XX в. на фоне демографического взрыва и урбанизации населе­ния существенно возросло потребление продукции биоты и пресной воды, в десятки раз возросла мощность мировой экономики, в три раза увеличились освоенные человеком ре­гионы биосферы, превратившись в города, промышленные зоны, территории АЭС, ТЭС и ГЭС, свалки, отвалы и т.п. Преобразовательная активность человека формирует и видо­изменяет среду, в которой она реализуется. Характер этой деятельности в совокупности с негативными факторами среды и определяет доминирующие опасности.

Эволюция опасностей. В эпоху палеолита на людей нега­тивно воздействовали в основном естественные опасности (хищники, температура среды, ветер, осадки, грозовые раз­ряды и т.п.). Позднее, на этапе развития сельского хозяйст­ва и аграрной цивилизации также характерно наличие есте­ственных опасностей, как повседневных, так и стихийных,

Таблица 3

Наши рекомендации