Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля
НОКСОЛОГИЯ учебник для ВУЗов
С.В.Белов, Е.Н.Симакова
Оглавление
Принятые сокращения........................................................................... | |
Предисловие | |
Введение. Эволюция опасностей,возникновение научного направления — ноксология | |
Контрольные вопросы | |
Глава 1. Теоретические основы ноксологии 1.1.Принципы и понятия ноксологии.......................................... 31 1.2.Опасность, условия ее возникновения и реализации .......... 35 1.3. Закон толерантности. Опасные и чрезвычайно опасные воздействия................................................... ,................................ 38 1.4.Качественная классификация (таксономия) опасностей .... 43 1.5.Количественная оценка и нормирование опасностей.... 51 1.6.Идентификация опасностей техногенных источников .. 68 1.7. Поле опасностей 81 Контрольные вопросы.......................................................................... 84 | |
Глава 2. Современная ноксосфера........................................................ 85 2.1.Взаимодействие человека с окружающей средой............ 86 2.2.Повседневные естественные опасности ............................. 101 2.3.Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности .... 101 2.4.Техногенные опасности........................................................... 103 2.5.Чрезвычайные опасности стихийных явлений ................. 216 Контрольные вопросы ........................... :........................................... 229 | |
Глава 3. Защита от опасностей .............................................................. 231 3.1.Понятие «безопасность объекта защиты» .......................... 232 3.2. Основные направления достижения техносферной безопас ности ............................................................................................ 233 3.3.Опасные зоны и варианты защиты от опасностей .......... 238 3.4.Техника и тактика защиты от опасностей.......................... 256 3.5. Минимизация антропогенно-техногенных опасностей.. 317 Контрольные вопросы.......................................................................... 323 | |
Глава 4. Мониторинг опасностей........................................................... 324 4.1.Системы мониторинга............................................................ 324 Контрольные вопросы 343 | |
Глава 5. Оценка ущерба от реализованных опасностей ........... 344 5.1. Показатели негативного влияния опасностей................... 344 5.2. Потери от опасностей в быту, на производстве и в селитеб ных зонах...................................................................................... 349 5.3. Потери от чрезвычайных опасностей.................................. 357 5.4. Смертность населения от внешних причин........................ 360 Контрольные вопросы........................................................................... 368 | |
Глава 6. Перспективы развития человеке- и природозащитной деятельности ........................................................................... 369 6.1. Демографическое состояние России и пути его улучшения ... 369 6.2. «Эра здоровой и продолжительной жизни»....................... 376 6.3. Стратегия устойчивого развития........................................... 378 Контрольные вопросы........................................................................... 379 | |
Практикум................................................................................................ 380 Глоссарий ................................................................................................ 404 Приложение 1. Международные организации, осуществляющие человеко- и природозащитную деятельность........................... 415 Приложение 2. Система федеральных государственных органов власти Российской Федерации, осуществляющих человеко- и природозащитную деятельность 420 Литература .............................................................................................. 428 |
Принятые сокращения
АХОВ - аварийно химически опасные вещества
АЭС - атомная электростанция
БЖД- безопасность жизнедеятельности
ВЧП- более чистое производство
ВВ - взрывчатое вещество
ВДП - вибродемпфирующее покрытие
ВЗ - высокое загрязнение
ВОО - взрывоопасный объект
ГВС- газо-воздушная смесь
ГЖ - горючая жидкость
ГЗУ- грузозахватное устройство
ГН - гигиенические нормы
ГСМОС - глобальная система мониторинга окружающей среды
ДВС - двигатель внутреннего сгорания
ДМЭ- диметиловый эфир
ЕО - естественная опасность
ЕТР- европейская территория России
ЖКХ- жилищно-коммунальное хозяйство
ЗОС- защита окружающей среды
ЗПЦ- замкнутый промышленный цикл
ЗУ- защитное устройство
ИЗА- индекс защиты атмосферы
ИИ - ионизирующее излучение
ИК- инфракрасное излучение
И КАО (англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) - Международная организация гражданской авиации
ИСИЗ- изолирующее средство индивидуальной защиты
ИIII- источник шума
КЕО - коэффициент естественного освещения
ЛВЖ- легковоспламеняющаяся жидкость
ЛИ - лазерное излучение
ЛОЗ - лазерноопасная зона
ЛЭП - линия электропередачи
МП - магнитный поток
МТБЭ - метилтретбутиловый эфир
НИДСТ - наилучшая из доступных современных технологий
НКПВ - нижний концентрационный предел воспламенения
НСТ- наилучшая существующая технология
НTP- научно-техническая революция
ОВ - отравляющее вещество
ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду
ОКП- околоземное космическое пространство
ОПО- опасный производственный объект
ПДВ- предельно допустимый выброс
ПДД- предельно допустимая доза
ПДК- предельно допустимая концентрация
ПДС- предельно допустимый сброс
ПДУ- предельно допустимый уровень
ПлВС- пылевоздушная смесь
ПМП- постоянное магнитное поле
ПОО- пожароопасный объект
ПТМ- подъемно-транспортный механизм
ПУЭ- правила устройства электроустановок
РЛС- радиолокационная станция
РОО- радиационно опасный объект
РСЧС- Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
СЗЗ- санитарно-защитная зона
СИЗ- средства индивидуальной защиты
СИЗОД- средства индивидуальной защиты органов дыхания
СанПиН- санитарные правила и нормы
СН - санитарные нормы
СНиП- строительные нормы и правила
СНН- сверхнизкое напряжение
СП- санитарные правила
СПАВ- соединения поверхностно-активных веществ
СПЖ- средняя продолжительность жизни
ТБО- твердые бытовые отходы
ТВЭЛ- тепловыделяющий элемент
ТПО- твердые промышленные отходы
ТЭС- тепловая электрическая станция
УЗ - уровень звука
УЗД- уровень звукового давления
УФИ- ультрафиолетовое излучение
ФГОС ВПО- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
ХОО- химически опасный объект
ЦНС- центральная нервная система
ЧС - чрезвычайная ситуация
ЭВЗ- экстремально высокое загрязнение
ЭЗС- электрозащитное средство
ЭМ - экологический мониторинг
ЭМИ - электромагнитное излучение
ЭМП- электромагнитное поле
ЭСП- электростатическое поле
DL - летальная доза
INES(англ. INES - International Nuclear Event Scale) - Международная шкала радиационных событий
CL - смертельная концентрация
Предисловие
Стремление человека защищать свою жизнь является его естественной жизненной потребностью. К сожалению, окружающий мир довольно часто оказывает на человека негативное влияние, которое отрицательно сказывается на здоровье и продолжительность жизни. Естественной реакцией на негативные воздействия является постоянная забота о защите себя и окружающей среды от опасностей.
С 2008 г. в мире бушует экономический кризис, негативно влияющий на благополучие населения практически всех стран. В России кризис экономический наложился на глубокий и длительный демографический кризис. Начиная с 1992 г. по настоящее время в нашей стране наблюдается уменьшение численности населения. Только за последние 10 лет Россия потеряла до 25 млн. человек, из которых около 3,5 млн. человек погибли от внешних причин, т.е. от причин, вызванных не болезнями, а различными внешними воздействиями - умышленными (убийства и самоубийства) или неумышленными (всякого рода несчастные случаи, отравления и т.п.). Особую тревогу вызывают показатели принудительной смертности мужчин трудоспособного, а, следовательно, и репродуктивного (фертильного) возраста.
Общеизвестно, что продолжительность жизни людей во многом зависит от удовлетворения их естественных потребностей, качества среды обитания, условий труда и отдыха, качества медицинского обслуживания. Сложившаяся демографическая ситуация определяется экономическими показателями уровня жизни россиян и условиями их существования. В начале XXI в. показатель внутреннего валового продукта в расчете на одного жителя страны в США в шесть раз превышает аналогичный показатель в России. Средняя продолжительность жизни (СПЖ) мужчин в России составляет около 60 лет (в Японии - 78 лет, в США - 74 года).
Важную роль в сокращении СПЖ играют опасности. Именно поэтому так много внимания уделяется защите от опасностей: борьбе с пожарами, соблюдению правил техники безопасности на производстве, снижению числа дорожно-транспортных происшествий и т.п. С этой целью регламентируются, прежде всего, безопасные приемы деятельности человека и применяются различные виды защиты.
Во второй половине XX в. была активизирована природо-защитная деятельность с целью охраны атмосферного воздуха, водоемов и земельных угодий от загрязнений. Тем не менее, на сегодня проблема загрязнения природной среды достигает своего апогея, особенно в мегаполисах и на примыкающих к ним территориях. Защита от выбросов автотранспорта, ТЭС, промышленных объектов и объектов ЖКХ, ликвидация и захоронение твердых отходов - главные природоохранные задачи.
В конце XX в. возникли такие понятия, как ЗОЖ - здоровый образ жизни, БЖД - безопасность жизнедеятельности человека и ЗОС - защита окружающей среды. В этот же период со всей очевидностью стало ясно, что реализации только защитных мероприятий явно недостаточно для обеспечения безопасности человека. Необходим превентивный анализ всех принимаемых техногенных решений с целью обнаружения возможных опасных проявлений, требуется применение научно обоснованных требований к созданию малоопасных технологий, машин и производств, установление современных норм и правил для обеспечения безопасности зон труда и отдыха, нормативов возможного допустимого воздействия техносферы на человека и на окружающую среду. Одновременно имеется потребность в массовом внедрении в общество культуры безопасности, основанной на получении каждым человеком знаний о происхождении и принципах появления опасностей; знаний о современном мире опасностей и защите от него.
Таким образом, объективно возникла необходимость активного развития человеко- и природозащитной деятельности на научной основе путем создания науки об опасностях окружающего материального мира - ноксологии, а также подготовки инженерно-технических и научных кадров - носителей соответствующих знаний.
Ноксология изучает происхождение и совокупное действие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опасностями человеку и природе. В задачи ноксологии входит также изучение принципов минимизации опасностей в источниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.
Дисциплина «Ноксология» отражает и систематизирует научно-практические достижения в области человеко- и природозащитной деятельности, основывается на теоретическихразработках отечественных и зарубежных ученых. Известные знания о безопасности жизнедеятельности и защите природы объединены в рамках этого учения далеко не случайно. Они имеют одну понятийную основу и неразрывно связаны с понятием «опасность». Кроме того, они имеют общее реальное содержание, обусловленное общностью источников опасностей, действующих, как правило, одновременно на человека, общество и природу, а также значительную общность средств защиты.
Дисциплина «Ноксология» относится к математическому и естественнонаучному циклу и обеспечивает понимание и логическую взаимосвязь систем «человек - техносфера - природа» на уровне их негативного взаимодействия.
Цель дисциплины: формирование у студентов базовой профессиональной ноксологической компетентности (в части знаний теоретических основ мира опасностей и принципов обеспечения безопасности, готовности к реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, осознании приоритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональной деятельности), выступающей результатом заявленных в ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных компетенций (организационно-управленческих и экспертных, надзорных и инспекционно-аудиторских) по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация/степень - бакалавр).
Задачи дисциплины: дать представление об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; сформировать критерии и методы оценки опасностей; описать источники и зоны влияния опасностей; дать базисные основы для анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и природы от опасностей.
Дисциплина призвана подготовить студентов к решению следующих профессиональных задач:
1) проектно-конструкторская: идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;
2) организационно-управленческая: участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;
3) научно-исследовательская: анализ опасностей техносферы, участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты.
Место дисциплины. Дисциплина «Ноксология» базируется на изучении дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Экология». Перед изучением дисциплины «Ноксология» студент должен:
1) знать: факторы, определяющие устойчивость биосферы; основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой; естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере; характеристики антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования;
2) уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины у студента должна быть заложены мотивационные, теоретические и деятельностные основы базовой профессионально-ориентированной ноксологической компетентности как интегральной характеристики личности высших профессиональных кадров в области обеспечения техносферной безопасности.
Мотивационный (ценностный) критерий ноксологической компетентности студентов выражается в:
• сформированности профессионального мотива, заключающегося в убежденности значимости дальнейшей профессиональной деятельности в области защиты объекта от опасностей и создания безопасной среды обитания для человека;
• понимании необходимости обеспечения безопасности на всех уровнях, превентивности вопросов безопасности, осознании ценности человеческой жизни;
• сформированности положительного отношения к предмету.
Когнитивный критерий ноксологической компетентности студентов определяется:
• объемом, полнотой, устойчивостью, системностью знаний в области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности;
• качеством знаний в области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности, при этом в понятие качества включается глубина, точность (четкость),освоенность, прочность, результативность;
• сформированностью познавательной активности учащихся.
Деятельностный критерий ноксологической компетентности студентов включает следующие показатели:
• готовность к практическому применению полученных знанийв области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности в учебной и профессиональной деятельности, при этом учитываются направленность, динамичность и действенность применения;
• готовность, способность к самостоятельному решению поставленных профессиональных и жизненных задач;
• творческий подход при решении поставленных профессиональных и жизненных задач.
Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость курса ноксологии составляет две зачетные единицы - 51 час. Для повышения мобильности студентов в рамках направления «Техносферная безопасность» дисциплина должна реализовываться в рамках первого года обучения. Разделыдисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля приведены в табл. 1.
В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать и другие виды учебных занятий. Тематическое содержание разделов и трудоемкость отдельных тем представлены в табл. 2.
Основой предлагаемого учебника по дисциплине «Ноксология» послужил курс по дисциплине «Введение в специальность», прочитанный авторами студентам I курса, обучавшимся в МГТУ им. Н. Э. Баумана в 1995-2010 гг. на специальностях:
• 320700 (280201.65) «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
• 330100 (280101.65) «Безопасность жизнедеятельности втехносфере».
Важно отметить, что изучение студентами новой дисциплины осуществлялось во втором семестре первого года обучения, после сдачи зачета по дисциплине «Экология» и предваряло их знакомство с научно-практическими знаниями, умениями, навыками, излагаемыми в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», обычно изучаемой в четвертом - пятом семестрах учебной программы. Авторы учебника с интересом и благодарностью примут все замечания и пожелания.
Таблица 1
Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля
№ п/п | Раздел дисциплины | семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Форма текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | |||||
Введение. Эволюция опасностей, возникновение науки «ноксология» | - | - | Текущий контроль: контроль посещаемости | |||||
Теоретические основы ноксологии логии | 2-5 | - | Текущий контроль: контроль посещаемости | |||||
Современная ноксология | 6-9 | - | - | Текущий контроль: контроль посещаемости | ||||
Защита от опасностей | 10-13 | - | - | Контрольная работа | ||||
Мониторинг опасностей | - | - | Текущий контроль: контроль посещаемости | |||||
Оценка ущерба от реализованных опасностей | 15-16 | - | Текущий контроль: контроль посещаемости | |||||
Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности | - | - | 0,5 | Текущий контроль: контроль посещаемости | ||||
Образование в области техносферной безопасности | - | - | 0,5 | Контрольная работа |
Таблица 2
Тематическое содержание разделов и трудоемкость отдельных тем*
№ раздела п/п | Разделы, трудоемкость разделов | Темы разделов | Трудоемкость тем, часы |
Введение. Эволюция опасностей, возникновение науки «ноксология» - 2 часа | 1.Строение Вселенной, возникновение техносферы | ||
2.Эволюция человечества, окружающей среды и опасностей | |||
Теоретические основы ноксологии – 8 часов | 1.Принципы и понятия ноксологии | ||
2.Опасность, условия ее возникновения и реализации | |||
3.Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия | |||
4.Качественная классификация (таксономия) опасностей | |||
5.Количественная оценка опасностей, нормирование опасностей | |||
6.Идентификация опасностей техногенных источников | |||
7.Поле опасностей | |||
Современная ноксосфера – 8 часов | 1.Естественные и естественно-техногенные опасности | ||
2.Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности | |||
3.Техногенные опасности. Постоянные локально действующие опасности | |||
4.Техногенные опасности. Постоянные региональные и глобальные опасности | |||
5. Техногенные опасности. Чрезвычайные локально действующие опасности | |||
6. Техногенные опасности. Региональные чрезвычайные опасности | |||
7. Чрезвычайные опасности стихийных явлений | |||
Защита от опасностей – 8 часов | 1.Понятие «безопасность объекта защиты», взаимодействие источников опасности, опасных зон и объектов защиты | ||
2.Основы направления достижения техносферной безопасности | |||
3.общие положения по выбору методов и средств защиты человека от опасностей в техносфере | |||
4.Техника и тактика защиты человека от опасностей в техносфере | |||
5.Защитное зонирование и экобиозащитная техника | |||
6.Средства и устройства индивидуальной защиты | |||
7.Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы (региональная защита) | |||
8.Защита от глобальных опасностей, минимизация антропогенно-техногенных опасностей | |||
Мониторинг опасностей – 2 часа | Системы мониторинга. Мониторинг источника опасностей, мониторинг состояния здоровья работающих и населения, мониторинг окружающей среды | ||
Оценка ущерба от реализованных опасностей – 4 часа | 1.Показатели негативного влияния опасностей | ||
2.Потери в быту, на производстве и в селитебных зонах | |||
3.Потери от чрезвычайных опасностей | |||
4.Смертность населения от внешних причин | |||
Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности – 1 час | Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности. Демография России | ||
Образование в области техносферной безопасности – 1 час | Содержание и траектории высшего профессионального образования в области техносферной безопасности |
* Примерная программа дисциплины «Ноксология» опубликована в: Безопасность жизнедеятельности. 2011. № 6.
Введение
ЭВОЛЮЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ,
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ – НОКСОЛОГИЯ
Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь.
Цицерон
Опасность - способность человека и окружающей среды причинять ущерб живой и неживой материи. Ноксология - наука об опасностях, являющаяся составной частью экологии (экология - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой) и рассматривающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой на уровнях, приносящих ущерб здоровью и жизни организмов или нарушающих целостность окружающей среды.
Строение Вселенной, возникновение техносферы. Современную структуру Вселенной можно представить и виде четырех взаимодействующих систем, схематически показанных на рис. 1.
Рис. 1. Современная схема взаимодействия человека со средой
Человечество всегда пребывало в непосредственном контакте с биосферой Земли, которая являлась и является защитным экраном от космического воздействия. В биосфере зародилась жизнь, и сформировался человек, однако она включает ряд естественных факторов, негативно влияющих на человека (повышенная и пониженная температура воздуха, атмосферные осадки, стихийные явления и т.п.). Для защиты от неблагоприятных воздействий биосферы и для достижения ряда иных целей человек был вынужден создать техносферу.
Техносфера - среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего соответствия среды потребностям человека. Согласно приведенному определению к техносфере относится все, что создано человеком - производственная, городская, бытовая среды, лечебно-профилактическая, культурно-просветительская зоны и т.п.
Создание техносферы - длительный процесс, обусловленный эволюционным развитием человечества и среды его обитания. Начало особенно бурного роста техносферы приходится на середину XIX в.
Эволюция человечества и окружающей среды. За время существования человечество радикально увеличило свою численность, доведя ее в 2011 г. до 7 млрд. чел., причем только в XX в. население возросло более чем на 4,5 млрд. чел.
Как следствие средняя плотность населения на Земле, площадь суши которой равна 149 млн. км2, за последние несколько столетий также возросла многократно. Поскольку горы, леса, пустыни и ледники мало приспособлены для жизни человека, региональная плотность обжитых мест всегда существенно выше средней, так, например, в Европе она составляет 100-150 чел./км2. Плотность населения отдельных стран также различна, например, в Голландии - 380, во Франции - 100, а в европейской части России - 85 чел./км2.
Одновременно с ростом численности населения Земли начиная с XVI в. происходил еще один важный процесс - урбанизация.
Урбанизация - переселение людей на постоянное проживание из сельской местности в города главным образом в результате их широкого привлечения к промышленному производству, а также с иными целями.
Весьма активно процесс урбанизации населения происходил в XX в. К 1900 г. было урбанизировано только 13% населения, а уже к началу XXI в. урбанизация охватила около 50% населения нашей планеты, причем в наиболее развитых странах мира уровень урбанизации оказался еще выше: к 1990 г. в США - 70, а в России к 2010 г. - 73,7%.
Урбанизация во многом способствовала созданию мегаполисов - городов с населением более 15 млн. чел., таких как Токио (26,5 млн. чел.), Мехико (18,3 млн. чел.), Сан-Паулу (18,3 млн. чел.), Нью-Йорк (16,8 млн. чел.), Бомбей (16,5 млн. чел.) и др. По итогам переписи 2010 г. население Москвы составило 11 514,3 тыс. чел.
Интенсивный рост численности населения Земли и его урбанизация способствовали развитию многих процессов в экономике и прежде всего росту промышленного и сельскохозяйственного производств, энергетики, увеличению численности и видов транспортных средств, повышению производительности и энерговооруженности человеческой деятельности.
События, происходившие в экономике в XX в., носили в основном позитивный характер, однако одновременно они привели к ряду негативных процессов и явлений. Отметим главное:
• темпы роста производства электроэнергии в мире во второй половине XX в. были весьма значительными:
Однако одновременно с ростом производства электроэнергии практически пропорционально увеличились выбросы в атмосферный воздух таких ингредиентов, как СО2, SO2 и др.;
• во второй половине XX в. каждые 12-15 лет удваивалось промышленное производство ведущих стран мира, что создавало удвоение выбросов, сбросов и других отходов, загрязняющих биосферу. Так, в СССР в период с 1940 по1980 г. возросло производство электроэнергии - в 32 раза; стали - в 7,7; автомобилей - в 15 раз; добыча угля увеличилась в 4,7, нефти - в 20 раз. Аналогичные или близкие к ним темпы роста наблюдались во многих других отраслях экономики. Еще более высокими темпами развивалась химическая промышленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов и др;
• постоянно увеличивался и развивался сектор средств транспорта. Мировой автомобильный парк с 1960 по 2005 г. возрос со 120 до 800 млн. автомобилей, что привело к повышенному загрязнению атмосферного воздуха в городах;
• огромны затраты на военные цели. После Второй мировой войны на вооружение в мире израсходовано около 6 трлн. долл. Военная индустрия, являясь одним из активных стимуляторов развития техники и роста энергетического и промышленного производства, негативно влияет на качество среды обитания;
• развитие промышленности и технических средств сопровождалось не только увеличением выброса загрязняющих веществ, но и вовлечением в производство все больше
го числа химических элементов:
• вторая половина XX в. связана с интенсификацией сельскохозяйственного производства. В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями в течение многих лет использовались искусственные удобрения и различные токсиканты. При избыточном применении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами, а при внесении фосфорных удобрений - фтором, редкоземельными элементами, стронцием. При использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила и т.п.) почва перенасыщается соединениями тяжелых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами, нарушает способность почв к фильтрации, ведет к загрязнению водоемов, особенно в паводковый период. Пестициды, применяемые для защиты растений от вредителей, опасны и для человека. Установлено, что от прямого отравления пестицидами в мире ежегодно погибает около 10 тыс. чел., гибнут леса, птицы, насекомые. Пестицидыпопадают в пищевые цепи, питьевую воду. Все без исключения пестициды обнаруживают либо мутагенное, либо иное отрицательное воздействие на человека и живую природу.
В заключение отметим, что эволюция человечества, развитие промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и ряд других обстоятельств привели современный мир к созданию среды обитания нового типа - техносферы, в которой проживает и трудится большая часть жителей нашей планеты.
В XX в. на Земле по воле человека и с использованием его труда произошли глобальные изменения в хозяйственной и природной сферах (табл. 3).
Из приведенных в табл. 3 показателей следует, что в XX в. на фоне демографического взрыва и урбанизации населения существенно возросло потребление продукции биоты и пресной воды, в десятки раз возросла мощность мировой экономики, в три раза увеличились освоенные человеком регионы биосферы, превратившись в города, промышленные зоны, территории АЭС, ТЭС и ГЭС, свалки, отвалы и т.п. Преобразовательная активность человека формирует и видоизменяет среду, в которой она реализуется. Характер этой деятельности в совокупности с негативными факторами среды и определяет доминирующие опасности.
Эволюция опасностей. В эпоху палеолита на людей негативно воздействовали в основном естественные опасности (хищники, температура среды, ветер, осадки, грозовые разряды и т.п.). Позднее, на этапе развития сельского хозяйства и аграрной цивилизации также характерно наличие естественных опасностей, как повседневных, так и стихийных,
Таблица 3