Международная деятельность ООН и ее специализированных органов.Междурар.деятельность РБ в области охраны окружающей среды
Вся система Организации Объединенных Наций в разных формах участвует в деятельности по охране окружающей среды. Ее ведущим учреждением в этой области является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 года Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы — «Окружающая среда в интересах развития». Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.Всемирная метеорологическая организация совместно с ЮНЕП основали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (IPCC) в 1988 году. ЮНЕП является также одним из соучредителей Глобального Экологического Фонда (GEF). Известные международные проектыЮНЕП спонсирует программы развития солнечной энергии, делая значительные скидки на приобретение солнечных панелей, тем самым значительно снижая цену для потребителей и увеличивая количество желающих приобрести эти панели. Самый известный пример такого проекта — проводившаяся в Индии программа займов на приобретение солнечных панелей, которая помогла 100000 человек.] Успех этой программы привёл к проведению подобных проектов в других развивающихся странах — Тунисе, Марокко, Индонезии и Мексике.ЮНЕП также спонсирует проект по охране болотистых местностей на Ближнем Востоке. В 2001 году специалисты ЮНЕП провели кампанию по защите болотистых местностей, опубликовав фотографии со спутника, показывающие что 90 процентов болотистых местностей уже были уничтожены. Программа ЮНЕП «поддержка экологического управления в болотистых местностях Ирака» стартовала в 2004 году с целью экологически качественного управления болотистой областью.
Беларусь является активным участником международного экологического сотрудничества..Особое вниманеи в республике уделяется выполнению международных конвенций и подписаных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации. Среди подписаных конвенций:Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, и протоколы к ним; Венская конвенция об охране озонового слоя; Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция ООН о биологическом разнообразии,, Картахенский протокол по биобезопасности к Конвннции по биоразнообразию, Киокский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и многое другое. В рамках подписаных конвенций разработан рят проектов, установлены критические нагрузки на экосистемы РБ под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металам, предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ чегез госуд.границу, сокращению производства и потребления ОРВ, и т.д. Приролоохранными структурами РБ проводиться десятки встреч с представителями соответствующих зарубежных ведомств по вопросам осуществления совместной деятельности по реализации Киокского протокола, развития альтернативных и возобновляемых источников энергии, сотрудничества в области управления отходами и сохранения биологического разнообразия и др. Активное участие Б в процессе междунар.эколог.сотрудничества дает надежду на то, что наше возращениение на общемировые пути соц-экономического развития будет способствовать преодолению экологических угроз совместно с другими странами.
11. Минер. ресурсы РБ и их оценка. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и мин. воды. Топливные мин. ресурсы РБ включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Всего учтено 58 месторождений нефти, из них около 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли. Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов. Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича. Расширяются исследование и вовлечение в эксплуатацию мин. подземных вод.
12.Развитие альтернативной энергетики в мире и в Беларуси – состояние и перспективы.
Альтернати́вная энерге́тика — совокупность перспективных способов получения энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при низком риске причинения вреда экологии района.
Направления альтернативной энергетикиветроэнергетика:Автономные ветрогенераторы
Гелиоэнергетика Солнечный водонагревательальтернативная гидроэнергетика,Приливные электростанции,Волновые электростанции,Мини и микро ГЭС (устанавливаются в основном на малых реках)Водопадные электростанции
геотермальная энергетикаТепловые электростанции (принцип отбора высокотемпературных грунтовых вод и использования их в цикле),Грунтовые теплообменники (принцип отбора тепла от грунта посредством теплообмена)]космическая энергетика биотопливоПолучение биодизеля ПерспективыНа возобновляемые (альтернативные) источники энергии приходится всего около 1 % мировой выработки электроэнергии.. Приливные электростанции (ПЭС) пока имеются лишь в нескольких странах — Франции, Великобритании, Канаде, России, Индии, Китае. Солнечные электростанции (СЭС) работают более чем в 30 странах.В последнее время многие страны расширяют использование ветроэнергетических установок (ВЭУВ качестве топлива в Бразилии и других странах все чаще используют этиловый спирт. Перспективы использования возобновляемых источников энергии связаны с их экологической чистотой, низкой стоимостью эксплуатации и ожидаемым топливным дефицитом в традиционной энергетике. По оценкам Европейской комиссии к 2020 году в странах Евросоюза в индустрии возобновляемой энергетики будет создано 2,8 миллионов рабочих мест. Индустрия возобновляемой энергетики будет создавать 1,1 % ВВП.
В Беларуси была принята целевая государственная программа, согласно которой доля местных видов топлива и альтернативных источников энергии к 2012 г. в энергобалансе должна быть доведена до 25%. звучания.На первом этапе ставка была сделана преимущественно на использование угля, торфа и древесины. Неправительственными организациями в Белоруссии разрабатывается “концепция развития экологически чистой энергетики до 2050 года”. Концепция предусматривает активное использование альтернативных источников энергии в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в домостроительстве, внедрение энергоэффективных технологий в производстве, модернизацию энергетических сетей, энергосбережение. Реализация предложенного сценария позволит к 2050 г. полностью отказаться от импорта газа и нефти, а также от ядерной энергетики в республике. Сегодня в республике действуют две основные программы по энергосбережению: • Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, энергосбережения, увеличения использования в республике собственных топливных ресурсов (утверждена Указом Президента Республики Беларусь 25.08.2005 № 399) • Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 гг. (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 02.02.2006 № 137).
Сотрудничество с Германией
Белоруссия заинтересована в сотрудничестве в сфере альтернативной энергетики с Германией, которая достигла значительных успехов в области ветро- и солнечной энергетики. Немецкие специалисты имеют большой опыт создания ветроустановок и солнечных батарей, который было бы перспективно перенять и Беларуси.
Кроме того, для Белоруссии немаловажна тема проектирования энергоэффективных домов и реконструкции старых помещений; опыт немецких компаний в этой области также крайне интересен.
Возобновляемая энергетика в Беларуси
Развитие биоэнергетики
Основными направлениями в производстве энергии из биомассы являются:
• Отходы растениеводства
• Биогаз из отходов животноводства
• Дрова и древесные отходы
• Фитомасса.
Отходы животноводства особенно интересны тем, что без дополнительных энергетических затрат можно получить экологически чистые высококачественные органические удобрения и вследствие этого пропорционально сократить энергоемкое производство минеральных удобрений. Применение биогазовых установок позволит существенно улучшить экологическую обстановку вблизи крупных ферм и животноводческих комплексов, а также на посевных площадях, куда в настоящее время сбрасываются отходы животноводства.
13. Радиоактивное загрязнение зем. ресурсов Беларуси. Одной из наиболее серьезных проблем Беларуси является радиоактивное загрязнение земель. Почва обладает способностью накапливать радиоактивные вещества (стронций, цезий, плутоний и др.), которые затем вместе с питательными веществами переходят в сельскохозяйственные растения, животных и, в конечном итоге, к человеку. Авария на Чернобыльской АЭС привела к загрязнению радионуклидами значительной части территории Беларуси. Загрязнение радионуклидами распространено неравномерно. Самыми потерпевшими являются Гомельская и Могилевская области. Отселенная территория общей площадью 450 тыс. га разделяется на две зоны: отчуждения и отселения. Зона отчуждения площадью 170 тыс. га, из которой население было эвакуировано в 1986 г., наиболее загрязнена и входит в состав Полесского радиационно-экологического заповедника, общая площадь которого 216 тыс. га. Основная часть зоны отчуждения не может быть возвращена в сельскохозяйственный оборот даже в отдаленной перспективе вследствие высокой плотности загрязнения долгоживущими радионуклидами. Зона отселения состоит из территориально разобщенных участков, где прекращена хозяйственная деятельность после отселения 450 населенных пунктов в Гомельской и Могилевской областях.
14. Управление природопользованием: сущность, методы, функции, организационные структуры.Управление природопользованием - это деятельность по организации рационального использования и воспроизводства прир. ресурсов, охраны окруж. среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономич. отношениях. Методы - это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых субъектов хозяйствования с целью обеспечения рационального природопользования. Основные методы: административные; экономич.; социально-психологические; информационные. Функции: нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окруж. среды и природопользования; учет прир. объектов и ведение прир. кадастров; осуществление мониторинга окруж. среды; экологич. контроль, экспертиза и аудит; эколого-экономич. прогнозирование и планирование; экономич. стимулирование природоохранной деятельности; разрешение споров о праве пользования прир. ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др. Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры — система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: президентская, представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Основным госуд. органом управления природопользованием специальной компетенции в РБ является Министерство прир. ресурсов и охраны окруж. среды. В систему Минприроды входят также департамент гидрометеорологии, осуществляет мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиоактивного загрязнения прир. среды; департамент по геологии, в компетенции которого, помимо геологоразведочных функций, находится мониторинг состояния подземных вод и проведение исследований, связанных с воздействием на них аварии на Чернобыльской АЭС. Иными специально уполномоченными госуд. органами являются Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Министерство лесного хозяйства, Министерство внутренних дел (обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств силами экологической милиции), а также Комитеты при Совете Министров Республики Беларусь — по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и по земельным ресурсам, геодезии и картографии. Руководство природоохранной деятельностью на территории нац. парков и заповедников осуществляет Управление делами администрации Президента РБ.
15. Понятие, содержание и виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды. Проблема «интернализации» экстернальных издержек.
Виды ущерба:1) эклогический-величина нарушений возникающих в природн.системах; 2) экономи-ческий ущерб-это выражение ущерба в деньгах; 3)социальный ущерб- это ущерб наносимый здоровью человека.Интернальные издержки- это производственные затраты производителя. Энтернальные издержки – это издержки вызываемые деятельностью предприятия загрязнителя и появляющиеся у другого производителя. Задачи экономики состоят в переводе экстернальных издержек в интернальные.Пути превращения внешних издержек во внутренние: 1) законодательное закрепление принципа компенсации, когда пострадавший через суд взыскивает с виновника сумму ущерба; 2)ввести платежи за ассимиляционное загрязнение; 3) введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал (это способность природы на самовостановление).
16. Лес. ресурсы и проблемы интенсификации лесопользования. Лес. ресурсы включают стволовые запасы древесины и разнообразные недревесные ресурсы: технические, кормовые, охотничье-промысловые, пищевые, лекарственные растения. Они выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и пр.), в том числе рекреационные и эстетические. Лес. ресурсы относятся к возобновимым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться в целях сохранения, воспроизводства и повышения продуктивности лесов. Мировые ресурсы древесины оцениваются до 370 млрд м3. Общая площадь земель лесного фонда на Беларуси составляет 8,9 млн га. Рациональное лесопользование предполагает как вырубку, так и восстановление лесов. Современное воспроизводство лесных ресурсов обеспечивается проведением в необходимых размерах лесохозяйственных мероприятий по посадке леса, содействию естественному возобновлению, уходу за молодняком, созданию и расширению питомников. Важнейшими направлениями лесозащиты в РБ являются разработка и совершенствование интегрированных систем защиты лесов от вредителей и болезней. Важное лесохозяйственное мероприятие— рубка деревьев, свежезаселенных стволовыми вредителями. В основе биологических методов лежит использование хищников и паразитических насекомых, насекомоядных птиц и зверей, а также патогенных бактерий и вирусов. Эффективно борются с насекомыми-вредителями некоторые виды лесных муравьев. Хим. метод борьбы с вредными насекомыми и болезнями основан на применении ряда ядовитых веществ. В сохранении биологического разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым природным территориям: заповедники, национальные парки, заказники.
17. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности.
Осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окруж. среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составляются областные, городские, районные программы рационального использования прир. ресурсов и охраны окруж. среды. Отраслевое природоохранное планированиепроводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территор. планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов прир. ресурсов. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов прир. ресурсов и охраны прир. сред проводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность прир. ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию. По отдельным природным средам и природным компонентам планируются показатели: по охране атмосферного воздуха; по использованию и охране водных ресурсов; по охране земельных ресурсов; по охране лесных ресурсов; по минерально-сырьевым ресурсам; по охране других биологических ресурсов; реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС.
18. Нац. система мониторинга окруж. среды в РБ и ее функционирование. Мониторинг окр.среды-зто комплексные наблюдения за ее состоянием, а так же оценка и прогноз состояния окр.среды и ее загрязнения.Нац. система мониторинга окруж. среды (НСМОС) обеспечивает выполнение госуд. политики в области природопользования и охраны окруж. среды. Цель - обеспечение всех уровней управления необходимой экологич. информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений. Задачи: выполнять регулярные наблюдения за состоянием прир. экосистем; осуществлять сбор, обработку, хранение и использование экологич. информации; проводить оценку фактического состояния прир. экосистем, выявление критических ситуаций и источников экологич. опасности; формировать оптимальную структуру сети мониторинга; составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы состояния окруж. среды; осуществлять оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и экологически опасных явлениях; подготавливать информацию для органов управления и общественности.Нац.система монит.РБ окруж.среды 11видов:монитор.атмосферного воздуха, монитор.поверхносных вод, подземных вод,монит.земель,монит.озонового слоя, геофизический мониторинг, радиационный мониторинг,монит растительного мира,лесов, монит.животного мира., локальный мониторинг. НСМОС взаимодействует с самостоятельными функционирующими системами соц-гигиены мониторинга и сист монит.и прогнозарования ЧС приодн.и технологического характера.Сист.соц-гигиенического монит.осуществляет наблюдение за санит-эпидемиологич.обстановкой и состоянием здоровья населения в РБ.
19. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе. Классификация полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы — это прир. вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Как предмет труда они используются в сфере производства товаров, и главным образом в промышленности, являются материальной основой и активным элементом роста производстваМинеральные ресурсы-понятие экономическое.. Для минерально-сырьевых ресурсов характерны: резкая неравномерность размещения; невозобновляемость конкретных видов ресурсов; возможность восполнения путем разведки и освоения новых объектов; большое разнообразие горнотехнических и природно-экономических условий эксплуатации; ограниченность крупных и относительно благоприятных месторождений при значительной их рассредоточенности. Полезные ископаемые, в зависимости от области хозяйственного применения, подразделяются на группы: топливно-энергетическую (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды); рудную, являющуюся сырьевой основой черной и цветной металлургии (железная и марганцевая руды, хромиты, бокситы и др.); горно-химического сырья (фосфориты, апатиты, поваренная, калийные и магнезиальные соли, сера и ее соединения, барит, борные соли, бром и йодсодержащие растворы); природных (минеральных) строительных материалов и нерудных полезных ископаемых, к которым примыкают поделочные, технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, яшма, агат, горный хрусталь, гранат, корунд, алмаз и др.); гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды). Запасы полезных ископаемых подразделяют также по их пригодности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым — запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категория прогнозных — геологических запасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных
20. Правовое регулирование охраны окружающей среды.Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют: Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 46, 55) (1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.);– Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды- «О государственной экологической экспертизе»
-«Об отходах» «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» «Об охране и использовании животного мира» «Об охране атмосферного воздуха» «О радиационной безопасности» «О питьевом водоснабжении» (1999 г.)
«Об охране озонового слоя» «О налоге за пользование природными ресурсами» (в редакции 2002 г.) и ряд других;– Кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997 г.), «Лесной кодекс» (2000 г.), «Водный кодекс» (1998 г.), «О земле» (1999 г.), «Гражданский кодекс» (1998г.).
В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (посягательство на госуд. собственность, нарушение прав госуд. собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение госуд. или общественного имущества. Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию прир. среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности. Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба прир. среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальные потери.
21. Биологические ресурсы Беларуси и направления их охраны.Биологические ресурсы Беларуси включают растительные ресурсы и ресурсы животного мира. Растительный мир Беларуси включает до 11,5 тыс. видов. Показателем биологического разнообразия животного мира Беларуси служит наличие в его составе более 31000 видов. Одной из форм охраны биологич. и других ресурсов являются особо охраняемые прир. территории - участки земли (включая атмосферный воздух над ними, гидроресурсы и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными прир. комплексами или объектами, имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Установлены следующие виды территорий республиканского значения: Нац. парки - комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения. На территории РБ созданы четыре национальных парка: Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера и Нарочанский. Заповедники - исключительно природоохранные и научно-исследовательские учреждения. В настоящее время функционируют Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический заповедники. Заказники - территории, выделенные с целью сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса. Сеть заказников государственного значения состоит из 11 ландшафтных, 17 гидрологических и 54 биологических. В состав других особо охраняемых объектов входят памятники садовопаркового искусства, ботанические реликвии, геологические памятники природы, ценные насаждения, редкие и вековые деревья.Лес - это основное сырье для лесной промышленности. Он выполняет почво-, климато- и водоохранные функции, а также санитарно-гигиенические и оздоровительные. К тому же лес - главный источник растительных ресурсов: грибов, ягод, орехов, а также лекарственных трав.
Ресурсы животного мира: охотничье-промысловые животные и промышленная рыба.
Все вышеперечисленные ресурсы относятся к исчерпае-мым, поэтому их охрана связана с комплексным использованием, более рациональной добычей и снижением потерь при перевозке и переработке. Тем более, что многие из них имеют рекреационное значение ("рекреация" означает отдых, восстановление.
22. Особенности хозяйственного механизма природопользования в условиях перехода к рынку.Переход экономики на рыночные рельсы неизбежно приведет к стремлению производителей получать наибольшую прибыль, в том числе — за счет экономии на природоохранных издержках, в обход указаний директивных органов. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы стало экономически невыгодным отрицательное воздействие на природу и нерациональное природопользование. Важный шаг в этом направлении — расширение сферы применения экономических методов управления, которые предполагают использование стоимостных рычагов- рентные платежи; платежи за использование прир. ресурсов и загрязнение окруж. среды; компенсационные выплаты за изъятие прир. ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности; штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования; система налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др. Успешное применение стоимостных механизмов возможно лишь при четко регламентируемой системе госуд. стандартов, разработка и реализация которых требуют использования административных методов, директивно ограничивающих нерациональное природопользование посредством нормативно-правового механизма. Административные методы управления природопользованием предполагают также формирование системы и осуществление руководства организационно-хозяйственными мероприятиями по реализации проводимой государством экологической политики. К таким мероприятиям могут быть отнесены: экологический мониторинг; учет и контроль за природоохранной деятельностью при- родопол ьзователей; экологическая экспертиза и аудит; организация научно-исследовательских и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ; международное экологическое сотрудничество и т.п.