Платность природных ресурсов России
Закон об охране окружающей природной среды предусматривает два вида платежей:
- за право пользования природными ресурсами;
- за загрязнение окружающей природной среды.
Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты за сверхлимитное и нерацио-нальное использование природных ресурсов; выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за землю производится в формах земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли.
Ставки налога устанавливаются с учётом состава почвы, качества и месторасположения площадей. Нормативная цена земли характеризует стоимость участка земли определённого качества и месторасположения с учётом потенциального дохода за расчётный срок окупаемости.
Плата за использование недр имеет следующие формы: за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу; использование недр для иных целей, не связанных с добычей полезного сырья, например,захоронение отходов. Распределение средств от исполь-зования производится следующим образом:
- платежи за право добычи полезных ископаемых распределя-ются в соответствующих процентах между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами;
- плата за право выполнения поисково-разведывательных работ и за право использования недр для целей, не связанных с разработкой полезных ископаемых, поступают в бюджеты городов и районов, на территории которых происходило пользование недрами.
Плата за пользование водными объектами производится в двух формах: за право пользования и на восстановление и охрану вод.
Плата за право пользования вносится потребителями в виде регуляр-ных платежей в течение срока водопользования. Плата за пользование поверхностными водами поступает в бюджеты субъектов Федерации. Плата за право пользования подземными водами поступает в бюджет Федерации и субъектов Федерации. Плата на восстановление и охрану водных объектов поступает в государственный внебюджетный фонд.
Формы платы за пользование лесными ресурсами установлены в виде лесных податей (налога), арендной платы, отчислений в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса. Лесные подати и арендная плата поступают в бюджеты городов и районов. Фонд воспроизводства является государственным внебюджетным фондом.
Плата за пользование растительными ресурсами включает плату за сбор лекарственных трав и сырья, сбор плодов, ягод; за заготовку технического сырья.
Плата за ресурсы животного мира предусматривается в виде разнообразной платы за пользование животным миром в виде охоты, отлова животных, использования продуктов их жизнедеятельности и т.д. Другой формой платы служит арендная плата за право пользования охотничьими угодьями.
Плата за загрязнение окружающей природной среды направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека; должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ; служит главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает три вида платы за загрязнение:
1) выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов;
2) выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм, либо без разрешения компетентных органов;
3) плата за размещение отходов.
Порядок установления платы состоит из трёх этапов:
1) определение базовых нормативов платы. Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия с учётом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения;
2) дифференцированные нормативы исчисляются на основе базовых, но с поправкой на экономическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов определяется умножением коэффициента, отра-жающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей;
3) конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.
При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверх-лимитное загрязнение окружающей среды. Причём, с учётом эколо-гической ситуации местные испольнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, а в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, заповедных территориях, курортных регионах - в два раза.
Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счёт себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загряз-нений - за счёт прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия-загрязнителя.
Из общей суммы 10% платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориаль-ных природоохранных органов, а 90 % - в экологические фонды.
Если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего объекта.