Программа действий - Повестка дня на 21 век, Рио-де-Жанейро, 1992 г.

Учитывая общественно-государственную значимость эколо­гического образования, управление его организацией осуществ­ляется на принципах координации усилий общественных органи­заций, министерств и ведомств - Министерства образования Рос­сийской Федерации, Министерства природных ресурсов Россий­ской Федерации, Агентства по гидрометеорологии России, Мини­стерства науки Российской Федерации, Министерства печати Российской Федерации, МЧС России, Министерства культуры Российской Федерации, Госсанэпиднадзора России и их учреж­дений в регионах и на местах.

Координационным органом организации экологического об­разования в стране может стать Межведомственный совет по во­просам экологического образования при Правительстве Россий­ской Федерации, состоящий из полномочных представителей об­щественных организаций, министерств и ведомств, утверждае­мый Правительством Российской Федерации.

Для обеспечения высокого профессионального уровня работы аналогичных межведомственных советов в регионах и на местах при них могут создаваться рабочие или экспертные группы спе­циалистов образования, природоохранной, природоресурсной, культурной деятельности, ученых, опытных учителей, педагогов дошкольных учреждений и преподавателей учебных заведений. Работа межведомственных советов и их рабочих (экспертных) групп строится на основе перспективного и текущего (годового) планирования. Отчеты об их деятельности и передовой опыт ор­ганизации экологического образования освещаются в годовых го­сударственных и региональных докладах о состоянии окружаю­щей среды, образования, культуры, науки и т.д. и публикуются в средствах массовой информации.

Финансовые средства на работу аппаратов федерального, ре­гиональных и местных межведомственных советов, их рабочих (экспертных) групп и плановых мероприятий направляются, со­ответственно, из Федерального, региональных и местных эколо­гических фондов, из средств, выделяемых на научные исследова­ния в области экологического образования, а также привлечен­ных средств инвесторов, предпринимательских структур, благо­творительных взносов и т.д.

По мере оздоровления экономики страны могут предусматри­ваться и бюджетные средства, выделяемые на реализацию круп­ных образовательных проектов как на федеральном, так и на ре­гиональном уровнях.

Для концентрации финансовых средств по поддержке наибо­лее важных образовательных проектов в области охраны окру­жающей среды и рационального природопользования на феде­ральном и региональном уровнях могут быть созданы обществен­ные фонды.

Лучшие организаторы и исследователи в области образования по вопросам охраны окружающей среды и природопользования могут быть представлены Межведомственным советом, региональ­ными и местными советами к соответствующим наградам и зна­кам отличия, установленным министерствами, ведомствами, а также к федеральным званиям и наградам.

Основой правового обеспечения экологического образования должен стать федеральный закон о государственном регулирова­нии образования в области окружающей среды и развития и соот­ветствующие законодательные нормативно-правовые акты орга­нов законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

Структура и содержание нормативно-правовой базы формиро­вания и развития системы экологического образования должны обеспечивать права и обязанности граждан на экологическую ин­формацию и участие в принятии решений в области охраны окружающей среды, определять систему координации, управления и регулирования, финансирования и экономического стимулиро­вания, а также порядок осуществления и ответственность участ­ников процесса экологического образования и взаимодействия с общественностью на основе государственной политики.

Первоочередные мероприятия:

- принять закон «Об экологической культуре населения РФ»;

- разработать проект закона об экологическом образовании населения РФ;

- разработать и утвердить типовые нормативно-правовые до­кументы по всей инфраструктуре системы экологического обра­зования на всех уровнях (федеральный, региональный, местный);

- разработать и принять поправки к действующим федераль­ным и региональным законодательным актам в целях приведе­ния их в соответствие с государственной политикой в области экологического образования, обеспечения населения достоверной экологической информацией и права граждан на участие в при­нятии решений в области охраны окружающей среды;

- разработать государственные стандарты:

• «Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях»,

• «Экологическое образование в средней школе»,

• «Охрана окружающей среды и рациональное использова­ние природных ресурсов » для университетов,

• «Охрана окружающей среды и рациональное использова­ние природных ресурсов» (специализация «Экологический контроль и управление») для подготовки специалистов неэко­логического профиля,

• «Охрана окружающей среды и рациональное использова­ние» (специализация «Экологический менеджмент») для под­готовки специалистов экологического профиля и переподго­товки руководящих работников и специалистов природоох­ранных и природоресурсных учреждений;

- разработать положения:

• об общественно-государственной экспертизе экологиче­ского образования,

• о материальном и моральном поощрении в области эколо­гического образования.

Раздел V

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Наши рекомендации