Программа действий - Повестка дня на 21 век, Рио-де-Жанейро, 1992 г.
Учитывая общественно-государственную значимость экологического образования, управление его организацией осуществляется на принципах координации усилий общественных организаций, министерств и ведомств - Министерства образования Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Агентства по гидрометеорологии России, Министерства науки Российской Федерации, Министерства печати Российской Федерации, МЧС России, Министерства культуры Российской Федерации, Госсанэпиднадзора России и их учреждений в регионах и на местах.
Координационным органом организации экологического образования в стране может стать Межведомственный совет по вопросам экологического образования при Правительстве Российской Федерации, состоящий из полномочных представителей общественных организаций, министерств и ведомств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Для обеспечения высокого профессионального уровня работы аналогичных межведомственных советов в регионах и на местах при них могут создаваться рабочие или экспертные группы специалистов образования, природоохранной, природоресурсной, культурной деятельности, ученых, опытных учителей, педагогов дошкольных учреждений и преподавателей учебных заведений. Работа межведомственных советов и их рабочих (экспертных) групп строится на основе перспективного и текущего (годового) планирования. Отчеты об их деятельности и передовой опыт организации экологического образования освещаются в годовых государственных и региональных докладах о состоянии окружающей среды, образования, культуры, науки и т.д. и публикуются в средствах массовой информации.
Финансовые средства на работу аппаратов федерального, региональных и местных межведомственных советов, их рабочих (экспертных) групп и плановых мероприятий направляются, соответственно, из Федерального, региональных и местных экологических фондов, из средств, выделяемых на научные исследования в области экологического образования, а также привлеченных средств инвесторов, предпринимательских структур, благотворительных взносов и т.д.
По мере оздоровления экономики страны могут предусматриваться и бюджетные средства, выделяемые на реализацию крупных образовательных проектов как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Для концентрации финансовых средств по поддержке наиболее важных образовательных проектов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на федеральном и региональном уровнях могут быть созданы общественные фонды.
Лучшие организаторы и исследователи в области образования по вопросам охраны окружающей среды и природопользования могут быть представлены Межведомственным советом, региональными и местными советами к соответствующим наградам и знакам отличия, установленным министерствами, ведомствами, а также к федеральным званиям и наградам.
Основой правового обеспечения экологического образования должен стать федеральный закон о государственном регулировании образования в области окружающей среды и развития и соответствующие законодательные нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Структура и содержание нормативно-правовой базы формирования и развития системы экологического образования должны обеспечивать права и обязанности граждан на экологическую информацию и участие в принятии решений в области охраны окружающей среды, определять систему координации, управления и регулирования, финансирования и экономического стимулирования, а также порядок осуществления и ответственность участников процесса экологического образования и взаимодействия с общественностью на основе государственной политики.
Первоочередные мероприятия:
- принять закон «Об экологической культуре населения РФ»;
- разработать проект закона об экологическом образовании населения РФ;
- разработать и утвердить типовые нормативно-правовые документы по всей инфраструктуре системы экологического образования на всех уровнях (федеральный, региональный, местный);
- разработать и принять поправки к действующим федеральным и региональным законодательным актам в целях приведения их в соответствие с государственной политикой в области экологического образования, обеспечения населения достоверной экологической информацией и права граждан на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды;
- разработать государственные стандарты:
• «Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях»,
• «Экологическое образование в средней школе»,
• «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов » для университетов,
• «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (специализация «Экологический контроль и управление») для подготовки специалистов неэкологического профиля,
• «Охрана окружающей среды и рациональное использование» (специализация «Экологический менеджмент») для подготовки специалистов экологического профиля и переподготовки руководящих работников и специалистов природоохранных и природоресурсных учреждений;
- разработать положения:
• об общественно-государственной экспертизе экологического образования,
• о материальном и моральном поощрении в области экологического образования.
Раздел V
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ