Лекция 3. Геополитические и этнополитические основы природопользования
В процессе своей жизнедеятельности человеческие коллективы постоянно взаимодействуют с окружающей средой. В свою очередь, среда оказывает сильное влияние на население территории. Формирование этносов следует рассматривать как приспособление части человеческой популяции к конкретной природной среде.
Стереотип поведения служит основой этнической традиции, которой представители этноса следуют практически автоматически. Этническая традиция включает в себя культурные и мировоззренческие устои, оригинальное мироощущение, формы хозяйства и иные черты, присущие только данному этносу. Ментальность (национальный характер) представляет собой особенность психологического склада и мировоззрения людей, входящих в этнос. Ее основу составляет совокупность идей, воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли и пр. Мировоззрение человека формируется в процессе воспитания в этнической среде и лично приобретенного опыта. В отличие от него, мироощущение является подсознательной реакцией индивида на окружающую его реальность. Оно определяется генетически обусловленными свойствами данного человека (пассионарность, субпассионартность, гармоничность), так и влиянием среды, как природной, так и этнической.
Существует два основных типа этносов: динамические (исторические) и статичные (персистентные).
Персистентные этносы – это этносы, находящиеся в состоянии этнического гомеостаза, при котором жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений. Этническая система сохраняет равновесие с ландшафтом не проявляя активности в изменении окружения.
Исторические этносы формируются в результате пассионарного толчка и проходят последовательные фазы развития. Пассионарный толчок является следствием влияния внешних, по Л.Н.Гумилеву предположительно космических сил. В результате его в месте толчка резко возрастает количество пассионариев. Из общей массы пассионариев выделяют специфические поведенческие черты, такие как стремление к активной деятельности, преобразованию окружения, служение идее вплоть до самопожертвования. Исторический этнос проходит несколько фаз развития. В фазе подъема осуществляется огромная работа по преобразованию вмещающего ландшафта, поскольку только из него пассионарии могут получить ресурсы для достижения поставленных целей. В акматической фазе происходит перегрев этнической системы. Пассионарии борются за власть, в связи с чем этнос испытывает периоды, как подъема, так и спада. Надлом связан с ломкой структуры этноса. Это – эпоха гражданских войн и иных внутренних потрясений, но в то же время, и расцвета науки и искусства. В инерционной фазе исходная структура и системообразующие связи практически сломаны, но сохранен поведенческий стереотип людей. Наступает эпоха «золотой посредственности», отвечающая желаниям основной массы населения, так называемых гармоничных людей. Фаза обскурации характеризуется дальнейшим спадом пассионарности до уровня даже ниже нулевого. Люди переключаются на свои собственные проблемы. Накопленные в предыдущий период богатства растрачиваются, а этнос распадается. В мемориальной фазе остатки этноса существуют в виде реликтов, постепенно переходя в персистентное состояние.
Концепция этногенеза объясняет многие особенности природопользования при прохождении этносом различных фаз развития. В начальных фазах природа приносится пассионариями в жертву достижению более высоких социально-политических целей. В фазе надлома предпринимаются новые попытки насилия над природой. В инерционной фазе преобразование ландшафта практически прекращается, а в фазе обскурации основная энергия затрачивается на поддержание произведенной ранее трансформации. Соответственно, формируется и общественное сознание в области природопользования – от полного игнорирования экологических проблем, до придания им решающего значения.
Второй слой этноэкологических проблем связан с этническими контактами. Л.Н.Гумилев выделил три типа контактов – симбиоз, ксения и химера. В процессе территориального расширения ареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся в персистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование разных этносов приводит их к взаимообогащению и формированию единой культуры суперэтноса. Симбиоз – форма положительных контактов между разными этносами, обычно входящими в суперэтнос, приводящая к их взаимообогащению. При ксении этносы не сливаются, сохраняют своеобразие, но существуют нейтрально, не взаимообогащая друг друга. Химера – форма контактов несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие, происходит аннигиляция и разрушение. Этнические контакты неизбежны. Однако при их осуществлении в сфере природопользования совершается огромное количество ошибок, порождающих этнополитические проблемы. Практику перевода с кочевого образа жизни на оседлый народов Крайнего Севера вообще можно расценивать как геноцид.
Попадая в новый регион, представители прогрессирующего этноса продолжают вести хозяйство в соответствии со стереотипом поведения, причем не всегда эффективно, лишь постепенно адаптируя его к новой среде. Негативные этнические контакты в сфере природопользования могут создать не только существенные политические трудности, недопонимание и неэффективность хозяйствования, но и привести к расколу этнического поля. Таким образом, государственное (и региональное) управление природопользованием в многонациональной стране (регионе) обязано учитывать этнический опыт и стараться не разрушать его, а использовать с максимальной отдачей.
Вопросы для самопроверки:
1. Является ли природопользование этничным и если да, то почему?
2. В каком соотношении находится культура в целом и культура природопользования?
3. Как культура природопользования влияет на стереотип поведения и ментальность этноса?
4. Какие фазы проходит этнос в процессе своего исторического развития?
5. Являются стабильные этносы «дикими», «недозрелыми» или, наоборот, «перезрелыми»?
6. Чем отличаются этнические взаимоотношения внутри суперэтноса от отношений этносов, входящие в разные суперэтнические системы?
7. В чем сущность этнических контактов? Почему отдельные виды контактов вызывают межнациональную неприязнь и войны? Какие виды этнических контактов Вы предпочтете для выработки межнациональной политики?