Законодательная и нормативная основы экспертизы
Государственная экологическая экспертиза как сфера деятельности в стране ведет начало с 1988 г., с момента образования Государственного комитета СССР по охране природы. К началу 90-х годов была сформирована система, позволяющая организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу на всех уровнях административного деления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (республик, краев, автономных и национальных образований), на областном и городском уровнях. Ныне эти функции делегированы Министерству природных ресурсов.
Единую систему государственной экологической экспертизы четко установил закон «Об экологической экспертизе» (1995). Субъектами государственной экологической экспертизы согласно этому закону являются «специально уполномоченные на то федеральные государственные органы в области охраны окружающей среды и территориальные структуры, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы».
В дальнейшем, в связи с реорганизацией Минприроды России в Госкомэкологию России, эти функции были переданы на федеральном уровне управлениям государственной экологической экспертизы Госкомэкологии РФ, на уровне субъектов РФ — специализированным подразделениям территориальных органов Госкомэкологии РФ: 20 республиканским министерствам; 6 краевым комитетам; 10 окружным комитетам; 50 областным комитетам; одному объединенному областному и городскому комитету (Ленинградская обл. и Санкт-Петербург), одному городскому комитету (Москва).
Законодательная основа экологической экспертизы определена в федеральном законе «Об экологической экспертизе», принятом в 1995 г., в законе «Об охране окружающей среды» (2002) и в ряде подзаконных документах: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1996) и «Регламенте проведения государственной экологической экспертизы» (1997). Многие ведомства разработали свои инструкции о требованиях к составу предоставляемой документации на государственную экологическую экспертизу. В ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты в области экспертизы. К ним можно отвести:
♦«Положение о государственной экологической экспертизе Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области», утвержденное Законодательным собранием Нижегородской области от 29 ноября 1994 г.;
♦«Положение о государственной экологической экспертизе на территории Мурманской области», утвержденное администрацией Мурманской области от 6 мая 1996 г.;
♦Закон Калининградской области от 27 июня 1996 г. «Об экологической экспертизе»;
♦«Положение о государственной экологической экспертизе на территории Псковской области», утвержденное решением областного собрания депутатов от 21 ноября 1996 г.;
♦Закон Кировской области от 25 февраля 1997 г. «Об экологической экспертизе»;
♦«Положение о государственной экологической экспертизе в Кировской области», утвержденное губернатором области от 22 апреля 1997 г.;
♦ соответствующие нормативные правовые акты, принятые в других субъектах Федерации.
Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, ибо совершается до начала деятельности, а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
Экологическая экспертиза устанавливает:
1.Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ.
2.Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
3.Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
4.Допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения.
5.Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, — это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования).