Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Одним из направлений охраны окружающей среды в экономически развитых государствах является заповедная охрана природы, или охрана особо ценных природных объектов. Идея создания особо охраняемых природных территорий и объектов родилась, главным образом, в связи с интенсивным использованием природных ресурсов - лесов, земель, расширением пространственной сферы вовлечения их в хозяйственный оборот и угрозой деградации природы. По подсчетам специалистов, уникальные природные объекты занимают в мире около 2,68% всей территории.
Комплекс особо охраняемых природных территорий в мире довольно обширен и включает национальные парки, природные парки, заповедники и заказники, природные резерваты, ландшафтные заказники, памятники природы. Так, в США на начало 90-х гг. на федеральном и штатном уровне функционировало 334 национальных парка и памятника природы, более 430 заповедников диких животных и птиц, 73 небольших заповедника рыб, 150 районов размножения водоплавающих птиц, 462 заповедника дикой природы, 7 морских заповедников, 6 национальных экологических научно-исследовательских парков. Обширные площади заняты различными видами рекреационных зон, закрыты для хозяйственного освоения.
К распространенным видам особо охраняемых природных территорий относятся национальные парки. Первым в мире национальным парком был Йеллоустоун, созданный в США в 1872 г. С того времени в 100 государствах учреждено более 1000 национальных парков. Создание национальных парков имело целью решение в основном двух задач - охраны природы и рекреации.
Вопросы организации национальных парков решаются в разных странах по-разному. Так, в США национальные парки создаются специальными постановлениями Конгресса (или легислатур штатов), в Нидерландах - центральным правительством, в Великобритании - законодательным актом парламента, во Франции и Нидерландах - декретом правительства.
Руководит системой особо охраняемых территорий в США Служба национальных парков МВД, Агентство по охране окружающей среды, ряд комиссий Конгресса, в Нидерландах - негосударственные структуры под руководством правительства, во Франции - административные советы под контролем департамента сельского хозяйства и охраны окружающей среды*.
___________________________
* Транин А.А. Охрана окружающей среды: проблемы рахвития буржуазного права. М., 1987. С. 17.
Как создание, так и правовое регулирование режима особо охраняемых территорий - это весьма часто компромисс между интересами охраны природы и экономического развития. В соответствии с французским Законом о национальных парках (1960 г.)натерритории национального парка «запрещена всякая промышленная, торговая и рекламная деятельность». В то же время предусматриваются оговорки, типа «если промышленное предприятие существует на территории парка или вблизи от него, то оно может продолжать функционировать».
В соответствии с Законом США 1916 г. о системе национальных парков такая система создается для сохранения живописных, естественных и исторических достоинств природной среды, охраны животного мира, а также для обеспечения возможности пользоваться этими благами таким образом, чтобы оставить их ненарушенными будущим поколениям. Законодательство предусматривает выделение в пределах каждого национального парка трех видов зон в зависимости от их приоритетного целевого назначения - природных, исторических и рекреационных с соответствующим правовым режимом.
Закон не устанавливает категорических запретов ни на один из видов природопользования. Однако такие его виды, как заготовка древесины, добыча полезных ископаемых, выделение земель под размещение промышленных предприятий, не допускаются.
В США, если на территории национального парка имеется частное землевладение, то государственные органы стремятся выкупить эти земли, чтобы создать оптимальные условия для функционирования парка.
Что касается заповедников, то разработка полезных ископаемых, заготовка древесины с коммерческими целями, размещение промышленных предприятий, пользование моторизованными видами транспорта являются в целом запрещенными видами деятельности.