II. Задания для самостоятельной работы студентов. 1.Изучив краткие пояснения, подготовьте и рассмотрите растительные препараты: а) образовательных тканей
1.Изучив краткие пояснения, подготовьте и рассмотрите растительные препараты: а) образовательных тканей. Сделайте продольный срез почки любого дерева и схематично зарисовать его, показав местоположение верхушечной меристемы. Изучите верхушечную меристему побега элодеи, схематично зарисовать продольный срез побега, клетки первичной меристемы, конус нарастания, сделать обозначения. б) основных тканей, Рассмотрите и зарисуйте клетки мякоти плодов рябины, клетки клубня картофеля, найдите паренхимные клетки основной ткани. в) покровных тканей. Изучите эпидермис листа пеларгонии, зарисуйте участок эпидермиса, указав на рисунке устьице, основные клетки эпидермиса, кроющие и железистые волоски. г) механических тканей. Рассмотрите клетки колленхимы черешка листа свеклы, зарисуйте и подпишите, указав полость клетки и утолщенные стенки. Изучите клетки склеренхимы листа герани, зарисуйте, указав стенки клетки, простую пору, полость клетки. Зарисуйте древесные волокна на продольном и поперечном срезах. Изучите склереиды мякоти плода груши, зарисуйте и подпишите. д) проводящих тканей. Изучите на срезе древесного растения расположение проводящих тканей. Схематично зарисовать спил, подписать расположение всех тканей. е) выделительных тканей.
2. Изучив краткие пояснения, подготовьте и рассмотрите препараты тканей животного: а) покровных тканей. б) нервной ткани. в) соединительных тканей. г) мышечной ткани.
III. Задания для внеаудиторной работы студентов
1. Составьте краткий конспект «Особенности тканей животных»
Занятие № 4 Многообразие органического мира как результат эволюции растений и животных.
I. Краткие пояснения
Живой мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен. На Земле существует предположительно свыше 2 млрд. видов. И не менее 500 млн. вымерло в предшествующие эпохи. Систематика изучает и описывает все имеющиеся виды и распределяет их по группам на основе сходства строения и родственных связей между ними. Задача систематики - так расположить виды, чтобы отразить историю их развития от форм древнейших и примитивных до современных и самых сложных. Определяя места организмов в системе органического мира, систематика имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяет ориентироваться в огромном разнообразии живых существ.
Основной систематической единицей живых организмов является вид. Вид - совокупность особей, обладающих общими генетическими, морфологическими и физиологическими свойствами, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, имеющих единое происхождение, приспособленных к определенным условиям жизни и населяющих определенную территорию - ареал. Из всех систематических категорий только вид является реально существующей категорией.
Названия основных таксономических подразделений
Названия основных таксономических подразделений: | |
в ботанической номенклатуре | в зоологической номенклатуре |
Царство | Царство |
Отдел | Тип |
Класс | Класс |
Порядок | Отряд |
Семейство | Семейство |
Род | Род |
Вид | Вид |
Существовавшие ранее и живущие ныне на Земле организмы очень разнообразны, разобраться в этом многообразии и составить более конкретные представления об органическом мире можно, лишь рассматривая их по группам (системам), в которых объединены сходные между собой организмы.
II. Задания для самостоятельной работы студентов
1. Изучив краткие пояснения, подготовьте ответ по учебным пособиям: Основные особенности классификации живых организмов.
III. Задания для внеаудиторной работы студентов
1. Составьте краткий конспект «Прокариоты. Вирусы. Бактерии. Цианобактерии»
Занятие № 5 Царство Грибы.
I. Краткие пояснения
Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. С растениями их сближает: 1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки; 2) неподвижность в вегетативном состоянии; 3) размножение спорами; 4) способность к синтезу витаминов; 5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции). Общим с животными является: 1) гетеротрофность; 2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих; 3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов; 4) накопление гликогена как запасного вещества; 5) образование и выделение продукта метаболизма — мочевины. Эти особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют считать их одной их самых древних групп эукариотных организмов, не имеющих прямой эволюционной связи с растениями, как считалось ранее. Грибы и растения возникли независимо от разных форм микроорганизмов, обитавших в воде.
Известно более 100 тыс. видов грибов, причем предполагается, что реальное число их значительно больше — 250—300 тыс. и более. В мире ежегодно описывают более тысячи новых видов.