По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

  1. Этот человек редко простужается.
  2. Некоторые бюрократы честные люди.
  3. П. не может быть присяжным в этом деле.
  4. К. будет сложно получить зачет.
  5. В. не будет чемпионом.

ВАРИАНТ 21.

Индуктивные умозаключения. Научная индукция.

2. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:

1. Некоторые структуры у многих видов организмов, по-видимому, не несут никакой функции, и их называют рудиментарными органами.

2. Терпеливая сдержанность есть качество, которое помогает нам не допустить того, чтобы отрицательные мысли и эмоции завладели нами. Она охраняет покой нашего ума перед лицом напастей. Благодаря такой тренировке терпения наше поведение становится полностью нравственным.

3. Образованный хам – детище «торжества разума».

4. Демократ – человек демократических убеждений.

5. Человек – это звучит гордо.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

  1. Квадрат, куб, геометрическая фигура, плоская геометрическая фигура, пространственная фигура.
  2. Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка.
  3. Должностное преступление, халатность, взяточничество.
  4. Офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный.
  5. Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар;

Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

  1. Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.
  2. Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек.
  3. Песни бывают застольными.
  4. Древние греки изобрели Олимпийские игры.
  5. Кроликов в Австралии не было.

Составить тезис на предложенную тему, обосновать его (до 6-7 предложений).

  1. Дружба.
  2. Честность.

ВАРИАНТ 22.

Умозаключения по аналогии.

2. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия или расчленение предмета на части (мереологическое деление):

  1. Современная экология делится на общую экологию, геоэкологию, биоэкологию, экологию человека и прикладную экологию.
  2. Биоэкология делится на экологию растений, экологию животных, экологию микроорганизмов, экологию водных организмов.
  3. Производство может быть рентабельным или нерентабельным.
  4. Год делится на зиму, весну, лето и осень.
  5. Простые суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

  1. Государство. Унитарное государство. Россия.
  2. Ученый. Юрист. Общественный деятель.
  3. Наказание. Лишение свободы на определенный срок. Исправи­тельные работы.
  4. Предприниматель; депутат; отец; спортсмен; легкоатлет;
  5. Студент, студент РАП, студент-юрист, военнообязанный;

4. Правильно ли построено рассуждение?

  1. Джон или переутомился, или болен. Если он переутомился, то он раздражается. Он не раздражается. Следовательно, он болен.
  2. Если завтра будет холодно, то я надену теплое пальто, если рукав будет починен. Завтра будет холодно, а рукав не будет починен. Следовательно, я не надену теплое пальто.
  3. Если исход скачек будет предрешен сговором или в игорных домах будут орудовать шулеры, то доходы от туризма упадут, и город пострадает. Если доходы от туризма упадут, полиция будет довольна. Полиция никогда не бывает довольна. Следовательно, исход скачек предрешен.

По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.

  1. Если яблоки на яблоне созрели, то они падают.
  2. Если экзаменатор строг, то экзамен трудно сдать.
  3. Если птицы появились над морем, близко земля.
  4. Если воду довести до кипения, то она будет испаряться.
  5. Если туман не рассеется, то вылет будет задержан.

ВАРИАНТ 23.

Содержание, структура и разновидности доказательств.

2. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какое правило нарушено?

  1. Греки делили людей на греков и варваров.
  2. На письменном столе лежали учебники по русскому языку: для начальных классов, для 5-11 классов, для педучилищ, для подготовительных курсов вузов, монография В.В.Виноградова «Русский язык».
  3. Специальные профилактические прививки детям надо делать как в младенческом, так и в дошкольном возрасте.
  4. Пушкин уважает и любит Татьяну за то, что она видит в окружающей ее среде всю пошлость и пустоту не только помещичьего, но и московского дворянства.
  5. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

  1. Должностное преступление, халатность, взяточничество.
  2. Университет, высшее учебное заведение, академия.
  3. Студент, студент юридического факультета, спортсмен
  4. Пирамида, конус.
  5. Эрудиция, невежество.

4. Переведите на символический язык сложное суждение1 :

  1. Кто хочет что-нибудь сделать, находит средства. Кто не хочет ничего делать, тот находит оправдание.
  2. Король лакея своего назначит генералом, но он не может никого назначить честным малым. (Р.Бернс).
  3. Дети, лишенные семейственных привязанностей и порой живущие в состоянии полной заброшенности, становятся замкнутыми, пугливыми и молчаливыми.

Наши рекомендации