II. Задания для самостоятельной работы студентов. 1. Изучив краткие пояснения, подготовьте ответ по учебным пособиям: Изучить особенности, значение Типа Плоские черви
1. Изучив краткие пояснения, подготовьте ответ по учебным пособиям: Изучить особенности, значение Типа Плоские черви.
2. Перечислите, какие классы выделяются в типе плоских червей, заполните таблицу.
Таблица
«Плоские черви»
Класс | Признаки классов | Представители | Образ жизни |
3. Зарисуйте строение белой или молочной планарии.
4. Изучить особенности, значение Типа Круглые черви.
5. Зарисуйте строение аскариды.
6. Перечислите, какие классы выделяются в типе круглые черви, заполните таблицу.
Таблица
«Круглые черви»
Класс | Признаки классов | Представители | Образ жизни |
7. Изучить особенности, значение Типа Кольчатые черви.
8. Перечислите, какие классы выделяются в типе кольчатые черви, заполните таблицу.
Таблица
«Кольчатые черви»
Класс | Признаки классов | Представители | Образ жизни |
9. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение дождевого червя.
10. Изучить и зарисовать схемы циклов развития бычьего цепня, печеночного сосальщика, человеческой аскариды.
11. Выявить основные пути заражения гельминтами; сформулировать правила гигиены и профилактики.
III. Задания для внеаудиторной работы студентов
1. В чем значение полихет в природе?
2. Назовите виды малощетинковых червей, внесенных в Красную книгу Кемеровской области. Составьте паспорта данных видов.
Занятие № 17 Тип Моллюски
I. Краткие пояснения
Тип Mollusca состоит из большого количества весьма разнообразных форм - более 100 000 видов. Это мягкотелые несегментированные животные с истинной полостью тела (целомом). По размерам они могут составлять от нескольких миллиметров до более 20 м (как в случае гигантского кальмара Architheutis, крупнейшего из беспозвоночных). Среди моллюсков найдено несколько наиболее интересных и ценных объектов для нейробиологических исследований. Моллюски подразделяются на 7 классов.
Моллюски, или мягкотелые, образуют ясно ограниченный тип животных, ведущий начало от кольчатых червей.
II. Задания для самостоятельной работы студентов
1. Изучив краткие пояснения, подготовьте ответ по учебным пособиям: особенности Типа Моллюски.
2. Перечислите, какие классы выделяются в типе моллюски, заполните таблицу.
Таблица
«Моллюски»
Класс | Признаки классов | Представители | Образ жизни |
3. Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания.
4. Какое значение имеют моллюски в природе и для человека.
5. Зарисуйте внешнее строение прудовика и схему внутреннего строения.
6. Зарисуйте внешнее строение и схему внутреннего строения двустворчатого моллюска.
7. Зарисуйте внешнее строение и схему внутреннего строения головоногого моллюска.
III. Задания для внеаудиторной работы студентов
1. Назовите виды брюхоногих моллюсков, внесенных в Красную книгу Кемеровской области. Составьте паспорта данных видов.
Занятие № 18-19 Тип Членистоногие
I. Краткие пояснения
Членистоногие — самый многочисленный (более 1 млн. видов) тип царства Животные, далекими предками которого были кольчатые черви. Представители типа заселили не только морские и пресные водоемы, но и наземную поверхность, почву и воздушную среду. К жизни в наземной среде приспособились членистоногие трех классов: Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Они являются настоящими наземными животными, широко распространенными в самых различных климатических зонах.
В царстве животных тип членистоногие самый многочисленный (более 1,5 млн. видов), что позволяет систематикам выделить ряд систематических групп членистоногих можно представить так:
Основные систематические единицы
Классы | |||
Ракообразные | Паукообразные | Насекомые | |
Ветвистоусые Веслоногие Одноногие Десятиногие Карпоеды | Пауки Клещи Скорпионы | С неполным превращением | С полным превращением |
Тараканы Термиты Прямокрылые Вши Клопы Равнокрылые | Жуки Бабочки Перепончато-крылые Двукрылые Блохи и др. |
Общие признаки членистоногих: двусторонне-симметрическое тело, расчлененное на отделы, хитиновый покров, членистые конечности, сложная голова с ротовыми органами, поперечнополосатая мускулатура, хорошо развитая нервная система и органы чувств, незамкнутая кровеносная система.