Схемы одно- и двухступенчатых редукторов
Номер схемы | Схема | Диапазон рекомендуемых передаточных чисел |
1. | 1 £ u £ 8¸10 | |
2. | 8 £ u £ 60 | |
3. | 8 £ u £ 60 | |
4. | 8 £ u £ 60 | |
5. | 8 £ u £ 50 | |
6. | 8 £ u £ 50 |
На схеме 2 представлен двухступенчатый редуктор. Недостаток такой схемы состоит в несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор, что вызывает неравномерное распределение нагрузки по ширине зубчатого венца вследствие деформаций подшипников, колёс и прогиба валов. Уменьшение влияния деформации валов достигается увеличением их жёсткости.
Схемы 3 и 4 разработаны для получения симметричного расположения опор относительно тихоходной (схема 3) или быстроходной (схема 4) ступени. В редукторах по схемам 3 и 4 необходимо обеспечить одинаковое участие в передаче мощности обоих зацеплений раздвоенных ступеней. Для этой цели зубчатые колёса выполняют косозубыми или шевронными, причём раздвоенные венцы имеют соответственно правый и левый углы наклона винтовых линий зубьев.
Редукторы по схемам 5 и 6 характеризуются соосным расположением ведущего и ведомого валов, что во многих случаях даёт преимущества в осевой компоновке механизмов. К недостаткам конструкции редуктора по схеме 5 относят некоторое увеличение габарита по ширине (по сравнению с несоосной схемой 2), необходимого для размещения опор валов шестерни быстроходной ступени и колеса тихоходной ступени, увеличенную длину промежуточного вала при несимметричном расположении опор относительно венцов зубчатых колёс, а также значительную недогрузку быстроходной ступени.
В схеме 6 соосного редуктора мощность от ведущего к ведомому валу передаётся двумя потоками, благодаря чему уменьшаются диаметры зубчатых колёс, окружная скорость и габаритный размер по высоте.
Детали редуктора монтируются в чугунный или стальной корпус, состоящий из основания корпуса (картера) 4 и крышки корпуса 5 (рис. 4.1). Корпус служит для размещения и закрепления деталей редуктора, восприятия возникающих при работе усилий, предохранения деталей и смазки от загрязнения.
Корпусные детали с целью увеличения поверхности охлаждения и для повышения жёсткости опор, если это требуется, снабжаются рёбрами.
Габаритными называются максимальные размеры редуктора в трёх измерениях.
|
Рис. 4.1. Цилиндрический редуктор
Присоединительными являются те размеры редуктора, которые необходимы для установки редуктора на раме или фундаменте. К присоединительным размерам относят размеры концов валов, расстояния от опорных поверхностей до осей валов, размеры опорных поверхностей, координаты отверстий под фундаментные болты и др.
Габаритные и присоединительные размеры редуктора типа РМ показаны на рис. 4.2.
Соприкасающиеся поверхности корпуса и крышки подвергаются чистовой обработке. Хорошее прилегание их обеспечивает герметичность стыка. При этом устраняются утечки масла. Допускается герметизация соприкасающихся поверхностей спиртовым лаком, жидким стеклом или пастой «герметик». Установка прокладок встык не допускается, так как при этом может быть нарушен характер посадки подшипников 17, 24 и других деталей. Точная взаимная установка картера и крышки (центрирование) обеспечивается двумя фиксирующими штифтами 19. Отверстия под штифты выполняют перед совместной обработкой остальных отверстий корпусных деталей. Картер и крышку стягивают при сборке болтами 9, 10 с гайками 12 и шайбами 11. Днище картера обычно имеет уклон 1¸2° в сторону отверстия, через которое сливается масло из редуктора при его замене.
Сливное отверстие закрывают пробкой 2. Используют пробки как с конической резьбой, так и с цилиндрической. В последнем случае применяют прокладки 1 из паронита, маслобензостойкой резины или мягкого металла (медь, алюминий). Для заливки масла в редуктор, а также контроля за состоянием передач, в верхней части крышки предусматривают смотровое окно, закрываемое крышкой 7 с прокладками 8, на которой обычно закрепляют отдушину 6 с фильтрующими прокладками или без них. Отдушина позволяет избежать повышения давления воздуха в редукторе при его нагреве во время работы, а также при взбалтывании масла. Благодаря этому уменьшается вероятность утечки масла через уплотняющие устройства 15, 21 валов и плоскость разъёма. Контроль за уровнем масла, заливаемого в корпус, осуществляется при помощи трубчатых 3, жезловых, круглых и других маслоуказателей.
Опорами валов в редукторах служат подшипники скольжения или качения.
|
|
Рис. 4.2. Габаритные и присоединительные размеры редуктора (а) и вариант исполнения конца вала (б)
В рассматриваемом редукторе опорами валов являются подшипники качения 17, 24. Отверстия под подшипники закрыты сквозными 14, 20 или глухими 16, 27 крышками. Эти крышки служат также для регулирования зазоров в подшипниках. В сквозных крышках имеются уплотнения 15, 21.
Для передачи крутящего момента с вала 26 или вал-шестерён 18 и 30 на колёса 22, 28 (или в обратном направлении) служат шпонки 23, 25. В осевом направлении колёса фиксируют буртиками на валах и дистанционными втулками 13 и 29.
Транспортировка корпусных деталей, а также редуктора в собранном виде осуществляется при помощи грузовых винтов, или при помощи крюков и проушин, отливаемых вместе с корпусными деталями.
Порядок выполнения работы
1. Выполнить эскиз редуктора, замерить габаритные и присоединительные размеры редуктора и проставить их на эскизе (рис. 4.2).
2. Изучить конструкцию и назначение деталей и составить кинематическую схему редуктора.
3. Замерить межосевые расстояния awб и awт , согласовывая их с ГОСТ 2185-81 на межосевые расстояния aw цилиндрических редукторов, мм: 100; 112; 125; 140; (150); 160; 180; 200; 225; 250 и т.д.
4. Расшифровать параметры зубчатых передач, заполняя таблицу 4.2.
5. Для обеих ступеней редуктора вычислить передаточные числа:
, , | (4.1) |
где z1 и z3 - числа зубьев шестерён; z2 и z4 - числа зубьев колёс.
6. Замерить ширину венца bw передач и рассчитать коэффициенты ширины:
. | (4.2) |
Таблица 4.2