Дать правовую оценку ситуации. Каковы эколого-правовые требования при обращении с отходами производства и потребления?
Задача №1.
По решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ часть земельного участка природного парка была изъята для целей строительства автодороги областного значения, а также гостиницы, объектов общественного питания и торговли, обслуживающих водителей и пассажиров автотранспорта.
Оценить правомерность данного решения.
Данное решение является не правомерным.
Часть земельного участка природного парка не может быть изъята для целей строительства автодороги, а также гостиницы, объектов общественного питания и торговли. Природные парки, согласно п. 1 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 №33, являются особо охраняемыми природными территориями. Также согласно п. 4 ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев предусмотренных законами. Также согласно п. 2 ст. 59 ФЗ от 10.01.2002 №7 запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. Как известно, выхлопные газы автотранспорта оказывает негативное воздействие на окружающую среду, следовательно разрешение на строительство автодороги не могло быть выдано.
Задача №2.
Гражданин Иванов осуществлял без разрешения сбор камней и иных минералов на территории государственного природного заповедника «Денежкин камень».В момент данной деятельности он был задержан сотрудниками заповедника. В отношении гражданина было возбуждено уголовное дело и предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного его незаконными действиями.
Решить вопрос об ответственности гражданина Иванова.
Согласно п. 5 ст. 9 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 №33 Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускаются только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. Гражданин Иванов же находился на территории заповедника «Денежкин камень» без соответствующего разрешения. Также он осуществлял несанкционированный сбор камней и минералов, данное действие содержит в себе состав преступления предусмотренного ст. 262 УК РФ, которая предусматривает, за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами до двух лет.
Задача №3
ООО «Лесовоз» обратилось в районную администрацию с ходатайством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование для заготовки живицы и древесины. Администрация отказала в рассмотрении ходатайства по мотиву отсутствия соответствующей компетенции.
Определить понятие «леса», «лесного участка». Раскрыть порядок предоставления лесных участков в пользование; виды и содержание права лесопользования юридическими лицами.
Юридическое понятие «лес»,основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.).
В ст. 7 Лесного кодекса РФ дано определение понятию «лесной участок». Согласно этой статье лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В ст. 71 Лесного кодекса РФ представлен порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно этой статье 1. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
2. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
3. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
4. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Содержание права лесопользования
Содержание права лесопользования составляют права и обязанности субъекта, конкретный набор которых определяется в зависимости от вида лесопользования. При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право:
- получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;
- осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах;
- возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;
- иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ.
Вместе с тем лесопользователи обязаны:
- осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством;
- соблюдать условия договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
- не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
- вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие лесопользования на состояние лесов, водных и других природных объектов;
- соблюдать санитарные правила в лесах, правила пожарной безопасности, а в случае возникновения лесного пожара обеспечить его тушение;
- не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки;
- проводить очистку лесосек от порубочных остатков;
- осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, указанных в договорах аренды, концессии, лесорубочном билете, ордере, лесном билете;
- приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, за свой счет в состояние, указанное в соответствующих договорах и других документах на лесопользование;
- своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством.
В п.1 ст. 25 Лесного кодекса РФ определены виды права лесопользования. . Использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
В п.3 настоящей статьи указано, что Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Задача №4.
Муниципальное унитарное предприятие «Даль» осуществляло несанкционированный сбор бытовых отходов, за что взимало плату с местных жителей сельского поселения. Твердые отходы размещались МУП на территории расположенного вблизи поселения лесного участка, жидкие – сбрасывались в водный объект. В результате, был нанесен существенный вред окружающей среде (растительности, животным и водным биологическим ресурсам).
Дать правовую оценку ситуации. Каковы эколого-правовые требования при обращении с отходами производства и потребления?
Наиболее общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Одновременно в целях исключения экологического вреда Закон запрещает захоронение отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается:
· Захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, реакционных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;
· Размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
· Захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.
Важную роль в охране природы играют требовании: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов.
В частности, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов. При проектировании жилых зданий, предприятий и других объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, должны предусматриваться места (площадки) для сбора таких отходов.
Закон устанавливает требования о необходимости регулярной очистки на территориях городских и других поселений. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений возложена на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр указанных объектов.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду должен проводится мониторинг состояния окружающей природной среды. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании которых находятся указанные объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.
К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определенных требований, включая:
· Наличие паспорта опасных отходов;
· Наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
· Соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
· Наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Особые требования российское законодательство предъявляет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов».
МУП «Даль» в своей деятельности нарушило сразу несколько норм права. Во- первых, предприятие осуществляло несанкционированный сбор бытовых отходов, взимая за это плату с населения, что нарушает нормы административного права. А именно ст. 14.1. КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) п. 2 данной статьи предусматривает наказание для юридического лица в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Размещение МУПом твердых отходов на территории расположенного вблизи поселения лесного участка также нарушает нормы административного права. П.2 ст. 8.31. КоАП РФ за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса предусмотрено наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности до девяноста суток. Сброс жидких отходов в водный объект, повлекшее существенный вред окружающей среде, является преступлением, предусмотренном УК РФ, п.1 ст. 250 УК РФ предусматривает за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Ответы: | |
1.Субъектами экологического права выступают: | 1.земля,животный и растительный мир; 2.общественные объединения; 3.граждане; 4.государственные органы исполнительной власти. |
2.Комплексное природопользование является формой: | 1.коллективного природопользования; 2.специального природопользования;3.общего природопользования; 4.особенного природопользования. |
3.Нормативно-правовой акт,устанавливающий экологические права и обязанности субъектам экологического права: | 1.Конституция РФ; 2.ФЗ “Об охране окружающей среды”;3.ФЗ “Об охране природной среды; 4.Декларация прав и свобод человека и гражданина. |
4. К объектам природопользования относятся: | 1. земельный участок, принадлежащий ООО «Чапрага» на праве собственности; 2. земельный участок, сдающийся в аренду; 3. предприятие, принадлежащее ООО «Чапрага» на праве собственности; 4. договор аренды участка лесного фонда. |
5. На каких основаниях НЕ возникает право природопользования: | 1. лицензия на пользование природного объекта; 2. на основании закона; 3. договор на пользование природными ресурсами; 4. на основании нормативов воздействия на окружающую среду. |
6. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды субъектами права природопользования наступает ответственность: | 1. административная; 2. уголовная; 3. дисциплинарная; 4. все вышеперечисленное; |
7. Существуют следующие виды права природопользования: | 1. право общего природопользования; 2. право индивидуального природопользования; 3. право общественного природопользования; 4. право специального природопользования. |
8. К основным концепциям о взаимодействия общества и природы НЕ относятся: | 1. концепция глобального управления; 2. концепция ограничения; 3. органическая концепция; 4. концепция экологических революций. |
9. К условиям перехода права природопользования относятся: | 1. неизменность цели природопользования; 2. истечение срока природопользования; 3. использование объекта правопреемниками для собственных нужд; 4. договор на пользование природными ресурсами. |
10. Что относится к задачам нормирования? | 1. Утверждение оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды 2. Биологические показатели состояния окружающей среды 3. Неизменность цели природопользования 4. Использование природного ресурса незаконным образом |
11. Какая концепция ограничивает экономическое развитие и народонаселение: | А) концепция глобального управления; Б) концепция ограничения; В) концепция экологическое революции; Г) концепция устойчивого развития. |
12. В качестве какого субъекта права выступают граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства: | А) Общего природопользования; Б) Специального природопользования; В) Частного природопользования; Г) Особого природопользования. |
13. К видам субъекта права природопользования не относится: | А)общий; Б)специальный; В)комплексный Г)особенный. |
14. Какое право НЕ имеют природопользователи: | А) Пользоваться предоставленными природными ресурсами; Б) Иметь в собственности добытые ресурсы (объекты); В) Право следования сервитута при смене собственника; Г) Возводить на полученных земельных участках (в зависимости от их целевого назначения) жилье и другие постройки. |
15. К условиям перехода права природопользования не относится: | А)использование объекта правопреемниками для собственных нужд; Б)истечение срока природопользования; В)неизменность цели природопользования; Г)отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом. |
16. Что относится к обязанностям граждан в сфере природопользования | 1. Сохранение природы и окружающей среды 2. Представление исков в суд о овозмещении вреда 3. Бережно относиться к приоде и природным богатствам |
17. Что не является видом права природопользования: | А) Комплексное природопользование; Б) Общее природопользование; В) Международное природопользование; Г) Специальное природопользование. |
18. К иным нормативам в области охраны окружающей среды не относятся: | А)нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; Б)нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ; В)нормативы качества окружающей среды; Г)нормативы допустимых физических воздействий. |
19. Основаниями прекращения права природопользования не являются: | А) Изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд; Б) Переход права природопользования от одного лица к другому; В) Смерть гражданина или ликвидация юридического лица; Г) Истечение срока природопользования. |
20. К обязанностям природопользования не относятся: | А) Препятствование нарушениям в сфере экологического контроля; Б) Своевременно вносить плату за пользование ресурсами; В) Возмещать причиненный природным ресурсам и природной среде ущерб; Г) Осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов. |
21. В каком году была принята Концепция перехода РФ к устойчивому развитию? | 1. 1992 2. 1996 3. 1993 4. 1994 |
23.Природопользование это: | 1.объект права природопользования; 2.субъект права пользования; 3.объективная сторона права пользования; 4.субъективная сторона. |
24. Основная единица” водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации | 1. водные ресурсы 2. водный объект 3. водохозяйственный участок 4. речной бассейн |
25. Статус субъекта природопользования определяется: | 1.правами и ответственностью; 2.гарантиями и требованиями; 3.правами и обязанностями; 4.полномочиями и правами. |
26. Вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера – это: | 1. экологическая б езопасность; 2. экологическая ситуация; 3. экологический риск; 4. экологическое бедствие. |
27. Общий надзор за соблюдением экологического законодательства и уголовное преследование за совершение экологических преступлений, предусмотренных УК РФ, осуществляет: | 1. Министерство природных ресурсов и экологии России; 2. полиция; 3. прокуратура; 4. суд. |
28. Для возникновения права природопользования не требуется заключение договора и принятие решения в случае, если водный объект используется для: | а) забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) подъема затонувших судов; в) забора водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; г) забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения. |
29. К нормативам качества окружающей среды не относятся: | а) нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций; б) нормативы допустимых выбросов; в) нормативы допустимых физических воздействий; г) нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды. |
30. Проекты лимитов разрабатываются: | а) организациями, предприятиями; б) Министерством природных ресурсов и экологии РФ; в) органами исполнительной власти в сфере природопользования; г) органами местного самоуправления. |
31.К какой категории объектов экологического права относится окружающая природная среда в целом: | 1.дифференцированные; 2.особо охраняемые; 3.охраняемые; 4.интегрированные. |
32.Природопользование это: | 1.сфера общественно-производной деятельности,направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов; 2.научное направление,изучающие принципы рационального использования природных ресурсов; 3.воздействие человека на окружающую среду,вследствии ведения своей деятельности; 4.процесс ведения деятельности общества в сфере экологического права. |
33. Какой нормативно-правовой акт регулирует основания прекращения права природопользования | 1. ФЗ “Об охране окружающей среды” 2. ФЗ “ О лицензировании” 3. ФЗ “Об отходах производства и потребления” 4. ФЗ “О защите прав юридических лиц и ИП” |
34. Лимит на право природопользования это: | 1.система экологических ограничений на изъятие природных ресурсов,выбросов и сбросов отходов; 2.прекращение действия лицензии,в соответствии с которой природопользователь утрачивает свои права; 3.запрет на добычу полезных ископаемых из недр; 4.запрет на пользование природными ресурсами. |
35. На каком основании возникает право природопользования: | 1.на основе юридических фактов; 2.на основе фз; 3.на основе выдачи лицензии; 4.нет оснований для возникновения права природопользования. |
36. Выделите обязанности субъектов права природопользования: | 1. рациональное пользование природными объектами и ресурсами 2. сохранять природу и окружающую среду; 3. бережно относиться к природе и природным богатствам; 4 . предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде |
37. Укажите основания прекращения права природопользования | 1. изъятие природного объекта из пользования (для государственных и муниципальных нужд); 2. использование объекта правопреемниками для собственных нужд; 3. отсутствие надобности в использовании или добровольный отказ от использования |
38. Какие основные функции выполняет лицензия, как основание возникновения права природопользования: | 1. служит разрешением природопользователю заниматься соотвествующей деятельностью 2. создаёт обязанности для природопользователей и органов государства 3. определяет некоторые условия будущего договора 4. устанавливает отвественность за нарушение экологического законодательства |
39. Концепция экологических революций предусматривает: | а) единство и тесную взаимосвязь материального мира. б) невозможность движения развивающихся стран по тому пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны в) качественные изменения в мышлении человека, а не потрясения в сфере научного, экономического, политического или социального развития общества |
40. Концепция, которая базируется на идее единства и тесной взаимосвязи материального мира, сторонники которой предлагают создать над государственный орган? | а) концепция ограничения; б) концепция глобального управления; в) концепция экологической революции; г) концепция устойчивого развития и охраны окружающей среды. |
41. Объектами права природопользования являются? | а) природные ресурсы; б) недра, почва; в) юридические лица; г) государство. |
42. Выберите правильный вариант ответа. Установление качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия и иной деятельности- это? | а) лимитирование; б) нормирование; в) качество окружающей среды; г) правила пользования природными ресурсами. |
43. Какие органы принимают решение о предоставлении конкретного природного объекта в пользованиие или во владение: | 1. Президент РФ 2. Правительство РФ 3. Органы исполнительной власти субъекта РФ и органы МСУ 4. Министерство природных ресурсов РФ |
44. Что из перечисленного относится к способам нормирования: | 1.Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды; 2.Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности; 3.Установление лимитов выбросов загрязняющих веществ; 4.Комплексное экологическое разрешение (выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти). |
45. Что НЕ входит в структуру статуса субъекта природопользования: | 1.Права 2.Обязанности 3.Ответственность 4.Гарантии |
46. Возможность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридического документа определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества — это: | 1) Общее природопользование 2)Специальное природопользование 3) Комплексное природопользование 4) Производное природопользование |
47. Гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой — это: | 1) Общее природопользование; 2) Специальное природопользование; 3) Комплексное природопользование; 4) Производное природопользование. |
48. Использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем — это: | 1) Общее природопользование 2) Специальное природопользование 3) Комплексное природопользование 4) Производное природопользование |
49. В зависимости от срока, выделяют следующие виды права природопользования: | 1.Бессрочное 2.Долгосрочное 3.Краткосрочное 4.Единовременное |
50. Какие показатели положены в основу нормативов качества? | 1. медицинский 2. технологический 3. научный 4. технический |
51. Что связано с лимитированием? | 1. Система экологических ограничений 2. Ограниченность запасов природных ресурсов 3. Установление нормативов 4. Лимитирующие факторы |
53. Главной идеей какой концепции является превосходство человека над обществом? | 1. натуралистической 2. потребительской 3. глобального управления 4. уставного развития |
54. К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду НЕ относятся: | 1. технологические нормативы; 2. технические нормативы; 3. нормативы для биологических показателей окружающей среды; 4. нормативы допустимой антропогенной нагрузки; |
55. Специфика объекта права природопользования: | 1. регулирование общей частью экологического права; 2. регулирование особенной частью экологического права; 3. регулирование специальной частью экологического права; 4. отсутствие нормативно- правового регулирование. |
56. Договор на пользование природными ресурсами заключается с: | 1. органами местоного самоуправления; 2. органами субъектов РФ; 3. федеральными органами исполнительной власти; 4. международными организацими; |
57. Договор на пользование природными ресурсами носит публичный характер, если: | 1. был заключен без лицензии; 2. был заключен с лицензией; 3. был заключен по решению суда; 4. не был заключен. |
58. В объективном смысле понятие право природопользования- это: | 1. использование природной среды для удовлетворения потребностей; 2. комплексный правовой институт, регулирующий экологические правоотношения; 3. абстрактная возможность природопользователя владеть, пользоваться и распоряжаться предоставленным правом пользования природным ресурсом; 4. конкретное право(Иванова) использовать природную среду. |
59.Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ не является: | 1.Природопьзование 2.регулирование и защита прав человека и гражданина 3.охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности 4.особо охраняемые природные территории |
60. В зависимости от титула, на котором основано право природопользования выделяют: | 1. производное; 2. бессрочное; 3. непосредственное; 4. специальное; |
Вариант 3
1. На приеме у межрайонного природоохранного прокурора директор сельскохозяйственной фирмы «Вымпел» сообщил, что год назад администрация домостроительного комбината самовольно захватила около 4 га земли, принадлежащих фирме, и стала возводить на ней капитальные сооружения, складировать строительные отходы и бытовой мусор. Эти земли готовились для посадки фруктового сада. Директор пояснил, что на эту должность он избран недавно, поэтому не знает. Что ему необходимо предпринять для возвращения земли фирме и возмещения понесенных убытков.
Нормы каких законов нарушены и какая ответственность может наступить за это?
Что бы Вы посоветовали предпринять директору в целях защиты интересов фирмы?
Ответ:
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.
В силу пункта 1 статьи 10 Кодекса не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В целях защиты интересов фирмы директору необходимо подать иск в арбитражный суд об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения, о сносе самовольных построек на земельном участке, принадлежащем сельскохозяйственной фирме «Вымпел», о взыскании ущерба, причиненного сельскохозяйственной фирме «Вымпел» действиями домостроительного комбината – как реального ущерба, так и упущенной выгоды, а так же о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
2. В ходе прокурорских проверок, проведенных областной прокуратурой совместно с районными прокурорами в агрофирмах области и иных сельскохозяйственных предприятиях, выявлены следующие нарушения в большинстве проверенных хозяйств: сточные воды животноводческих и птицеводческих ферм поступают в водоемы, загрязняя их; отсутствуют специальные навозохранилища и очистительные сооружения; навоз накапливается в зонах водозабора и попадает со стоками в водоемы; ядохимикаты и минеральные удобрения хранятся под открытым небом, отчего в период дождей попадают в водоемы. В результате этого в воде резко возросло число болезнетворных микробов и концентрация разного рода вредных веществ, предоставляющих опасность для здоровых людей.
Скажите, о несоблюдении норм каких законодательных актов в данном случае идет речь?
Какие меры воздействия могут быть приняты к руководителям агрофирм и других предприятий?
Согласно статье 1 Федерального закона №7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, являются, в том числе поверхностные и подземные воды (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В силу пунктов 1, 3 - 4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает компенсацию вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Статья 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает предъявление требований об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплена обязанность юридических и физических лица, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Нарушение требований законодательства об охране окружающей среды так же преследуется в административном и уголовном порядке. Анализ гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дает основания для того, чтобы отнести свыше 20 составов административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования к числу "экологизированных".
Уголовный кодекс РФ содержит самостоятельную гл. 26 "Экологические преступления", в которой имеется 17 составов уголовно наказуемых деяний, характеризуемых как нарушение законодательства об охране окружающей среды применительно к различным видам природных ресурсов, природным объектам и экологическим системам.
3. Вследствие выбросов загрязняющих веществ комбинатом «Химпром» произошла гибель лесов и иной растительности (кустов, растений), имеющих лекарственное значение. Комбинат был принят в эксплуатацию без очистных сооружений. Их строительство продолжалось в период эксплуатации. На момент проверки обеспечивалась очистка не более 45 % газообразных и иных выбросов. По предварительным подсчетам ущерб составил более 34 млн. руб.
Кто вправе предъявить иск к комбинату «Химпром»?
Какие документы должны быть приложены к исковому заявлению в его обоснование?
Требования по охране окружающей среды являются серьезным экологическим фактором установления, реализации и ограничения права пользования природными ресурсами.
лес по Лесному кодексу РФ понимается не только в качестве природного ресурса, но и экологической системы.
Экологические нормы и требования в значительной мере определяют содержание и пределы прав гражданина или юридического лица на полученный в пользование природный ресурс. Поскольку экологические требования, как правило, носят ограничительный характер, они находят отражение в обязанностях природопользователей.
Нарушение требований законодательства об охране окружающей среды преследуется в административном и уголовном порядке. Анализ гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дает основания для того, чтобы отнести свыше 20 составов административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования к числу "экологизированных".
Уголовный кодекс РФ содержит самостоятельную гл. 26 "Экологические преступления", в которой имеется 17 составов уголовно наказуемых деяний, характеризуемых как нарушение законодательства об охране окружающей среды применительно к различным видам природных ресурсов, природным объектам и экологическим системам.
В соответствии со ст. 4 ФЗ 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды относятся леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства - Федеральные и региональные органы государственной власти в сфере охраны окружающей среды.
По данной категории дел - вследствие причинения вреда, требуется установление совокупности условий для его возмещения:
вины,
причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда,
противоправности действий (бездействия),
доказанности наличия вреда и его размера.
Факт произведения выбросов загрязняющих веществ ООО «Химпром», причинная связь между противоправными действиями ООО «Химпром» и возникшим вредом окружающей среде должны быть установлены актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, протоколом об административном правонарушении, Постановлением по делу об административном правонарушении привлечении ООО «Химпром» к административной ответственности.
Считаю необходимым так же проведение государственной экологической экспертизы.