Аварии и катастрофы на предприятиях ядерного-топливного

Цикла

К предприятиям ядерного топливного цикла относятся предприятия по получению, применению, переработке, хранению и захоронению ядерных материалов. С начала практического использования атомной энергии на указанных предприятиях в различных странах мира (в США, Великобритании, Франции, Японии и др.) произошло множество аварий и катастроф, которые в ряде случаев сопровождались значительным радиоактивным загрязнением окружающей среды. Только в Великобритании на предприятиях по переработке отработанного ядерного топлива в 1950-1977 годах произошло 194 аварии и инцидента, 11 пожаров и взрывов; в 45 случаях имели место выбросы плутония в окружающую среду.

Одна из крупнейших аварий произошла в Советском Союзе 29 сентября 19 в российском центре по переработке радиоактивных материалов, расположенном в Челябинской области около г. Озерска. Предприятие, на котором произошла катастрофа, тогда называлось Комбинатом №817 , теперь – это Производственное объединение „Маяк”. Причиной аварии послужил взрыв в хранилище радиоактивных отходов.

Хранилище представляло собой заглублённое бетонное сооружение с ячейками — каньонами для ёмкостей из нержавеющей стали объёмом 300 кубометров каждая, в которых складировались жидкие высокорадиоактивные отходы. Из-за высокой радиоактивности, их содержимое выделяет тепло и по технологии ёмкости постоянно охлаждаются.

Нарушение системы охлаждения, вследствие коррозии и выхода из строя средств контроля в одной из ёмкостей хранилища, вызвало саморазогрев хранившихся там 70-80 тонн высокоактивных отходов преимущественно в форме нитратно-ацетатных соединений. Испарение воды, осушение остатка и разогрев его до температуры 330—350 градусов привели к взрыву содержимого ёмкости.

Мощность взрыва, оценивается в 70 — 100 т. тринитротолуола. Взрыв полностью разрушил ёмкость, сорвал и отбросил на 25 м бетонную плиту перекрытия хранилища толщиной 1 метр, в радиусе до 1 км в зданиях выбило стёкла. Непосредственно от взрыва никто не погиб. В воздух было выброшено около 20 МКи радиоактивных веществ.

Часть радиоактивных веществ были подняты взрывом на высоту 1-2 км. В течение 10-11 часов радиоактивные вещества выпали на протяжении 300—350 км в северо-восточном направлении от места взрыва (по направлению ветра). В зоне радиационного загрязнения оказалась территория 23000 кв.км. с населением 270.000 человек в 217 населённых пунктах трёх областей.

Сейчас зона заражения именуется Восточно-Уральским Радиоактивным Следом (ВУРС). Для ликвидации последствий аварии привлекались сотни тысяч военнослужащих и гражданского населения, получивших значительные дозы облучения.

От радиационного облучения только в течение первых 10 дней погибли около 200 человек, общее число пострадавших оценивается в 250 тысяч человек.

Эта катастрофа признана в нашей стране второй по масштабам катастрофой в истории ядерной энергетики после Чернобыльской аварии.

Аварии и катастрофы на атомных подводных лодках

В годы «холодной войны» и гонки вооружений в бывшем СССР был создан беспрецедентный по численному составу и номенклатуре атомный флот с широко развитой обслуживающей его морской и береговой инфраструктурой. Всего построено 248 атомных подводных лодок, 5 атомных надводных кораблей, 8 атомных ледоколов и 1 лихтеровоз. Общее число установленных на этих объектах ядерных реакторов превышает 450, а их суммарная мощность сопоставима с мощностью всех АЭС страны.

Основную часть атомного флота России и зарубежных стран составляют атомные подводные лодки, источником радиационной и ядерной опасности которых являются ядерные реакторы силовой установки и ядерное оружие различного типа: баллистические и крылатые ракеты, ядерные торпеды. За время существования подводных атомных флотов имел место целый ряд чрезвычайно опасных аварий и катастроф как на отечественных, так и на зарубежных АПЛ. В частности, в 6 катастрофах имела место гибель атомных лодок: 4- х российских (К-8, K-219, К-278 «Комсомолец», К-141 «Курск») и 2-х американских ("Трешер" и "Скорпион").

К числу наиболее опасных по возможным последствиям относится катастрофа стратегической АПЛ К-219 (пр. 667А класса "Янки-2") с 16 баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. Катастрофа произошла 6 октября 1986 года к северу от Бермудских островов. Причиной катастрофы явился взрыв ракеты в одной из шахт. Была нарушена герметичность четвертого (ракетного) отсека, в который из аварийной шахты начали поступать пары ракетного топлива, дым и вода. Несмотря на принятые меры лодка затонула на глубине около 6000 метров.

Причина взрыва ракеты в шахте осталась невыясненной. Согласно существующим версиям, пожар возник из-за неисправностей в самой шахте или из-за столкновения с американской подводной лодкой.

Происходили серьезные аварии и на других лодках: К-8 (в 1960г.), К-56 (в 1973 г.), К-171 (в 1978г.).

Как показывает опыт эксплуатации атомных подводных лодок, крупные аварии и катастрофы на них возможны не только при выполнении боевых заданий, но и при нахождении на объектах береговой инфраструктуры: на базах, судостроительных и судоремонтных заводах. Причем именно в этих случаях они представляют наибольшую опасность для гражданского населения. Это относится и к Санкт – Петербургу, который является одним из центров строительства атомного флота: на «Адмиралтейском объединении» построен целый ряд многоцелевых АПЛ и надводных атомных кораблей.

Для характеристики возможных последствий аварий на объектах береговой инфраструктуры отметим несколько наиболее крупных аварий.

В августа 1985 года произошла авария на судоремонтном заводе «Звезда», расположенном в бухте Чажма в Приморском крае. На находившейся у пирса АПЛ К-431, производившей перезагрузку топлива, из-за нарушения персоналом правил перегрузки в одном из реакторов возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл взрыв. При взрыве крышка реактора улетела за сотню метров, десять человек работавших на реакторе исчезли. Исследование найденного золотого кольца одного из погибших показало, что в момент аварии излучение достигло 90000 р/ч. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий облучению подверглись 290 человек.

Наши рекомендации