Как сделать офис «зеленым»?
Зелёный» офис
Этот раздел мы создали для руководителей и сотрудников компаний, которым небезразлично то, что находится за стенами их офисов — природа, которая дала жизнь каждому из нас, независимо от статуса и занимаемой должности.
Увеличить
Рекомендации Гринпис просты и незатратны, они легко реализуются в офисах и могут значительно снизить потребление ресурсов, уменьшить нагрузку на окружающую среду, а также привести к видимой экономии финансовых средств
Советы этого раздела помогут всем желающим снизить потребление энергии и ресурсов на содержание офиса. А значит снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, прежде всего парниковых газов, которые являются главной причиной весьма актуальной сейчас проблемы глобального изменения климата.
Мы уверены, что при создании положительного имиджа любой компании среди своих клиентов, экологически ответственные организации получают преимущества. Согласитесь, приятнее иметь дело с людьми, которые озабочены не только увеличением прибыли, но и состоянием окружающей среды. Ведь то, как мы сегодня относимся к природе и «плоды» нашей деятельности, достанутся в наследство нашим детям.
Проект «Зелёный офис» существует с 2008 года. Основная его цель — привлечь внимание общества и бизнеса к экологическим проблемам и показать, как каждый из нас может помочь природе, не выходя из офиса. За 5 лет существования проекта около 200 компаний из разных регионов нашей страны стали его участниками.
Для того чтобы познакомить Вас с преимуществами «зелёного» офиса и обсудить первые шаги по улучшению экологии Вашего офиса, мы приглашаем Вас посмотреть видео-семинар «Как сделать офис зелёным».
Как сделать офис зелёным?
Зелёный офис — это современное комфортное и безопасное для человека пространство, которое рационально расходует собственные ресурсы, тем самым способствуя сохранению планеты для будущих поколений. Путь к «зелёному» офису лежит через реализацию двадцати двух простых, малозатратных и быстрых в исполнении рекомендаций.
Увеличить
Повышайте культуру энергосбережения и проводите соответствующую разъяснительную деятельность среди сотрудников
Использование наших рекомендаций позволит:
· Снизить расходы на содержание офиса
· Внести реальный вклад в сохранение окружающей среды
· Повысить имидж в глазах своих клиентов и партнёров
Электроэнергия
· Исключите использование неэффективных источников света, кроме случаев, где их применение нельзя исключить по технологическим соображениям или соображениям безопасности. Используйте современные энергоэффективные лампы — светодиоды и люминесцентные лампы, оснащённые электронной пускорегулирующей аппаратурой.
· Используйте системы автоматического контроля освещения: фотореле, датчики движения, датчики присутствия и т.п.
· Возьмите за правило подключение техники, прежде всего на рабочих местах, через приборы (пилоты) с системами полного отключения питания и своевременно отключайте их по окончании использования.
Тепло
Для регулирования температуры в офисе установите ручные или автоматические системы подачи тепла.
Вода
· Установите в офисе водосчётчики и платите за воду по их показаниям
· Установите водосберегающие насадки на краны и душ
Увеличить
Используйте контейнеры для раздельного сбора мусора и сдавайте его на переработку в специализированные компании
Ресурсы
· Выбирайте бумагу (в том числе для выпуска полиграфической продукции и туалетную бумагу), полностью или частично изготовленную из вторичного сырья или сертифицированную по схеме Лесного попечительского совета (FSC), а также имеющую маркировки PCF (Processed Chlorine Free) и TCF (Total Chlorine Free).
· При закупке мебели и стройматериалов, изготовленных из древесины, обращайте внимание на наличие маркировки. Отдавайте предпочтение продукции сертифицированной по схеме FSC (если такая продукция присутствует на рынке)
· Собирайте офисный мусор раздельно как минимум по трём категориям: бумага, пластик и стекло. Заключите договор со специализированной компанией, занимающейся вывозом и переработкой раздельно собранных отходов.
Токсическое загрязнение
· Не используйте в офисе средства бытовой химии, содержащие хлор и хлорорганические соединения, а также фосфаты и фосфонаты. Выбирайте экологичную бытовую химию (такую, которая в короткие сроки как минимум на 90% подвергается разложению в окружающей среде на безопасные компоненты).
· Не покупайте канцелярские товары, предметы интерьера и технику из поливинилхлорида (ПВХ), если на рынке есть альтернативная продукция.
· При замене окон выберите современные деревянные или металлические стеклопакеты, вместо пластиковых окон, изготовленных из ПВХ.
· Откажитесь от одноразовой посуды в офисе. Если это невозможно по гигиеническим соображениям, организуйте сбор всей одноразовой посуды и сдавайте её на переработку.
· Организуйте сбор и сдачу на переработку отслуживших картриджей, аккумуляторов и офисной техники, а также сбор и безопасное хранение батареек.
ГМО
При централизованной закупке продуктов обращайте внимание на маркировку, исключите использование пищевых продуктов, содержащих ГМО.
Обучение сотрудников
· Разместите в офисе плакаты, призывающие сотрудников экономить ресурсы.
· Разработайте программу, направленную на экологическое просвещение сотрудников: организуйте периодические информационные рассылки, проводите экологические мероприятия и конкурсы.
· Создайте на своём официальном сайте страничку, посвященную участию вашей компании в проекте, пусть клиенты и партнеры знают о ваших успехах и достижениях!
Эксперты Гринпис подготовили подробное руководство «Как сделать офис зелёным», в котором собраны конкретные рекомендации по экологизации и представлены расчеты — какую пользу экономия того или иного ресурса может принести природе и бюджету организации. Внедрив эту программу в московском офисе Гринпис, мы не только помогли природе, но и сократили административные расходы более чем на 12%.
Как сделать офис «зеленым»
«Зеленый офис» или эко-офис – это не просто рабочее помещение в декоре которого использовано много зелени, а целая философия разумного управления организацией, направленная на максимальное снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством рационального использования и экономии как ресурсов планеты, так и финансовых ресурсов самой компании.
Нижеприведенные рекомендации предоставил Гринпис России, ставший одной из первых общественных организаций на территории СНГ, внедрившей «зеленые» принципы в работе своего московского представительства, что позволило сократить административные расходы на содержание офиса на 12%.
Экологические и экономические выгоды «зеленого офиса»
Экологические выгоды «зеленого офиса» очевидны: существенно снижается потребление электроэнергии, воды, тепла, расходных материалов, а соответственно и ресурсов, необходимых для их производства. Приятно радует, что экологические принципы и подходы постепенно перестают быть участью зеленых организаций. Как бы не была важна забота о природе, для бизнеса всегда на первом месте был, есть и будет доход и экономическая целесообразность. Именно финансовой выгодой и привлекает многие организации идея «зеленого офиса». Оценить все преимущества рационального экологического управления уже успели такие солидные организации как Intel, SchneiderElectric, Johnson Controls, Google, Black Stone, КАМАЗ, Оптиком, UPECO.
А они уж точно знают себе цену и просто так ни у кого не пойдут на поводу. Ежедневно к экологической концепции «зеленого офиса» присоединяются все новые и новые организации не только из-за ответственной социальной позиции, но, прежде всего, благодаря реальной экономической выгоде, позволяющей экономить существенные средства компании. Более того, переход на «зеленые» стандарты теперь считается правилом хорошего тона, улучшающим имидж компании в глазах клиентов и партнеров.
Что представляет собой концепция «зеленого офиса»?
Концепция «зеленого офиса» – это комплексный подход, включающий в себя как технические, так и мотивационно-образовательные мероприятия, направленные на внедрение внутренней экологической политики и бережного обращения с ресурсами офиса.
Как сделать офис «зеленым»?
Чтобы внести в функционировании офиса экологическую рациональность и целесообразность следует обратить внимание на следующие важные аспекты:
Экономия электроэнергии через внедрение энергосберегающих технологий
- Используйте энергосберегающие лампы вместо ламп накаливания, потребляющие в четыре-пять раз меньше электричества. Несмотря на относительно высокую стоимость, за счет меньшего потребления электроэнергии и более длительного срока службы, они полностью окупятся.
- Используйте электронные пускорегулирующие аппараты в трубчатых люминисцентных лампах, позволяющие снизить энергопотребление еще на 30%, при полном сохранении яркости освещения. Стоимость электронных пускателей превышает стоимость распространенных электромагнитных пускорегулирующих устройств, однако начальные расходы компенсируются не только высокой экономичностью, но и щадящим режимом работы ламп, продлевающим их службу на 50%.
- Если позволяют финансовые возможности компании, предпочтение в организации освещения офиса следует отдать светодиодам, которые не только опережают даже экономичные люминисцентные лампы по энергоэффективности, но и имеют существенное преимущество – отсутствие ртути, значительно облегчающее их утилизацию. Светодиоды опережают энергосберегающие лампы и по сроку службы. В зависимости от специфики освещения переход на светодиоды окупается в течение 1-5 лет.
- Оснастите офис системами автоматического контроля освещения: датчиками движения, фотореле, реле с таймером, выключателями с задержкой времени и т.д. Все эти приборы позволяют регулировать освещенность различных зон и автоматически отключать электроприборы и освещение в офисных помещениях, в которых свет используется непостоянно (коридоры, холлы, санузлы, лестницы, фасады). Внедрение систем автоконтроля позволяет снизить потребление электроэнергии и сократить расходы на освещение на 25%.
- Установите в офисе многотарифные счетчики, позволяющие оплачивать электричество, в зависимости от времени суток, по разным тарифам. Сознательная реорганизация работы офиса с «загрузкой» оргтехники и других электроприборов в часы с пониженным тарифом выгодно самой организации и выравнивает работу электростанций.
- Проведите энергоаудит – энергетическое обследование офиса, позволяющее определить его энергоэффективность и разработать экономически обоснованные меры по снижению затрат на энергообеспечение.
Экономия электроэнергии на уровне коллектива
- Выключайте освещение там, где оно в данный момент не используется.
- Своевременно очищайте от пыли плафоны и лампы.
- При использовании местного освещения, постарайтесь снизить уровень общей освещенности.
- Максимально используйте естественное освещение.
- Настройте компьютер на поддержку ждущего режима.
- Не оставляйте зарядное устройство включенным в розетку без заряжаемого аппарата.
- Уходя из офиса, выключайте оргтехнику, сетевые фильтры и другие электроприборы там, где это возможно.
Экономия тепла
- Оборудуйте радиаторы терморегуляторами, позволяющими вдвое снизить теплопотребление. В нерабочее время устанавливайте регулятор на меньший температурный режим.
- Установите теплоотражатели за отопительными приборами, позволяющие сократить потери тепла через наружные стены здания.
- Утеплите помещение, заменив окна современными стеклопакетами (не содержащими ПВХ), и проведя комплексные мероприятия по дополнительной изоляции помещения.
- Не загромождайте батареи мебелью и не закрывайте их плотными шторами.
- Установите приборы учета потребления тепла и используйте их показания при расчетах с теплоснабжающими организациями.
Экономия воды
- Оборудуйте офис приборами учета расхода воды, проинформируйте об этом сотрудников и объясните необходимость рационального использования воды. Оплачивайте только реальные расходы, опираясь на показатели счетчиков.
- Следите за исправностью кранов и сантехники.
- Используйте водосберегающие душевые головки, а краны оснастите рассекателями.
- Перейдите на сенсорные смесители или рычаговые краны.
- Используйте посудомоечную машину.
- Оснастите унитазы бачками с двумя режимами смыва.
- Замените обычное мыло жидким.
Рациональный выбор и использование бумаги
- По возможности используйте офисную и туалетную бумагу из вторичного сырья.
- Используйте бумагу, произведенную без хлорного отбеливания и сертифицированную по схеме FSC, полученную при экологически и социально ответственном лесопользовании. Стоимость такой бумаги не превышает стоимости обычной.
- Используйте печать на оборотной стороне бумаги и двустороннюю печать.
- Пользуйтесь для ведения корреспонденции электронной почтой, распечатывая письма только в случае крайней необходимости.
- Попробуйте внедрить систему электронного документооборота.
Дополнительные рекомендации
- Введите в офисе раздельный сбор отходов, организовав площадки для временного хранения вторсырья и, по возможности, заключив контракты с компаниями, занимающимися его приемом.
- При выборе оргтехники и других электроприборов, ориентируйтесь на экологический рейтинг производителей электроники.
- Откажитесь от применения одноразовых пластиковых товаров, заменив их товарами многократного использования.
- Используйте в офисе безопасные средства бытовой химии, не содержащие хлорорганические соединения, хлор, фосфаты и фосфонаты.
- По возможности откажитесь от использования канцелярских товаров, предметов интерьера, электронной и бытовой техники из поливинилхлорида, при наличии на рынке альтернативной продукции.
- Не приобретайте продукты, содержащие ГМО.