Особо охраняемые природные территории

БИБЛИОТЕКИ И МУЗЕИ

В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Рекомендовать образовательным учреждени­ям шире использовать возможности заповедни­ков и охраняемых природных территорий для экологического просвещения населения и привле­чения его к практической природоохранной дея­тельности.

Из Рекомендаций секции

«Образование в области

охраны окружающей природы»

Го Всероссийского съезда

По охране природы, 1999 г.

Цель - распространение среди населения полной, разносто­ронней и объективной информации о состоянии и динамике при­родных процессов различной сложности на охраняемых природ­ных территориях; формирование личного, заинтересованного от­ношения жителей России к природе.

Задача - просвещение населения, получение и распростране­ние информации о целях и задачах охраняемых природных тер­риторий различных категорий и статуса, их биосферном значе­нии, роли в сохранении биоразнообразия и экологического рав­новесия, о накоплении и использовании научных данных об эко­логических системах и их растительных и животных компонен­тах, месте особо охраняемых природных территорий в природо­охранном просвещении и образовании.

Направления:

- изучение роли и значения биологического разнообразия в поддержании биологического круговорота, сохранении устойчи­вости и повышении биологической продуктивности экологических систем, предотвращении утраты редких экосистем и видов жи­вых организмов;

- изучение и пропаганда национальной стратегии сохранения биоразнообразия;

- участие в претворении в жизнь Конвенции «О биологиче­ском разнообразии» и общественного договора о сохранении жи­вой природы России.

Средства:

- система содействия сохранению всемирного культурного и природного наследия, выявлению и сбережению объектов при­родного и природо-культурного наследия России, его изучению и пропаганде организации постоянных экспозиций и маршрутов для отечественных и зарубежных туристов, развитию краеведения;

- постоянно действующая система экологической пропаганды и природоохранного просвещения на базе природных заповедни­ков и национальных парков России, создание в них соответст­вующих структурных подразделений, визит-центров и музеев;

- просветительские программы для отдельных заповедников и парков, учитывающих их природные особенности и опыт науч­но-информационной деятельности, а также региональные тради­ции природопользования;

- система условий для профессиональной стажировки на осо­бо охраняемых природных территориях студентов-экологов и эко­логического просвещения учащихся школ;

- методические и организационные основы музейного и биб­лиотечного дела в сфере охраны природы и экологические прин­ципы рационального природопользования, организация банков данных для массовых потребителей экологической информации;

- материальные базы эколого-просветительской деятельно­сти, методического и компьютерного оснащения музейного и библиотечного хозяйства.

Первоочередные мероприятия:

- организовать регулярные всероссийские, региональные и местные конкурсы для заповедников, музеев и библиотек на луч­шую экспозицию и организацию эколого-просветительской рабо­ты с населением, в том числе со школьниками и студентами;

- подготовить видеофильмы, фотоальбомы, научно-популяр­ные книги и брошюры, справочники, картографические материа­лы, буклеты, значки, календари на природоохранную и экологи­ческую тематику.

Раздел IV

УПРАВЛЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ

И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ

И МЕСТНОМ УРОВНЯХ

Поощрять все секторы общества, включая промышленность, университеты, правитель­ства, неправительственные общественные ор­ганизации к подготовке кадров в области рацио­нального использования окружающей среды.

Наши рекомендации