Особо охраняемые природные территории

В соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области (утверждена постановлением Правительства Московской области от 11 февраля 2009 г. № 106/5), на территории городского округа Краснознаменск особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) федерального и областного значения отсутствуют.

В соответствии со Схемой территориального планирования Московской области – основными положениями градостроительного развития (утверждена постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007г. № 517/23), на территории городского округа Краснознаменск планируемые ООПТ – природные экологические территории областного значения отсутствуют.

Существующее состояние окружающей среды

Атмосферный воздух

На территории городского округа Краснознаменск крупные промышленные предприятия, являющиеся серьезным источником негативного воздействия, отсутствуют. Производственное ядро города составляют предприятия оборонного и научно-производственного комплексов. Кроме того, здесь функционируют объекты коммунального хозяйства, предприятия пищевой, химической и легкой промышленности, а также складские корпуса и автотранспортные предприятия.

В настоящее время городской округ Краснознаменск обеспечивается теплом от диверсифицированной системы теплоснабжения на основе централизованных и децентрализованных источников, работающих на природном газе.

Централизованным теплоснабжением от двух котельных (КВД-1 и КВД-2), находящихся в хозяйственном ведении предприятия МУП теплового хозяйства «Теплосервис», обеспечена многоквартирная жилая застройка, объекты соцкультбыта, коммунально-складского, автотранспортного, научно - производственного назначения, военные и режимные объекты.

Теплоснабжение городского округа осуществляется от единственной котельной. По данным администрации городского округа, установленная тепловая мощность котельных составляет 51,00 Гкал/час для КВД-1 и 80,0 Гкал/час для КВД-2. Топливом для котельной является природный газ.

Информация о её выбросах в воздушный бассейн отсутствует, однако, котельные, работающие на газовом топливе, как правило, характеризуются низкими выбросами.

Наблюдения за фоновыми концентрациями вредных веществ на рассматриваемой территории не проводятся. Однако, согласно РД 52.04.186-89, М., 1991 г. и Методическим рекомендациям «Фоновые концентрации для городов и посёлков, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферы», С.-П., 2013 г., фоновые концентрации можно принять в соответствии с представленными в таблице 2.1.1 значениями.

Таблица 2.1.1

Загрязняющее вещество ПДКмакс.раз., мг/куб. м Фоновая концентрация
мг/куб. м доли ПДК
Взвешенные вещества 0,5 0,2 0,40
Диоксид серы 0,5 0,037 0,07
Оксид углерода 5,0 2,6 0,52
Диоксид азота 0,2 0,077 0,39

Содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышает предельно-допустимых концентраций (далее – ПДК), но содержание оксида углерода повышенное (0,52 ПДК).

Одним из наиболее значимых вкладчиков в загрязнение атмосферного воздуха является автомобильный транспорт.

Интенсивность движения автотранспорта на существующее положение и состав транспортных потоков взяты по данным результатов обследования дорожной структуры городского округа Краснознаменск, проведённого в составе работ по разработке генерального плана городского округа Краснознаменск.

Выбросы от автотранспорта рассчитывались по программе «Магистраль-Город» (версия 2.3.3.41), на основании «Методики определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчётов загрязнения атмосферы городов», Москва, 1999, и представлены в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2

Наименование магистрали, протяженность Сумм. интен-сив-ность, ед./час Выбросы загрязняющих веществ, г/с
СО NO NO2 CxHy (по бензину) CxHy (по керосину) Сажа SO2 Формальдегид Бенз(а)пирен
а/д М-1 «Беларусь», 3, 43 км 16,679 1,517 9,335 1,582 1,671 0,084 0,397 0,063 3,1×10-6
а/д А-107 «Московской малое кольцо», 1,65 км 8,9 0,301 1,852 0,862 0,778 0,039 0,189 0,03 1,5×10-6
ул. Минская на участке от КПП-1 до ул. Автомоби-листов, 1,05 км 1,293 0,066 0,404 0,139 0,025 0,001 0,01 0,001 1,4×10-7
ул. Минская на участке от ул. Автомоби-листов до проспекта Мира, 0,24 км 0,805 0,016 0,098 0,087 0,013 0,0007 0,005 0,0007 8,0×10-8
ул. Молодёж-ная, 0,48 км 1,302 0,025 0,152 0,141 0,017 0,0008 0,008 0,001 1,3×10-7
ул. Победы на участке от ул. Молодежная до ул. Октябрьская, 0,83 км 1,893 0,039 0,237 0,203 0,037 0,002 0,014 0,002 2,1×10-7
ул. Победы на участке от ул. Октябрьская до ул. Кобяковская, 0,32 км 0,525 0,014 0,084 0,054 0,025 0,001 0,007 0,001 7,0×10-8
ул. Кобяков-ская на участке от ул. Победы до а/д А-107 «Московское малое кольцо», 1,8 км 2,385 0,071 0,437 0,239 0,16 0,008 0,041 0,007 7,0×10-7
ул. Победы на участке от ул. Гагарина до ул. Молодежная, 0,44 км 1,003 0,02 0,126 0,108 0,02 0,001 0,008 0,001 1,1×10-7
ул. Гагарина, 0,65 км 1,206 0,024 0,146 0,13 0,02 0,001 0,008 0,001 1,3×10-7
ул. Автомоби-листов, 1,2 км 1,177 0,024 0,147 0,127 0,023 0,001 0,009 0,001 1,3×10-7
ул. Краснозна-мённая на участке от ул. Победы до проспекта Мира, 0,45 км 0,655 0,013 0,079 0,071 0,011 0,0005 0,004 0,0006 7,0×10-8
ул. Краснозна-мённая на участке от проспекта Мира до ул. Связистов, 0,6 км 0,426 0,008 0,048 0,047 0,004 0,0002 0,002 0,0003 4,0×10-8
ул.Октябрьская, 0,45 км 0,683 0,012 0,075 0,075 0,005 0,0002 0,003 0,0004 7,0×10-8
ул. Кобяковская на участке от ул. Победы до ул. Строителей, 0,3 км 0,247 0,005 0,03 0,027 0,004 0,0002 0,002 0,0002 3,0×10-8
ул. Связистов, 0,91 км 0,391 0,009 0,053 0,041 0,011 0,0006 0,004 0,0005 5,0×10-8
Проспект Мира на участке от ул. Молодёжная до ул. Красно-знамённая, 0,48 км 1,255 0,026 0,157 0,135 0,024 0,001 0,009 0,001 1,4×10-7
Проспект Мира на участке от ул. Краснозна-мённая до ул. Октябрьская, 0,35 км 0,701 0,013 0,079 0,076 0,007 0,0004 0,004 0,0005 7,0×10-8
ул. Строителей на участке от ул. Октябрьская до ул. Кобяковская, 0,41 км 0,84 0,014 0,085 0,093 0,0 0,0 0,003 0,0003 8,0×10-8
ул. Строителей на участке от ул. Кобяковская до КПП 4, 1,3 км 1,852 0,034 0,209 0,202 0,018 0,0009 0,01 0,001 1,8×10-7
ВСЕГО: 68,608 г/с 44,218 2,251 13,833 4,439 2,873 0,1435 0,737 0,114 7,0×10-6
901,509 т/год 581,03 т/год 29,578 т/год 181,77 т/год 58,33 т/год 37,75 т/год 1,886 т/год 9,684 т/год 1,491 т/год 9,2×10-5 т/год

Расчёт полей максимальных разовых концентраций загрязняющих веществ проводился по согласованной ГГО им. А.И.Воейкова программе «Эколог», версия 3.0.

Расчёт проводился по 9 веществам и 1 группе суммации.

Результаты расчёта представлены в таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3.

Вещества ПДК м.р. (мг/м3) Сmax (мг/м³) Сmax (в долях ПДК)
Азота диоксид 0,2 0,962 4,81
Азота оксид 0,4 0,156 0,39
Сажа 0,15 0,011 0,07
Серы диоксид 0,5 0,04 0,08
Оксид углерода 5,0 1,95 0,39
Бенз(а)пирен 1,0×10-6 (ПДК с.с.) 4,0×10-8 0,04
Формальдегид 0,035 0,007 0,19
Бензин 5,0 0,2 0,04
Керосин 1,2 (ОБУВ) 0,168 0,14
Гр. сумм.: азота диоксид и серы диоксид 1,0 (безразмерная. величина) - 4,89 единиц

Проведенные расчеты показали, что превышение ПДК будет наблюдаться по двум автодорогам: М-1 «Беларусь» и А-107 «Московское малое кольцо».

Превышение 1 ПДК выявлено по диоксиду азота и группе суммации: азота диоксид и серы диоксид. Санитарный разрыв по фактору загрязнения атмосферного воздуха (превышение установленных ПДК) устанавливается по наибольшей зоне загрязнения, превышающей 1 ПДК – в данном случае это группа суммации: азота диоксид и серы диоксид. Санитарный разрыв по фактору загрязнения атмосферного воздуха для а/д М-1 «Беларусь» устанавливается в размерах:

- на участке от северо-западной границы округа до пересеч. с ул. Победы – 275 м от оси трассы;

- на участке от пересеч. с ул. Победы до пересеч. с ул. Минской – 230 м от оси трассы;

- на участке от пересеч. с ул. Минской до северо-восточной границы округа - 280 м.

В зону санитарного разрыва по фактору загрязнения атмосферного воздуха частично попадает многоэтажная жилая застройка (5 эт. и выше), расположенная по ул. Гагарина.

Санитарный разрыв по фактору загрязнения атмосферного воздуха для а/д А-107 «ММК» устанавливается в размере 110 м от оси трассы.

В зону санитарного разрыва по фактору загрязнения атмосферного воздуха попадает прилегающая индивидуальная жилая застройка.

В целом, от всех передвижных источников загрязнения воздушного бассейна городского округа Краснознаменск поступает 901,509 тонн в год вредных веществ.

Таким образом, основным источником загрязнения воздушного бассейна в городском округе Краснознаменск является автотранспорт.

На расчетный срок необходимо проведение мероприятий по оценке воздействия основных автодорог округа (в первую очередь М-1 «Беларусь» и А-107 «ММК») на атмосферный воздух с учётом требований к сокращению автомобильных выбросов и применению более жёстких стандартов ЕВРО-2, а также возрастающей интенсивности движения, и, в случае выявления превышения ПДК, – разработка воздухоохранных мероприятий.

Акустический режим

Основным источником шума, оказывающим влияние на акустическое состояние территории городского округа Краснознаменск, является автомобильный транспорт, двигающийся по автомобильным дорогам М-1 «Беларусь», А-107 «Московское малое кольцо» (А-108 МБК), а также по основным улицам городского округа Краснознаменск.

Оценка акустического режима выполнена в соответствии с требованиями:

- СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума»;

- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция).

Допустимые уровни звука на территории жилой застройки нормируются в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и составляют значения, приведённые ниже, в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Назначение помещения или территории Время суток Уровни звука, дБА
Эквивалентный уровень, LАэкв Максимальный уровень, LАмах
Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, школам, дошкольным учреждениям с 700 до 2300
с 2300 до 700

Расчёт шумовой характеристики смешанного транспортного потока выполнен по формуле:

Lэкв.р = 10lgN + 13,3lgV + 8,4lgp + 9,5, дБА,

где:

- Lэкв.р – расчётное значение эквивалентного уровня звука, дБА;

- N – расчётная интенсивность движения, авт./ч;

- V – скорость движения, км/ч;

- p – доля грузовых автомобилей и общественного транспорта в составе транспортного потока, %.

Результаты расчётов шумовых характеристик автотранспортных потоков и ширины санитарного разрыва по фактору шума на существующий период при усредненном значении экранирующего эффекта рассматриваемой территории приведены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Название автомобильной дороги Суммарная интенсивность, трансп. единиц в час Шумовая характеристика потока, дБА Величина зон санитарного разрыва по фактору шума, м
Автомобильная дорога М-1 «Беларусь»
Автомобильная дорога А-107 «Московской малое кольцо»
Ул. Минская на участке от КПП-1 до ул. Автомобилистов 65,5 19,9
Ул. Минская на участке от ул. Автомобилистов до проспекта Мира 65,2 18,5
Ул. Молодёжная 63,5 12,5
Ул. Победы на участке от ул. Молодёжная до ул. Октябрьская 65,6 20,4
Ул. Победы на участке от ул. Октябрьская до ул. Кобяковская 66,2 23,0
Ул. Кобяковская на участке от ул. Победы до а/д А-107 «Московское малое кольцо» 66,4 24,4
Ул. Победы на участке от ул. Гагарина до ул. Молодёжная 64,2 14,8
Ул. Гагарина 62,7 10,2
Ул. Автомобилистов 60,6 6,3
Ул. Краснознамённая на участке от ул. Победы до проспекта Мира 61,6 8,0
Ул. Краснознамённая на участке от проспекта Мира до ул. Связистов 56,6 2,5
Ул. Октябрьская 58,4 3,8
Ул. Кобяковская на участке от ул. Победы до ул. Строителей 59,1 4,5
Ул. Связистов 58,5 4,0
Проспект Мира на участке от ул. Молодёжная до ул. Краснознамённая 64,9 17,1
Проспект Мира на участке от ул. Краснознамённая до ул. Октябрьская 61,1 7,2
ул. Строителей на участке от ул. Кобяковская до КПП-4 59,6 5,1

Результаты расчётов, приведенные в таблице 2.2., показывают, что на текущий момент основным источником шума, оказывающим негативное акустическое воздействие на территорию городского округа, является автомобильный транспорт, двигающийся по автомобильной дороге М-1 «Беларусь». Ширина санитарного разрыва вдоль трассы данной дороги на текущий момент составляет 247 метров. Необходимо отметить, что одной из основных составляющих снижения звука на пути его распространения в данном случае является лесной массив, расположенный между М-1 «Беларусь» и территориями городского округа с нормируемыми показателями качества среды.

Наши рекомендации