Особо охраняемые природные территории
БИБЛИОТЕКИ И МУЗЕИ
В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Рекомендовать образовательным учреждениям шире использовать возможности заповедников и охраняемых природных территорий для экологического просвещения населения и привлечения его к практической природоохранной деятельности.
Из Рекомендаций секции
«Образование в области
охраны окружающей природы»
Го Всероссийского съезда
По охране природы, 1999 г.
Цель - распространение среди населения полной, разносторонней и объективной информации о состоянии и динамике природных процессов различной сложности на охраняемых природных территориях; формирование личного, заинтересованного отношения жителей России к природе.
Задача - просвещение населения, получение и распространение информации о целях и задачах охраняемых природных территорий различных категорий и статуса, их биосферном значении, роли в сохранении биоразнообразия и экологического равновесия, о накоплении и использовании научных данных об экологических системах и их растительных и животных компонентах, месте особо охраняемых природных территорий в природоохранном просвещении и образовании.
Направления:
- изучение роли и значения биологического разнообразия в поддержании биологического круговорота, сохранении устойчивости и повышении биологической продуктивности экологических систем, предотвращении утраты редких экосистем и видов живых организмов;
- изучение и пропаганда национальной стратегии сохранения биоразнообразия;
- участие в претворении в жизнь Конвенции «О биологическом разнообразии» и общественного договора о сохранении живой природы России.
Средства:
- система содействия сохранению всемирного культурного и природного наследия, выявлению и сбережению объектов природного и природо-культурного наследия России, его изучению и пропаганде организации постоянных экспозиций и маршрутов для отечественных и зарубежных туристов, развитию краеведения;
- постоянно действующая система экологической пропаганды и природоохранного просвещения на базе природных заповедников и национальных парков России, создание в них соответствующих структурных подразделений, визит-центров и музеев;
- просветительские программы для отдельных заповедников и парков, учитывающих их природные особенности и опыт научно-информационной деятельности, а также региональные традиции природопользования;
- система условий для профессиональной стажировки на особо охраняемых природных территориях студентов-экологов и экологического просвещения учащихся школ;
- методические и организационные основы музейного и библиотечного дела в сфере охраны природы и экологические принципы рационального природопользования, организация банков данных для массовых потребителей экологической информации;
- материальные базы эколого-просветительской деятельности, методического и компьютерного оснащения музейного и библиотечного хозяйства.
Первоочередные мероприятия:
- организовать регулярные всероссийские, региональные и местные конкурсы для заповедников, музеев и библиотек на лучшую экспозицию и организацию эколого-просветительской работы с населением, в том числе со школьниками и студентами;
- подготовить видеофильмы, фотоальбомы, научно-популярные книги и брошюры, справочники, картографические материалы, буклеты, значки, календари на природоохранную и экологическую тематику.
Раздел IV
УПРАВЛЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ
И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ
И МЕСТНОМ УРОВНЯХ
Поощрять все секторы общества, включая промышленность, университеты, правительства, неправительственные общественные организации к подготовке кадров в области рационального использования окружающей среды.