II. Аудиторная работа студентов. Вопросы для обсуждения:

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие и роль экологически значимой информации.

2.Право граждан на экологически значимую достоверную информацию.

3.Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.

4.Правовое ограничение свободного доступа к экологически значимой информации.

5. Источники экологически значимой информации. Ответственность за искажение или сокрытие экологической информации.

Экологический тренинг

№ теста Содержание теста
Конституция РФ представляет каждому право: 1)на благоприятную окружающую среду; 2)достоверную информацию о ее состоянии; 3)возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; 4)все ответы верны.
Правовое регулирование информационного обеспечения необходимо, так как оно: 1)может задеть различные интересы, включая безопасность страны; 2)нуждается в четких процедурах и установлении ответственности за возможную неполноту, искажение, сокрытие информации, что может повлечь принятие неверных решений и огромный ущерб; 3)нет верного ответа.
Правила собирания информации включают: 1)установление обязанностей различных субъектов по фиксации и хранению информации; 2)обеспечение единства измерений; 3)соблюдение процедур получения информации.
Юридическое понятие экологической информации раскрывается: 1)в Конституции РФ; 2)в нормативно-правовых актах; 3)в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".
Источники экологической информации(выберите верные ответы): 1)ведутся на основе специальных нормативно-правовых актов по предусмотренным в них процедурам; 2)содержат особый, специально оговоренный круг сведений; 3)подчиняются специальным условиям доступа и распределения информации по кругу возможных пользователей, режиму охраны и т.д.
Достоверной информацией о состоянии окружающей среды является: 1)неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагает или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды в пределах их компетенции; 2)вся информация, которая опубликована в СМИ; 3)все ответы верны.
В нормативно-правовых актах и литературе выделяют следующие требования к экологической информации: 1)достоверность; 2)противоречивость; 3)своевременность; 4)полнота.
Экологическая информация включает в себя данные: 1)о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов; 2)о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и об их источниках; 3)о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных.
Существует ли в России специальный закон о доступе к экологической информации? 1)да; 2)нет; 3)многие Федеральные законы, не относящиеся к экологическим, содержат положения, реализующие наряду с иными и данное право, либо обеспечивающие его защиту.
Юридическая ответственность за посягательства на экологическую информацию выражается: 1)в административных наказаниях; 2)в материальных наказаниях; 3)в уголовных наказаниях.
К источникам экологической информации относятся: 1)нормативно-правовые акты; 2)Конституция РФ; 3)государственные кадастры.
Экологически значимой является информация, которая: 1)отражает процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества; 2)необходима для целей охраны окружающей среды, т.е. должна быть использована при принятии экологически значимых решений во всех сферах и видах деятельности; 3)оба ответа верны.
В соответствии с ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» определены виды информации на которую запрещено устанавливать режим ограниченного доступа. Это 1) законодательство и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 2) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно - эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; 3)правильного ответа нет.
Основой для разработки экологического паспорта предприятия служат: 1)основные показатели производства; 2)проекты расчетов нормативов предельно допустимых воздействий на природу; 3)рекомендации по осуществлению мер охраны окружающей среды.
Декларация безопасности промышленного объекта: 1)это комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду; 2)это документ, содержащий разнообразную, в том числе экологически значимую, информацию о промышленном объекте; 3)это краткое описание технологии производства и сведения о экологически чистой продукции.
Правила предоставления и распределения информации включают: 1)право отдельных лиц на доступ к информации при презумпции ее открытости и общедоступности; 2)возможные условия доступа (платность, ограниченность); 3)обязанности по информированию (обязательному направлению информации ряду адресатов).
Защита прав граждан на экологически значимую и достоверную информацию осуществляется: 1)через суд; 2)через общественные организации.
Декларация безопасности промышленного объекта содержит: 1)сведения о местонахождении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта; 2)сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций; 3)сведения об эколого-экономической деятельности предприятия
Порядок разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды утвержден: 1)Правительством РФ; 2)Президентом РФ; 3)Конституцией РФ.
Полной информацией можно считать: 1)информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных полномочий; 2)всю информацию, которая характеризуется наибольшим множеством показателей.
В государственном докладе о состоянии окружающей среды используются: 1)сведения об использовании земельных ресурсов, о рекультивации земель; 2)сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуациях; 3)официальные данные государственной статистики и отчетности, кадастров природных сред и их мониторинга, другие материалы, а также аналитические разработки министерств и ведомств.
Устанавливаются ли запреты или ограничения на использование экологической информации: 1)да; 2)нет; 3)да, при условии ее использования в государственных, военных и коммерческих целях.
Государственными кадастрами природных ресурсов называется: 1)свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурсов, состав и категории пользователей; 2)свод нормативно-правовых актов, характеризующих качество и количество природных ресурсов, состав и категории пользователей; 3)свод нормативов качества окружающей природной среды.
В соответствии с законом «О государственной тайне» должностные лица, принявшие ограничивающие доступ к информации, которая не может быть закрытой (т.е. не является предметом гостайны) несут юридическую ответственность в зависимости от причинения обществу государству и гражданам материального и морального вреда: 1) дисциплинарную; 2) административную; 3) уголовную; 4)все ответы не верны.
Доступ граждан к экологически значимой информации осуществляется: 1)через правительственный орган, который может информировать граждан без их просьбы, по собственной инициативе; 2)по требованию граждан. 3)оба ответа верны.
Законом РФ «О средствах массовой информации» предусматривается: 1)граждане имею право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности органов государственной власти и организаций, общественных объединений, их должностных лиц по запросам редакций, а также путем проведения пресс - конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иных формах; 2)закон предоставляет право гражданам на оперативное получение информации, но нерегулируем вместе с тем деятельность СМИ по этому вопросу; 3)нет правильного ответа.
Под государственной тайной понимаются: 1)защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и опреративно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ; 2)защищаемые государством сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ; 3)защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной деятельности, сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Выберите правильное утверждение. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 24) 1)органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; 2)каждый получает необходимую для себя информацию, непосредственно затрагивающуюся его права и свободы самостоятельно, государственная и муниципальная власть этими вопросами не занимается; 3)все ответы верны.
Право граждан на информацию об экологических значимых факторах, влияющих на здоровье, окружающую среду предусмотрено: 1)ФЗ РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; 2)ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среды»; 3)ФЗ РФ «О защите прав потребителей» и «Градостроительном кодексе».
Экологический паспорт предприятия представляет собой: 1)документ, содержащий разнообразную, в том числе и экологическую, информацию о промышленном объекте; 2)сведения о местонахождении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта; 3)комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду.

Основная литература:

1.Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристь , 2003.- 668 с.

2.Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 584 с.

3.Кара – Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2004 . – 567 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года № ПР – 1895 (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 года № Пр – 1895) // Российская газета. – 2000. – 28 сентября.

5.Закупень Т.В., Соболь С.Ю. / Информация и ее правовое регулирование ("Журнал российского права", № 1, январь 2004 г.)

Дополнительная литература:

6.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003г.).

7.Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (в ред. федеральных законов от 09.01.1996 № 2–ФЗ, от 17.12.1999 № 212–ФЗ, от 30.12.2001 № 196–ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 766; Собрание законодательства РФ: 1996. – № 3. – Ст. 140; 1999. – № 51. – Ст. 6287; 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 2.

8.Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I "О государственной тайне" (в ред. федеральных законов от 06.10.1997 № 131–ФЗ, от 30.06.2003 № 86–ФЗ, от 11.11. 2003 № 153–ФЗ, с изм., внесенными Постановление Конституционного суда РФ от 27.03.1996 № 8–П, определениями Конституционного суда РФ от 10.11.2002 № 293–О, от 10.11.2002 № 314–О) // Собрание законодательства РФ: 1997. – № 41. – Ст. 8220–8235; 1997. – № 41. – Ст. 4673; 2003. – № 27. – Ст. 2700 (ч. 1); 2003. – № 46 (ч. 2). – Ст. 4449; 1996. – № 15. – Ст. 1768; 2002. – № 52 (2 ч.). – Ст. 5288; 2003. – № 6. – Ст. 549.

9.Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197–ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 19. – Ст. 685; Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 51. – Ст. 4970.

10.Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68–ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ред. от 28.10.2002) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 35. – Ст. 3648.

11.Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24–ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15–ФЗ) // Собрание законодательства РФ: 1995. – № 8. – Ст. 609; 2003. – № 2. – Ст.167.

12. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 года N 10 (с последующими изменениями и дополнениями) "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан"

13. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях\ под ред. Ю.М. Козлова.- Юристь, 2002.-1229 с. ( статья 8,5)

Наши рекомендации