Законодательных аспектов ее
Обеспечения
Охарактеризуем реальное состо-
яние экологической безопас-
ности.
1.Седьмая часть территории России
(где проживают 50 млн россиян, то
есть треть всего населения страны)
находится в неудовлетворительном
экологическом состоянии. Крайне не-
благоприятная ситуация отмечается
в Самаре, Волгограде, Нижнем Нов-
городе, Москве и Московской обла-
сти, Санкт-Петербурге, Архангельске,
Астрахани, Норильске, Новокузнецке,
Кемерове, Красноярске. В федераль-
ной целевой программе «Оздоровле-
ние экологической обстановки на реке
Волге и ее притоках, восстановление
и предотвращение деградации природ-
ных компонентов Волжского бассейна
на период до 2010 года», утвержденной
Постановлением Правительства РФ
от 24 апреля 1998 года, отмечалось:
«Природная среда (Волжского) реги-
Устойчивое развитие
подразумевает «стабильное
социально-экономическое
развитие, не разрушающее
своей природной основы»,
«обеспечивающее
сбалансированное решение
социально-экономических
задач и проблем сохранения
благоприятной окружающей
среды и природно-ресурсного
потенциала в целях
удовлетворения потребностей
нынешнего и будущих поколений
людей»
Из Концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию,
утвержденной Указом Президента РФ
№ 440 от 1 апреля 1996 года
Справка
Компетентность 3/54/2008
6 МЕНЕДЖМЕНТ
она подошла к рубежу необратимых
изменений… Загрязнение окружающей
среды в пределах Волжского бассейна в
3–5 раз превышает средние показатели
Российской Федерации».
2.Статистика свидетельствует: вы-
бросы в РФ загрязняющих веществ в
атмосферу от стационарных источни-
ков постоянно возрастают и превы-
сили показатели 2001 года на 101,6 %,
от автотранспорта — на 109,1 %. При
общем снижении в 2001 году (по срав-
нению с 2000 годом) сброса загряз-
ненных сточных вод в водные объек-
ты страны на 2,6 % наблюдается рост
объема сбрасываемых без очистки или
недостаточно очищенных сточных вод
на территории 34 субъектов РФ. На
начало 2003 года в результате хозяй-
ственной деятельности более чем на
треть увеличилась общая площадь на-
рушенных земель в Томской области и
в Республике Саха (Якутия), в Ханты-
Мансийском автономном округе — на
13 %, Республике Татарстан — на 9 %.
В 2001 году на промышленных пред-
приятиях образовалось 130 тыс. тонн
токсичных отходов (на 9,2 % больше,
чем в 2000 году), более половины из
них — в Кемеровской области, Красно-
дарском крае, Челябинской, Вологод-
ской и Волгоградской областях. (Для
сравнения: в 1994 году — 75,1 тыс.
тонн, в 1999 году — 108,1 тыс. тонн.)
В 2000 году обезврежено всего 2,6 тыс.
тонн отходов, тогда как в 1994 году —
6,8, а в 1999 году — 3,2 тыс. тонн.
3.Увеличивается число фактов неза-
конного уничтожения и порчи леса,
его самовольной вырубки. Только в
1999 году в лесах Федеральной служ-
бы лесного хозяйства России неза-
конно вырублено 620 тыс. кубомет-
ров; причиненный ущерб превысил
280 млн руб. По экспертным данным,
в одном только 1998 году лесорубы-
браконьеры украли у государства
9750 вагонов древесины. В 1999 году
зарегистрировано 260 случаев сброса в
лесные массивы промышленных отхо-
дов и химических веществ. Ежегодно в
России возникает до 30 тыс. лесных по-
жаров, причем 81 % из них происходит
по вине человека.
Подобное нарушение экологическо-
го баланса между природой и челове-
ком создает реальную угрозу существо-
ванию общества. При таком состоянии
реальной экологической безопасности
нельзя обойтись без жестких законода-
тельных мер. Рассмотрим их сущность.
В экологическом законодательстве
сформулировано множество требова-
ний экологической безопасности, на-
пример требования к проектированию,
строительству, эксплуатации пред-
приятий; требования при использова-
нии химических веществ; требования
к продукции, технике и т.п. Анализ
экологических требований позволяет
сделать вывод: все они в той или иной
мере сводятся к обязанности соблю-
дать и исполнять при осуществлении
любых видов хозяйственной или иной
деятельности нормативы качества
окружающей среды, сформулирован-
ные в статьях 19–33 Федерального за-
кона «Об охране окружающей среды»
[1].
Экологическая безопасность — осо-
бое социально-правовое явление. По-
нятие экологической безопасности
упот ребляется во многих законода-
тельных актах, активно используется в
политических, экономических, право-
вых и научных дискуссиях, что ука-
зывает на важность отражаемых этим
понятием явлений. Между тем единого
законодательного, однозначного науч-
ного определения этого явления не
существует. Поскольку дефинитивный
статус понятия «экологическая без-
опасность» остается неопределенным,
это затрудняет его правовую оценку,
Многоуровневое обеспечение
экологической безопасности должно
сопрягаться с реализацией Россией
единой концепции устойчивого социальноэкономического
развития как основы
и национальной безопасности, и реального
повышения качества жизни наших граждан
Компетентность 3/54/2008
МЕНЕДЖМЕНТ 7
решение вопросов, связанных с регу-
лированием соответствующих отноше-
ний и вопросов юридической ответ-
ственности.
В действительности специфические
явления и процессы, содержание кото-
рых должно быть обозначено особым
термином «экологическая безопас-
ность», существуют, они органически
связаны с явлениями и процессами
природопользования и охраны природ-
ной среды, частично из них вытекают,
но не совпадают с ними. Уже на по-
нятийном уровне очевидно, что речь
идет о «стыковом», пограничном меж-
ду экологией и безопасностью явле-
нии, не объясняемом в полной мере ни
экологией, ни безопасностью, но для
объяснения которого требуется синтез
знаний и того и другого.
Именно с таких позиций молодые
научные сотрудники Академии стан-
дартизации, метрологии и сертифика-
ции и Национального института нефти
и газа подходят в публикуемых статьях
данного выпуска журнала «Компетент-
ность» к вопросам обеспечения эколо-
гической безопасности. Главным в этом
подходе является его многоуровневый
характер, рассмотрение совокупности
«больших систем»: крупного предприя-
тия, мегаполиса, региона, государства в
целом.
При этом необходимо выделить
принципиально важное положение о
том, что многоуровневое обеспечение
экологической безопасности должно
сопрягаться с реализацией Россией
концепции устойчивого социально-
экономического развития как основы
и национальной безопасности, и реаль-
ного повышения качества жизни на-
ших граждан.