Экологическое управление: понятие, виды, функции
Статья 4 ФЗ об охране окр среды
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
· земли, недра, почвы;
· поверхностные и подземные воды;
· леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Управление этими процессами является очень сложной, комплексной, многофункциональной сферой.
Виды сферы управления:
1) государственное – федеральный уровень и уровень субъектов федерации; урегулировано в большой степени
2) муниципальное
3) отраслевое
4) корпоративное (внутрипроизводственное) - экологический менеджмент. Существуют международные стандарты, в частности, ИСО.
Функции гос управления (посм. в практикуме!!!!):
1) экологическое планирование – принятие различных программ, планов (целевые федеральные, муниципальные, программы субъектов и тд).
2) сбор, обработка, предоставление информации – экологический мониторинг – источник данной информации, очень тесно связаны. Еще одна форма: государственные доклады (ежегодные) о состоянии окружающей среды по субъектам или федеральный.
3) гос учет по 2м направлениям: гос учет природных ресурсов (отдельно вод (водный реестр предусмотрен ВК РФ), земель (Госреестр – выпал учет земель, теперь только как объект недвижимости), лесов, растительного и животного мира (кадастр объектов животного мира + ФЗ об охоте… охото-хозяйственный реестр) и тд) и гос учет источников негативного воздействия на окружающую среду
4) гос экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды - Росгидромет)
5) гос экологическая экспертиза (Росприроднадзор)
6) экологический надзор (18 июля 2011 г изменили везде слово «контроль» на «надзор»)
7) экологическое лицензирование – осуществляется по 2м направлениям: в сфере использования природных ресурсов (выдача лицензий на право пользования недрами, на добывание объектов животного мира + отнесенных к редким видам - Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения 1963, Вашингтон) ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой.
8) нормирование воздействия на окружающую среду.
Управлением не является законотворчество, судопроизводство и тд.
Управление осуществляется специально уполномоченными федеральными гос органами, либо соответствующими органами субъекта. Почему на 2-х уровнях? Ст. 72 Конституции – о предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Настина часть
Гос управление. Функции:
1) экологическое планирование: принятие программ, планов(федеральные, муниципальные, межмуниципальные, региональные и тд программы в сфере охраны окр среды)
2) информационная: сбор, предоставление и обработка инфо:
• эта функция связана с мониторингом окр среды: земельный, лесной, атмосферного воздуха и тд, функция закрепляется за определнным ведомством, например, земля за Росреестром
• гос доклад об окр среде (федеральный или по субъектам)
3) гос учёт. 2 направления:
• учет природных ресурсов : отдельно ведётся учет земель(государственный кадастр объектов недвижимости-это неправильно, так как земля это не зем участок), водных ресурсов(водный реестр), объектах животного мира(только диких животных-кадастр объектов животного мира), особо охраняемые природные территории ( кадастр веется на федеральном и региональном уровне)
• учет негативного воздействия на окр среду: стационарные источники выброса вредных веществ, отходов и тд(Росприроднадзор); хим вещества(пестициды) Гос регистр пестицидов. Цель учета: контроль за деятельностью, мониторинг, предоставление инфо.
4) мониторинг(наблюдение за состоянием окр среды) в сфере окр среды-понятие собирательное: мониторинг земельный, лесной и тд. Но ведется по всем объектам. Цель: осуществление управленческих функций(контроль). Осуществляется на федеральном, региональном уровне. Принимаются законы о мониторинге, например, ЗАКОН О мониторинге гор. Москвы. На федеральном уровне нет обязанности наблюдения за источниками в режиме реального времени, это вменяется субъектам хозяйственной деятельности.
5) гос экологическая экспертиза (проведение, осуществление РОСПРИРОДНАДЗОРОМ)
6) функция экологического надзора(раньше был контроль, теперь надзор)
7) лицензирование в сфере окр среды: осуществляется по 2 направлениям:
• в сфере использования природных ресуросов (лицензия на правопользование недрами и тд)
• в сфере охраны окр среды (выдача разрешение на выброс загрязняющих веществ, отходов и тд)
8) нормирование воздействия на окр среду
Управлением не явл функция законотворчество, судопроизводство итд.
Осуществляется федеральными органами или органами субъектов РФ. Ст 72 К РФ- о предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
➢ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование;
➢ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
➢ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды)
➢ функция учета в сфере окр среды