II. Освоение нового содержания и его применение
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Послушайте стихотворение И. Сурикова и скажите, о каком времени года в нем говорится. Докажите свой ответ примерами из текста.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
(Лето.)
– Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе с приходом лета.
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику (с. 54–55).
– Прочитайте пословицу в учебнике и объясните ее значение. Когда начинается лето?
– По календарю лето начинается 1 июня. Ученые-астрономы считают началом лета 22 июня – день летнего солнцестояния, когда солнце поднимается выше всего на небе. А ученые-фенологи, изучающие закономерности и периодичность явлений в жизни животных и растений, связанные со сменой времен года, считают, что лето начинается, когда отцветут и осыплются в садах белые и розовые цветы яблонь, а в лесу на низеньких кустарниках с твердыми глянцевыми листочками распустятся цветы брусники.
– Перечислите названия летних месяцев. (Июнь, июль, август.)
– А теперь угадайте, о каких летних месяцах говорится в загадках и какие признаки этих месяцев в них указаны.
Теплый длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь.)
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?
(Июль.)
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи?
(Август.)
– Какие признаки лета указаны в этих загадках?
– Сравните центральный рисунок с рисунком левой полосы. Перечислите основные признаки наступления лета. (Последний лед давно растаял; солнце так нагрело водоем, что можно купаться; птицы весной вили гнезда, а сейчас уже выкармливают птенцов; заяц стал совершенно бурым; из дупла выглядывает подросший бельчонок; все деревья покрыты густой ярко-зеленой листвой; цветут травянистые растения, порхают бабочки.)
2. Фронтальная работа.
– Какие дни летом? (Ответы учащихся.)
– Да, световой день стал длиннее, дни жаркие и теплые, летний дождь приносит прохладу, но воздух вновь быстро прогревается, а если и дует ветер, то он не холодный. Летом появляются запахи первых поспевших садовых фруктов, запах летнего дождя, свежего лесного воздуха, запах цветущего поля. Появляются и летние звуки: звон ручейка, плеск воды, шум леса на ветру, гром, стрекотание кузнечиков, пение птиц.
– А как поют птицы? Послушайте отрывок из рассказа Э. Шима «А как поют птицы».
Учитель читает рассказ.
«У каждой птицы своя песенка. Каждая песенка на что-то похожа.
Вот синица в черной шапочке поет так, будто капельки в воду роняет: «День-день-день!»
Вот зяблик с пестрыми крылышками засвистел, будто в дудочку: «Тюрли-тюрли-фиу!»
Вот сорока с длинным ступенчатым хвостом застрекотала, будто деревянная трещотка: «Тр-р-р-р!»
– Эй, жаворонок! Спустись пониже, дай послушать твою песенку! На что она похожа?
– На колокольчик! На колокольчик! На стеклянный звонкий колокольчик, подвешенный к небу на ниточке!»
– Какие новые звуки и новые запахи мы улавливаем летом?
Только в лес мы все зашли –
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Снова дальше мы идем.
Перед нами – водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко,
Нам становится легко.
3. Работа по учебнику (с. 54–55).
– Рассмотрите рисунок в верхнем правом углу. Что делают Миша и Маша? (Работают в огороде.)
– Какую помощь вы можете оказать взрослым летом? (Сбор ягод с куста, овощей с грядки; прополка сорняков; полив цветов.)
– Какие овощи и фрукты можно собирать летом?
4. Сценка «Фруктовый сад».
Садовник. Пролетает время быстро,
Снова лето у ворот!
К вам пришел на урок
Фруктов дружный хоровод.
Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд!
Все. Вместе мы – фруктовый сад!
Вишни. Мы спелые вишни,
Мы к ребятам вышли.
Мы вишенки-сестренки,
Веселые девчонки.
На дереве росли мы,
Но стало скучно нам,
Решили мы все вместе
Прийти на праздник к вам.
Слива. Слива я лиловая,
Спелая, садовая.
Для себя в своем саду
Дело я всегда найду.
Никогда я не тужу
И со всеми я дружу.
Яблоко. Яблочко я наливное,
Симпатичное такое.
Не сидится мне на месте,
И сегодня мы все вместе
Собрались к вам на урок,
С вами провести часок.
Груша. Я спелая грушка,
Яблоку подружка.
Мы в одном саду росли,
Вместе в гости к вам пришли.
5. Кроссворд «Какого цвета лето?».
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 |
1) Сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. Что это?
2) Сильный дождь с крупными каплями. Что это?
3) Яркая вспышка электрического света, прочерчивающая ломаную линию по небу. Что это?
4) Полевой синий цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую и синюю краску. Какой это цветок?
5) Летним вечером или ночью на небе можно увидеть отдельные вспышки. Что это?
6) В небе раздается громкий звук, словно пушечный выстрел.
Что это?
7) Бабочек называют чешуекрылыми. Чем покрыты их крылья?
Ответы: 1) гроза; 2) ливень; 3) молния; 4) василек; 5) зарницы; 6) гром; 7) чешуйки.
Ключевое слово: зеленое.
6. Экологическая остановка «Приметы лета».
– Ребята, давайте заглянем в летний лес. Что же там происходит?
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Там черных деревьев стоят батальоны,
Там елки как пики, как выстрелы – клены.
Их корни как шкворни, сучки как стропила,
Их ветры ласкают, им светят светила.
Там дятлы, качаясь на дубе сыром,
С утра вырубают своим топором
Угрюмые ноты из книги дубрав,
Короткие головы в плечи вобрав.
Рожденный пустыней, колеблется звук,
Колеблется синий на нитке паук.
Колеблется воздух, прозрачен и чист,
В сияющих звездах колеблется лист.
И птицы, одетые в светлые шлемы,
Сидят на воротах забытой поэмы,
И девочка в речке играет нагая
И смотрит на небо, смеясь и мигая.
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Н. Заболоцкий
«Прошла весна. Соловей допел свои последние песни, да и другие певчие птички почти все перестали петь. Только варакушка еще передразнивала и перевирала голоса и крики всяких птиц, да и та скоро должна была умолкнуть. Одни жаворонки, вися где-то в небе, невидимые для глаз человеческих, рассыпали с высоты свои мелодические трели, оживляя сонную тишину знойного, молчаливого лета. Да, прошла голосистая весна, пора беззаботного веселья, песен, любви! Прошли «летние повороты», то есть 22 июня; поворотило «солнышко на зиму, а лето на жару», как говорит русский народ».
– Послушайте пословицы и поговорки о летних месяцах и объясните их смысл.
· В июне день – с год.
· В июне едымало – да жить весело: цветы цветут, соловьи поют.
· В июне заря с зарею сходится.
· В июне каждый кустик ночевать пустит.
· В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую – домой несут.
· В июне праздник в бору: цветут сосна и ель.
· Июнь грозами богат.
· Июнь – месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.
· Июнь – самый светлый месяц года.
· Проводит июнь на работу, отобьет от плясок охоту.
· Пришел июнь – на рыбалку плюнь.
· Пришел июнь-разноцвет – отбоя от работы нет.
· В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно.
· В июле на поле густо, а в амбаре пусто.
· Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.
· Июль молнии мечет, дубы калечит.
· Июль косит и жнет, долго спать не дает.
· Июль – перелом лета, месяц красного цвета.
· Июль – сладкоежка: щедр на душистые ягоды.
· Июль славен сенокосом.
· Не топор кормит мужика, а июльская работа.
· Плясала бы баба, да макушка лета настала.
· Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.
· Шелудивое порося и в июле зябнет.