Информация по оценке знаний обучающихся. Современные экологические знания базируются на материалах таких наук, как:ботаника, зоология, генетика
Пререквизиты
Современные экологические знания базируются на материалах таких наук, как:ботаника, зоология, генетика, географии, геология, физика, химия, математика.
Постреквизиты
Изучениепредмета «экология и устойчивое развитие» в последующем будут необходимы при изучении дисциплин «экологическое право», «международное экологическое право», что обусловливает его связь со многими дисциплинами, изучаемые в вузе.
Характеристика дисциплины
В современном мире экологические проблемы по своему общественному значению вышли на одно из первых мест. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному воздействию на окружающую среду.
Окружающая природная среда определяет уровень антропогенного воздействия на социально-экономическое развитие общества, влияние окружающей среды на здоровье и условия жизни, развитие производства и сферы обслуживания.
Цель изучения дисциплины:
Формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и тем самым способствовать устойчивому развитию биосферы.
Задачи курса:
· Изучить основные закономерности функционирования живых организмов экосистем различного уровня организации биосферы в целом их устойчивости.
· Сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека особенно в условиях интенсификации природопользования.
· сформировать у студентов широкий комплексный объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии охраны окружающей среды и устойчивого развития
· сформировать современные представления о концепциях стратегиях и практических занятиях устойчивого развития в различных странах и Казахстана.
· Дать студентам знание основных экологических категорий и понятий, размеров экологического кризиса и путях выхода из него, представление о природоохранных мероприятиях.
Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум)
Наименование модуля: Охрана здоровья и окружающей среды
Наименование дисциплины модуля: Охрана здоровья и окружающей среды | ||||
№ тем | Лекционные занятия | Семинарские, практические, лабораторные занятия (лабораторный практикум) | ||
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля | Объем в часах | Темы и вопросы содержания дисциплины модуля | Объем в часах | |
1. Экология и ее роль в реализации концепции устойчивого развития 1.1. Определение экологии как науки, ее цели, задачи и взаимосвязь с другими науками 1.2. Экологические проблемы, их место и роль в современных экономических и политических тенденциях 1.3. Определение понятия «Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития. | 1 час | 1. Введение. Предмет и содержание экологии. 1.1. Определение экологии как науки, краткая история развития науки. 1.2. Элементы экологии с древнейших времен до конца 18 в. Работы А. Гумбольдта, Ч. Дарвина, К.Ф.Рулье, Н.А. Северцова и др. Определение экологии Э.Геккелем. 1.3. Основные разделы экологии: аутэкология, демэкология и синэкология. 1.4. Взаимосвязь экологии в решении современных экономических и политических проблем. | 1 час | |
2. | 2.Экология особи-аутэкология. Экология популяций. 2.1.Организм и условия его обитания. 2.2. Экологические факторы и их классификация. 2.3. Закон минимума Либиха 2.4. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. 2.5.Статистические характеристики популяций. 2.6 Динамические характеристики популяций. Регуляция численности популяции. | 1 час | 2.Уровни организации живых систем. 2.1. Организм и условия его обитания. 2.2.Экологические факторы и их классификация. 2.3.Специфические особенности действия антропогенного фактора. 2.3. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. 2.4.Стенобионтные и эвриобионтные организмы. 2.5.Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды. | 1 час |
3. | 3.Экология сообществ синэкология . 3.1.Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. 3.2.Энергетический баланс биосферы. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. 3.3.Первое и второе начало термодинамики. Круговорот углерода, азота, кислорода и других химических элементов, круговорот воды. 3.4.Формы межвидовых связей (нейтрализм комменсализм протокоперация мутуализм хищнечество паразитизм) 3.5. Принцип конкуретногто исключения Г.Ф. Гаузе. Правила 1% и 10 % энергии Линдемана. 3.6. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. | 1 час | 3.Биотические сообщества. 3.1.Видовая структура биоценоза. Нарисовать схему консорции дерева. 3.2. Пространственная структура биоценоза. Нарисовать схему лесного биоценоза. 3.3.Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе. | 1 час |
4. | 4. Трофическая структура биоценоза. 4.1.Пищевые цепи и трофические уровни в экосистеме.Экологические пирамиды (численности биомассы и энергии). 4.2. Естественное развитие экосистем; первичная и вторичная. Целостность и устойчивость экосистем 4.3. Естественное развитие экосистем; первичная и вторичная. 4.4.Целостность и устойчивость экосистем | 1 час | 4.Экологические системы. 4.1.Нарисовать схему переноса вещества и энергии. Концепция экосистемы. 4.2. Нарисовать схему пищевой цепи в озере. 4.3. Нарисовать схему пищевой взаимосвязи организмов в экосистеме. Принцип биологического накопления. 4.4.Экологические пирамиды. Цикличность экосистемы. 4.5.Экологическая сукцессия. Сукцессионные процессы и климакс. | 1 час |
5. | 5. Биосфера и ее устойчивость 7.1.Формирование концепции биосферы. Эволюция биосферы. 7.2. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Концепция живого вещества. 7.3. Выявление глобальной роли живого вещества. 8.1. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. 8.2. Основные биохимические законы В.И. Вернадского. Современная биосфера. 8.3.Рост производства и нагрузки на окружающую среду. | 1 час | 5.Формирование концепции биосферы. 5.1.Учение В.И. Вернадского о биосфере. 5.2. Концепция живого вещества. Выявление глобальной роли живого вещества. 5.3. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. 5.4.Основные биохимические законы В.И. Вернадского. Современная биосфера. 5.5.Рост производства и нагрузки на окружающую среду. | 1 час |
6. | 6.Концепция Устойчивого развития. Международно-правовые принципы сотрудничества в решении экологических проблем. Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан 6.1. История возникновения понятия Устойчивое развитие. Факторы Устойчивого развития. 6.2. Уровни Устойчивого развития. 6.3.Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. 6.4. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития. 6.5.Экологическое образование и воспитание Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан населения РК. 6.6. Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития. | 1 час | ||
7. | 7.Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития. 7.1.Классификация природных ресурсов; исчерпаемые неисчерпаемые возобновимые и невозобновимые. 7.2. Рациональное природопользование 7.3.Малоотходные и безотходные технологии. 7.4. Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества | 1 час | ||
8. | 8.Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. 8.1.Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях развития. 8.2. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. 8.3. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный аграрный промышленный информационный) | 1 час | ||
9-10. | 9-10.Социально экологические проблемы современности и устойчивое развитие 9.1.Мировая продовольственная проблема и пути решения. 9.2. Факторы влияющие на рождаемость. Рост населения и изменения его качества. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. 9.3. Роль Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (ФАО) в решении социально-экологических проблем. 10.1.Факторы влияющие на рождаемость. Рост населения и изменения его качества. 10.2. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. 10.3. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. 10.4.Мировая продовольственная проблема и пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. 10.5.Изменение генофонда возрастание общей агрессивности среды. Войны и терроризм. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. | 1 час | 9-10 Социально экологические проблемы современности и устойчивое развитие 1.Мировая продовольственная проблема и пути решения. 2.Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. 3. Изменение генофонда возрастание общей агрессивности среды. 4.Войны и терроризм. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. | 1 час |
11. | 11.Глобальные экологические проблемы современности 11.1.Изменение климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди. 11.2. Сокращение биоразнообразия. Загрязнение мирового океана, причины их возникновения и последствия. 11.3. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. 11.4. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их экологические последствия. | |||
12. | 12.Охрана природы и устойчивое развитие. 12.1.Принципы и методы охраны окружающей среды. 12.2. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. 12.3. Биосферные резерваты. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. 12.4.Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан. 12.5.Проблемы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. 12.6.Социально-экологические проблемы Приаралья. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. 12.7.Экологический мониторинг принципы его организации. 12.8.Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды | |||
Всего: | 12ч. | 6ч. | ||
Наименование дисциплины модуля: Экономические основы природопользования | ||||
1. | Введение в курс: Экономические основы природопользования. 1.1.Экономика природопользования как теоретический фундамент современной экологической политики. 1.2.Предмет курса. Объект анализа. 1.3.Основные задачи эколого-экономического микроанализа. 1.4.Основные задачи эколого-экономического макроанализа. 1.5.Основные задачи экономики природопользования на международном и глобальном уровне. | 1 час | Задачи и основные понятия экономики природопользования. 1.1. Основные понятия: окружающая природная среда, природные условия и природные ресурсы, экологическая система, биогеоценоз, биосфера и ноосфера, рациональное природопользование, эмиссия загрязняющего вещества, эмитент и реципиент и т. д. 1.2. Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые, возобновимые, невозобновимые, заменяемые, незаменимые. 1.3. Методология эколого-экономического анализа. Экономика благосостояния и ее инструменты анализа. | 1 час |
2. | Экономическая система и окружающая среда: взаимосвязь и противоречия. Концепция устойчивого развития 2.1 Основное уравнение материального баланса. Первый и второй законы термодинамики. 2.2.Основные концепции взаимосвязи между экономическим и экологическим развитием: фронтальная экономика, концепция охраны окружающей среды, концепция умеренного развития, экотопия, концепция гармоничного развития общества и природы. 2.3.Понятие и критерии устойчивого развития. Основные индикаторы устойчивого развития. | 2 часа | Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан 2.1.Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан. 2.2.Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития. 2.3.Рациональное природопользование 2.4.Охарактеризуйте понятия слабой и сильной устойчивости. | |
3. | Экологические издержки производства: природоохранные издержки и эколого-экономический ущерб. 3.1. Экономические функции окружающей среды и альтернативные издержки ее использования 3.2. Экологические издержки 3.3. Анализ и расчет экономического ущерба от загрязнения и деградации окружающей среды 3.4. Модель оптимального пользования окружающей средой | 1час | Экономические издержки производства и экономический оптимум пользования экологической средой. 3.1.Природоохранные издержки: суммарные, средние и предельные природоохранные издержки. 3.2.Эколого-экономический ущерб и проблемы его измерения. Эколого-экономический ущерб в натуральном и денежном выражении. 3.3.Модель оптимального пользования благами и услугами окружающей среды. Компромисс между целями экономического развития и обеспечения экологической безопасности. | 1 час |
4. | Макроэкономические аспекты экономики природопользования 4.1.Экологический и природно-ресурсный факторы в системе макроэкономических показателей. Национальное богатство. 4.2.Учет экологического фактора в системе национальных счетов. Экологические счета. 4.3.Природопользование и охрана природы как сфера современной экономики. Экологический бизнес. 4.4.Основные показатели ресурсоемкости и экологичности производства. Отраслевые особенности загрязнения окружающей среды. | 2 часа | ||
5. | Экономическая оценка природных ресурсов и эффективность природоохранной деятельности. 5.1. Основные методы экономической оценки экологических благ и природных ресурсов 5.2. Методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды 5.3. Показатели эффективности природоохранных мероприятий 5.4. Учет факторов времени, риска и неопределенности. | 1час. | 1час | |
6. | Использование и охрана возобновимых природных ресурсов. 6.1.Земельные ресурсы и их использование для развития сельского хозяйства. 6.2.Структура и динамика земельных ресурсов. 6.3.Лесные ресурсы. Лесной фонд и его структура. Состав, виды и размещение лесных ресурсов. | 1 часа | Экономические принципы пользования природными ресурсами 6.1.Классификация природных ресурсов по месту в природных системах и особенностям их хозяйственного пользования. 6.2.Оценка природных ресурсов как национального богатства Казахстана. 6.3.Естественное, искусственное и экономическое плодородие почвы. Мероприятия по повышению плодородия. Эрозия почвы и борьба с ней. Мелиорация, рекультивация почвы. Задачи рационального землепользования. 6.4.Воспроизводство лесных ресурсов. Основные направления рационализации использования лесных ресурсов. | 1 час |
Всего: | 8 часов. | 4 часа. | ||
Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС
Наименование дисциплины модуля: | ||||||
№ тем | СРСП | СРС | ||||
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля | Сроки сдачи (неделя и объем в часах) | Форма проведения | Темы и вопросы содержания дисциплины модуля | Сроки сдачи (неделя и объем в часах) | Форма контроля | |
1. | Введение в науку экология 1.1.Цели, задачи и методы, предмет изучения экологии 1.2.История развития экологии. 1.3.Взаимосвязь экологии с другими науками 1.3. Классификация экологической науки. | 1 час, 3-я неделя | Подготовиться к устному ответу, составить таблицу «Этапы становления экологии как науки». | Природа моего края | 2 часа, 3-я неделя | Подготовить презентацию по теме. |
2. | Экология особи-аутэкология 2.1.Среда обитания 2.2.Адаптации организмов к условиям среды 2.3.Закономерности действия экологических факторов 2.4.Характеристика основных экологических факторов 2.5.Биологические ритмы Жизненные формы организмов. | 1 час, 4-я неделя | Подготовить презентацию по теме. | Состояние энергетики Казахстана. 1.Сегодняшнее техническое состояние энергетики. 2.Состояние гидроэнергетических ресурсов. 3.Состояние атомной энергетики, научно-технический прогресс в электроэнергетике. 4. Современное состояние топливно- энергетического комплекса, производство электроэнергии, и развитие Казахстанской энергетики. | 2 часа, 4-я неделя | Подготовить презентацию по теме. |
3. | Основные формы межвидовых связей в экосистеме. 3.1.Формы межвидовых связей (нейтрализм комменсализм протокоперация мутуализм хищнечество паразитизм) 3.2. Принцип конкуретного исключения Г.Ф. Гаузе. Правила 1% и 10 % энергии Линдемана. 3..3. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. | 1 час, 5-я неделя | Подготовиться к устному ответу, составить таблицу «Формы межвидовых связей», уметь показать в виде схемы круговорот хим.элементов | Международное сотрудничество в области экологии 1.Международные объекты охраны окружающей среды. 2.Международная экологическая конференция 1972 г. 3.Экологические Саммиты 1992. 2002 гг. | 3 часа, 5-я неделя | |
4. | Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. 4.1.Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях развития. 4.2. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный аграрный промышленный информационный) | 1 час, 6-я неделя | Подготовить таблицу: «Этапы антропогенного воздействия на окружающую среду» | Проблемы лесов. 1.Лесные ресурсы, экономико- экологическое значение леса. 2.Причины и последствия сокращения лесов. 3.Охрана и восстановление лесов. 4.Лесные ресурсы Казахстан (состав, современное состояние). | 3 часа, 6-я неделя | Дискуссия. Подготовить сообщения. |
5. | Концепция Устойчивого развития 5.1.Факторы Устойчивого развития. 5.2.Стратегии и принципы устойчивого развития 5.3. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития | 1 час, 7-я неделя | Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | Парниковый эффект 1. Сущность парникового эффекта 2. Последствия парникового эффекта 3. Пути снижения воздействия парникового эффекта на состояние климата Земли 4.Киотский протокол (суть и цели данного документа, история его составления и подписания. | 3 час, 7 -я неделя | Работа в малых группах, работа с текстом. |
6. | Глобальные экологические проблемы современности 6.1.Загрязнение мирового океана, причины их возникновения и последствия. 6.2. Изменение климата. 6.3.Разрушение озонового слоя. 6.4.Кислотные дожди. | 1 час, 8-я неделя | Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | Поблема опустынивания 1.Причины опустынивания. 2.Роль человеческой деятельности в формировании пустынь 3.Опустынивание в Казахстане 4.Меры борьбы с опустыниванием | 3 часа, 8-я неделя | Подготовить презентацию. Работа в малых группах. |
7. | Социально экологические проблемы современности и устойчивое развитие. Охрана природы и устойчивое развитие. 7.1.Факторы, влияющие на рождаемость. Рост населения и изменения его качества. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. 7.2. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема и пути решения. 7.3.Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. Изменение генофонда возрастание общей агрессивности среды. Войны и терроризм. | 1 час, 9-я неделя | Биологическое разнообразие1.Биологическое разнообразие земного шара. 2.Биологическое разнообразие растительного и животного мира Казахстана. | 3 часа, 9-я неделя | Необходимо выбрать один вид растения или животного и подготовить презентацию. Работа в малых группах. | |
8. | Охрана природы и устойчивое развитие. 8.1.Принципы и методы охраны окружающей среды. 8.2. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. 8.3. Биосферные резерваты. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. | 1 час, 10 -я неделя | Подготовить сообщения, | Заповедные территории Республики Казахстан. 1.История создания, флора и фауна заповедников Казахстана. 2.Национальные парки Казахстана, цель создания, значение. 3.Классификация, история создания, заказников Казахстана | 3 часа, 10 -я неделя | Подготовить сообщения, |
9. | Экологический мониторинг 1.Цель мониторинга. 2.Объекты мониторинга. 3.Уровни мониторинга. 4.Органы уполномоченные проводить мониторинг. | 3 час,11-я неделя | Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | |||
Всего: 8 часов | Всего: 25 часов | |||||
Наименование дисциплины модуля: Экономические основы природопользования | ||||||
1. | Предмет, задачи и основные понятия экономики природопользования 1.1.Рациональное природопользование и охрана природы 1.2. Предмет и задачи природопользования и охраны природы 1.3. Мотивы рационального природопользования и охраны природы 1.4.Правила рационального природопользования и охраны природы | 1 час, 11-я неделя | Подготовить сообщения. Устный ответ. | Экологизация общественного сознания. 1.Антропоцентризм и экоцентризм. 2.Формирование нового экологического сознания. 3.Коэволюция 4.Деятельность «Римского клуба» | 4 часа, 12-я неделя | Работа в малых группах. Подготовить сообщения. Устный ответ. |
2. | Экономические издержки производства и экономический оптимум пользования экологической средой. 2.1. Экономические функции окружающей среды и альтернативные издержки ее использования 2.2. Экологические издержки 2.3. Анализ и расчет экономического ущерба от загрязнения и деградации окружающей среды 2.4. Модель оптимального пользования окружающей средой | 1 час, 12-я неделя | Дать определение основным понятиям, провести расчеты экономического ущерба на примере экологической катастрофы, либо экологического загрязнения. | Автотранспорт и экология города. 1 Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду. 2 Выбросы от автотранспорта в атмосферу. 3 Вредные вещества, загрязняющие атмосферу. 4.Распространение и трансформация автомобильных выбросов. 5 Влияние вредных веществ на организм. 6 Энергетическое загрязнение. 7. Шумовое воздействие . 8 Вибрации. 9. Электромагнитные излучения. 10 Автокатастрофы. | 4 часа, 13-я неделя | Подготовить презентацию по теме. |
3. | Экономический подход к концепции устойчивости развития. 3.1.Классификация природных ресурсов; исчерпаемые, неисчерпаемые возобновимые и невозобновимые. 3.2.Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития. 3.3. Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества | 2 часа, 13-я неделя | Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | Экологические проблемы Казахстана: 1.Экологические проблемы трансграничных рек: Иртыш и Или. 2.Экологические и социально- экономические проблемы озер Казахстана: Арал, Каспий и Балхаш. 3.Пути решения экологических проблем Казахстана. | 4 часа, 14-я неделя | Коллоквиум |
4. | Макроэкономические аспекты экономики природопользования 4.1. Экологический и природно-ресурсный факторы в системе макроэкономических показателей 4.2. Сфера природопользования и охраны окружающей среды, ее структура и современное состояние 4.3. Отраслевая структура загрязнения окружающей среды. | 2 часа, 14-я неделя | Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | Красная книга 1.Создание и ведение Красных книг. 2.Красная книга Международного Союза Охраны Природы. 3 Красные книги СССР и СНГ. 4. Красная Казахстана. | 4 часа, 14-я неделя | Подготовить презентацию. Работа в малых группах. |
5. | Загрязнение окружающей среды и его регулирование как пример практического применения инструментов экологической политики. 5.1. Контроль загрязнения окружающей среды и экологический мониторинг. 5.2.Основные показатели степени загрязнения окружающей среды 5.3. Экономическая эффективность малоотходных технологий | 1 час, 15-я неделя | Хранение и утилизация отходов 1. Размещение радиоактивных отходов 2.Требования безопасности при организации хранилищ 3. Перспективные способы повышения экологической безопасности промышленности. 4. Утилизация твердых отходов различного происхождения | 4 часа, 15-я неделя | Подготовить презентацию. | |
Всего: | 7 часов | Всего: | 20часов |
Список литературы
Основная
1. Чебышев Н.В. Основы экологии.Изд; Новая волна 2010г.
- Зырянова У.П., Кузнецов В. В., Лазарева В. Н. Экономика природопользования и природоохранной деятельности. Учебное пособие, Ульяновск, 2011г.
3. Короновский Н.В. 2011 Геоэкология: учебное пособие.Academia
4. Рейсмерс Н.Ф. Экология (Теория, законы, правила, принципы, и гипотезы) – М «Россия Молодая», 1994 г.
5. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006
6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006
7. Шилов И.А. Экология – М, Высшая школа, 2000 г
8. Тарасов А.О.Экология и охрана природы.-М.,1990
9. Радкевич В.А. Экология. Минск, Высшая школа, 1997 г.
10. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М, ЮНИТИ, 2000 г.
11. Мусина У.Ш. Теоритические основы охраны окружающей среды. Учебное пособие. Алматы КазНТУ, 2000 г.
12. Сагимбаев Г.К. Экология и экономика –Алматы, 1997 г.
13. Вронский В.А. Прикладная экология, учеб. пособие. – Ростов на Дону
14. Будько М.И. Глобальная экология. – М. Мысль, 1997 г.
15. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана – Алматы, Санат, 1995 г.
16. Экология.Учебник. Изд.2 – е / В.Н.Большаков, В.В.Колач и др./. М. 2005.
17. Колесников С.И. Эклогические основы природопользования. Ростов -на –Дону, 2009.
Дополнительная
1. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек, Учебное пособие. - М.,1998
2. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. - С-П.,1996
3. Экологический терминологический словарь. – Алматы издательство Рауан, 200 г.
4. Проблемы экологии в Казахстане. Министерство экологии и биоресурсов РК, Программа развития ООН, Алматы 1997.
5. Сборник докладов и тезисов научно-практического семинара. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение Природоохранной деятельности. М.: НИА-Природа, 2000. – 118 с.
6. Антропогенный антибиоз (экологический паразитизм, хищничество, подавление). М., РЭФИА, 2000. – 50 с.
7. Как спасти современный мир от экологической катастрофы. М.: НИА-Природа и РЭФИА, 2000. – 64 с.
8. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 302 с.
9. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 192 с.
10. Географические открытия земли: история и перспективы. М.: НИА-Природа, 2002. – 144 с.
11. Женщины – почвоведы. М.: НИА-Природа, 2003. – 440 с.
12. Природопользование при скважинной гидродобыче богатых железных руд. М.: НИА-Природа, 2001. – 384 с.
13. Экополис – город будущего. М.: Москва 2001. – 210 с.
14. Охрана окружающей среды. Сборник норм. Актов. 2004.
15. Экология. словарь-справочник. 2002.
16. Экологическая экспертиза / Питулько В.М. 2004
17. Интернет.
Глоссарий
Абиотическая среда (от греч. «а» и «bioticos»- живой) – совокупность неорганических условий обитания организмов.
Автотрофы (от греч. «autos» - сам, «trophe» - питание) – организмы, способные питаться неорганическими соединениями.
Адаптация (от греч. «adapto» - прилаживаю) – приспособление строения и функций организма к условиям существования.
Аменсализм – форма взаимодействия, при которой одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния.
Антропогенный – вызванный человеческой деятельностью, связанный с деятельностью человека.
Антропоцентризм (от греч. «anthropos» - человек, «kenton» - центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель мироздания.
Ареал(от греч. «area» - площадь) – область распространения данного таксона (вид, род, семейство) в природе.
Аутэкология– раздел экологии, изучающий взаимодействие отдельных организмов и видов со средой обитания.
Биогеохимические циклы – круговороты веществ; обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер.
Биогеоценоз – экологическая система, которая включает сообщества разных видов в определенных геологических условиях.
Биологическая разнообразие – количество живых организмов, видов и экосистем.
Биомасса– суммарная масса особей вида, группы видов, отнесенная к площади или объему местообитания.
Биосфера (от греч. «bios» - жизни, «sphire» - шар) – оболочка Земли, в которой живое взаимодействует с неживым.
Биотоп– пространство, которое занимает биоценоз.
Биоценоз(от греч. «bios» - жизнь, «koinos» общий) – совокупность популяций, приспособленных к совместному обитанию на данной территории.
Вид – естественная биологическая единица, всех членов которой связывает участие в общем генофонде.
Гербициды – химические веществ, используемые для борьбы с растениями – вредителями сельского хозяйства.
Гетеротрофы (от греч. «heteros» - иной, «trophe» - питание) – организмы, питающиеся растениями и животными.
Глобальный (от греч. «globus» - шар) – охватывающий всю Землю.
Гуманизм (от греч. «humanus» человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности.
Деградация (от фр. «degradation» - ступень) – ухудшение состояния, утрата качеств.
Демография (от греч. «demos» - народ, «grapho» - пишу) наука о народонаселении.
Дефолианты – химические вещества, вызывающие опадение листьев растений.
Дивергенция– усиление различий между близкородственными видами.
Живое вещество – совокупность всех существующих в данный момент организмов.
Загрязняющие вещества– поступающие в среду обитания вещества, которое приводят к нарушению функционирования экосистем.
Заказчик– охраняемая территория, в которой выполнение функции охраны природы сочетается с ограниченной хозяйственной деятельностью.
Заповедник (от «повеление») – охраняемая территория, в которой запрещена хозяйственная деятельность.
Индустриальная общество(от лат. «industria» - деятельность) – стадия развития общества, одной из основных характеристик которой является промышленное, товарное машинное производство.
Инсектициды – химические вещества, используемые для борьбы с вредными насекомыми.
Информация – мера неоднородности распределения материи.
Кислотные дожди– дожди, содержащие окислы азота и двуокись серы.
Комменсализм – форма взаимодействия, при которой пользу получает одна из двух взаимодействующих популяций.
Конвергенция– уменьшение различий между видами под влиянием эволюционного процесса.
Консументы (от лат. «consumo» - потребляю) – гетеротрофные организмы, главным образом животные, которые поедают продуцентов.
Кооперация – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе взаимодействующие популяции.
Коэволюция – совместная эволюция двух или нескольких видов жизни.
Красная книга– свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
Кризис – (от греч. «krisis» - решение, повторный пункт, исход) – затруднительное положение.
Культура – (от лат. «cultura» - возделывание) - совокупность всего специфически, что создается им как видом Homo sapiens.
Ландшафт – основная категория территориального деления географической оболочки Земли.
Лимитирующий фактор– фактор, ограничивающий существование организма.
Локальный (от лат. «localis» - местный) – относящийся к небольшой территории.
Мелиорация– улучшение естественных земель.
Местообитание – участок, занятый частью популяции и обладающий всеми необходимыми для ее существование условиями.
Метаболизм – обмен веществ организма с окружающей средой.
Моделирование – метод исследования, а другой предмет (модель), находящийся с ним в определенном соотношении.
Мониторинг (от лат. «monitor» - предостерегающий) – система наблюдений, на основе которой дается оценка состояния биосферы и ее отдельных элементов.
Мутация (от лат. «mutatio» - изменение) – изменение в генетическом коде, передающееся по наследству.
Мутуализм – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе популяции, причем они полностью зависят друг от друга.
Неолит (от греч. «neos» - новый, «litos» - камень) – новый каменный век (10-6 тыс. лет назад).
Неолитическая революция– коренное изменение в способе ведения хозяйства, выразившееся в переходе от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому.
Ноосфера (от греч. «noos» - разум, «sphaire» - шар) – сфера разума, возникающая в результате появления человека на Земле и его взаимодействия с природным окружением.
Облигатность – вынужденная связь, без которой популяция не может существовать.
Озоновый экран– слой атмосферы, лежащий на высотах от 7 км на полюсах и до 50 км (с наибольшей плотностью озона на высотах 20-22 км), с повышенной концентрацией молекул О3.
Органические соединения– вещества, включающие в свой состав углерод.
Палеолит – (от греч. «palios» - древний, «litos» - камень) – древнекаменный век (от 2-3 млн лет назад).
Парниковый эффект– повышение концентрации в атмосфере так называемых парниковых газов (углекислого газа и др.), поглощающих тепловое излучение земной поверхности, что приводит к потеплению климата.
Пестициды– вещества, используемые для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Популяция (от лат. «populus» - народ) – совокупность особей одного вида, которые населяют определенный участок территории в течение длительного времени.
Предельно допустимые выбросы (ПДВ)– максимальное количество вредных веществ, которые могут поступать в окружающую среду с территории данного предприятия.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) – количество какого-либо вредного вещества, которое может находиться в окружающей среде без значительного ущерба для здоровья человека.
Предельно допустимые суммы (ПДС) – суммарный показатель вредного воздействия загрязняющих факторов.
Предельно допустимые уровни (ПДУ)– уровень вредного физического воздействия (для электромагнитного и шумного загрязнения).
Природно-ассимиляционный потенциал– способность природной среды без ущерба для себя (т.е. для механизмов своего функционирования и самовосстановления) отдавать необходимую для человека продукцию и производить полезную для него работу.
Природно-ресурсный потенциал– часть природных ресурсов, которое может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека.
Продуктивность – суммарное количество биомассы, образующееся за данный период времени.
Продуценты (от лат. «producentis» - производящий) – автотрофные организмы, которые создают пищу из простых неорганических веществ.
Равновесие– состояние, при котором отдельные параметры системы неизменны или колеблются вокруг некоторого среднего значения.
Региональный (от лат. «regionalis» - областной) – относящийся к какой-либо определенной территории.
Редуценты (от лат. «reducentis» - возвращающий) – гетеротрофные, главным образом бактерии и грибы, разрушающие сложные органические соединения и высвобождающие неорганические питательные вещества, пригодные для использования продуцентами.
Рекреационные ресурсы– все явления, которые могут быть использованы для отдыха: климатические, водные, гидроминеральные, лесные, горные и т.д.
Рекультивация – возвращения земель в культурное состояние, способное давать урожай, или в естественное состояние.
Рециклирование - повторное использование отходов производства.
Симбиоз – форма взаимодействия, при которой обо вида получают выгоду.
Синэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие сообществ со средой их обитания.
Сообщество – совокупность живых организмов, входящих в данную экосистему.
Сопротивление среды – совокупность факторов, направленных на сокращение численности популяция или вид.
Среда обитания – совокупность условий, в которых существует данная особь, популяция или вид.
Структура (от лат. «structura» - строение) – совокупность связей между элементами системы.
Сукцессия (от лат. «successio» - преемственность) – процесс развития экосистемы от ее зарождения до гибели, сопровождающийся сменой существующих в ней видов.
Токсичные вещества (от греч. «toxikon» - яд) – вещества, вызывающие определенные болезни и нарушения.
Толерантность (от лат. «tolerantia» - терпение) – способность организма переносить влияния факторов среды.
Трофический – относящийся к питанию.
Урбанизация – процесс роста количества городов и увеличение числа городских жителей.
Устойчивое развитие-удовлетворение потребностей настоящего поколения не угрожая будущему поколению удовлетворять свои потребности.
Фито – относящийся к растениям.
Флуктуация – изменение какого-либо показателя под влиянием внешних или внутренних факторов.
Экологическая пирамида – графическое изображение соотношения трофических уровней. Может быть типов: численности, биомассы и энергии.
Экологический фактор– любой элемент среды, способный оказать прямое влияние на живые организмы.
Экология (от лат. «oikos» - дом, «logos» - учение) – наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.
Экосистема – система, которую составляет сообщество и окружающей средой.
Экотоп– место обитания сообщества.
Этика (от греч. «etos» - обучай, нрав) – одна из философских дисциплин, изучающая поведение людей.
Информация по оценке знаний обучающихся
Общая шкала оценки знаний
Аттестационная буквенная оценка | Цифровой эквивалент баллов | %-е содержание степени усвоения учебной дисциплины | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60,64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | неудовлетворительно |
Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:
В случае если модуль состоит из одной дисциплины, то итоговой оценкой по модулю является результат итогового контроля по данной дисциплине. При этом итоговая оценка включает оценки по видам работ, предусмотренных учебной программой дисциплины (практические, лабораторные, расчетно-графические, курсовые), рассчитывается по формуле:
,где
Р1 и Р2 – оценки первого и второго рубежного контроля;
Э – оценка за экзамен;
ИМ – итоговая экзаменационная оценка за модуль дисциплин
0,4 и 0,6 – соответственно коэффициенты весомости экзаменационной оценки и оценок рубежного контроля.
В случае если модуль состоит из нескольких компонентов, то экзамен проводится по основному компоненту (Эок), а по другим компонентам формой итогового контроля являются реферат, эссе, проектная работа или курсовая работа (Эдк), рассчитывается по формуле:
,где
Эок – экзамен по основному компоненту;
Эдк – экзамен по другим компонентам;
ККМ – количество компонентов модуля
0,4 и 0,6 – соответственно коэффициенты весомости экзаменационной оценки и оценок рубежного контроля.
ИМ – итоговая экзаменационная оценка за модуль дисципл