Программа участия общественности
Важным условием эффективного процесса участия общественности является его предварительное планирование. Фактически, речь идет о планировании и осуществлении программы участия общественности в процессе ЭО. В рамках такой программы должны быть сформулированы определенные цели процесса. С учетом этих целей могут быть выработаны критерии эффективности процесса, по которым организаторы могут на различных этапах оценивать и корректировать свои действия. Программа участия должна также предусматривать задачи и формы участия для каждого этапа процесса ЭО, план проведения отдельных мероприятий. Разработку такой программы целесообразно рассматривать и осуществлять как составную часть планирования процесса ЭО.
Цели и задачи процесса, отдельных этапов и мероприятий могут вырабатываться с учетом как требований законодательства, так и конкретных условий, включая особенности намечаемой деятельности, интересы и возможности различных групп общественности. Для того чтобы процесс взаимодействия сторон был эффективным, его цель должна быть известна всем участникам и, следовательно, декларирована организатором процесса. Например, такой целью может быть выработка проектных решений, наиболее приемлемых с экологической и социальной точек зрения, или выяснение предпочтений общественности и их учет при принятии проектных решений.
Не менее важен этот принцип и применительно к отдельным мероприятиям. Мероприятия или целые программы, цель которых неясна для участников, могут оказаться не только бесполезными, но и привести к обострению ситуации, породив нереалистичные ожидания, например, в случае, когда организатор проводит встречу для информирования населения, в то время как общественность полагает, что ее содержанием будет совместная выработка решений.
Разумеется, различные участники процесса общественного участия (в том числе организатор процесса) имеют свои собственные цели и интересы. Успех процесса существенным образом зависит от того, в какой мере цели различных групп и цели программы общественного участия совместимы, а также в какой мере окончательные решения отражают компромиссы, учитывающие различные интересы. Поэтому важной задачей организатора является анализ целей и интересов участников процесса. Именно на основе такого анализа может быть выработана как общая цель процесса, так и задачи конкретных мероприятий. Разумеется, процесс общественного участия вряд ли будет эффективным, если реальные цели организаторов или участников существенно отличаются от заявленных ими.
Задачи участия общественности на отдельных этапах ЭО, задачи конкретных мероприятий определяются их местом в общем процессе экологической оценки. Такими задачами могут быть, например:
· информирование;
· выявление общественных предпочтений;
· выработка идей, поиск решения проблем;
· получение комментариев и замечаний к проектным решениям;
· оценка альтернатив;
· преодоление конфликтных ситуаций и достижение консенсуса по тем или иным вопросам.
Поставленные задачи определяют выбор форм и методов участия. Существует множество форм участия общественности. Некоторые источники, посвященные их подробному и систематическому описанию, насчитывают до пятидесяти форм и методов (EBRD, 1995; Hancey J.R., 1981).
Одна из общих задач, возникающих в процессе ЭО, — информирование общественности. Эту задачу решают обычно с помощью публикации информационных материалов в прессе, подготовки теле- и радиопередач, распространения информационных листков, буклетов, аналитических брошюр. При подготовке публикаций следует учитывать местные особенности, уровень подготовленности населения к восприятию информации той или иной сложности, специфику социальных и этнических групп. Однако в случае масштабного проекта, вызывающего обеспокоенность общественности, этих форм может быть недостаточно даже для простого информирования. Полезными формами работы могут быть информационные семинары, организация посещений аналогичных объектов и т.п.
Ряд форм может использоваться в качестве инструмента получения информации от общественности. Это — различные формы консультаций (очные и телефонные), сбор письменных комментариев, “горячие линии” и т.п. Можно упомянуть также опросы общественного мнения, социологические исследования.
Наконец, ряд форм участия в той или иной мере подразумевает участие общественности в выработке решения, партнерство общественности и сторон, принимающих решение.
Общественные слушания— одна из наиболее формализованных и структурированных форм работы с общественностью. Слушания нередко преследуют несколько взаимосвязанных целей — информирование общественности, обсуждение различных точек зрения на проблему, выработку компромиссных, взаимоприемлемых решений. Они предполагают четкое определение темы обсуждений, предварительное распространение информации по обсуждаемой теме, документирование мероприятия. Успешные слушания, как правило, являются результатом значительных усилий, направленных на их подготовку. Круглый стол — менее формализованное мероприятие, предназначенное, в первую очередь, для организации открытой дискуссии. Задачи общественных слушаний и встреч за круглым столом сходны; разница состоит в масштабах, организации, оформлении результатов. Неформальные встречи в малых группах позволяют детально изучить позиции сторон, их цели и ценности. Например, в ходе подобных встреч могут быть выработаны предложения, которые затем станут предметом обсуждения в рамках общественных слушаний.
Сходы — традиционная форма работы с населением в небольших сообществах (поселки, деревни), не превышающих несколько тысяч человек. Сходы могут использоваться в целях информирования, для обсуждения проблем местного уровня, выработки подходов к их решению. В процессе участия общественности возможно также использование уже существующих механизмов общественного диалога, например специализированных консультативных или координационных советов при органах местного самоуправления. Такие советы с участием представителей общественности успешно действуют в ряде городов России.
В ряде стран также существуют специфические формы участия общественности, установленные национальным законодательством. Такова, например, общественная экологическая экспертиза в России. Подробнее она рассматривается во второй части книги.