Уровни звука, создаваемые средствами транспорта

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru

Электромагнитное поле (ЭМП) несет энергию, опреде­ляемую плотностью потока энергии I, Вт/м2. При излуче­нии сферических электромагнитных волн плотность потока энергии в зависимости от расстояния от источника опреде­ляется по формуле

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru ,

где Р - мощность источника, Вт; r - расстояние от источни­ка электромагнитного поля до расчетной точки, м.

Формула справедлива при условии, что r Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru λ2π, где λ - длина волны электромагнитного излучения, м. Длина вол­ны связана с частотой f, Гц, соотношением λf = с, где с - скорость распространения электромагнитных волн, м/с.

Опасные зоны источников ЭМП и излучений составляют:

1) для линий электропередачи (ЛЭП) с частотой 0 и 50 Гц в зависимости от напряжения:

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru

2) для электрифицированных железных дорог при на­пряжении 10—20 кВ защитная зона составляет соответственно 10 и 20 м;

3) для источников радиочастот СВЧ (f = 3·108 Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru 3·1011 Гц) защитная зона составляет 300 м.

Идентификация травмоопасных воздействий. Идентификациятравмоопасных воздействий предусматривает, прежде всего, оценку техногенного риска опасных производственных объектов (ОПО) при авариях.

Дляидентификации опасных объектов в России используют следующие нормативные документы:

1) Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов РД 03.418-01;

2) Методику прогнозирования масштабов загрязнения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте 17(52.04.253-90;

3)Положение о порядке оформления деклараций промышленной безопасности и перечень сведений, содержащихся в ней РД 03.315-99.

Основной подход к оценке техногенного риска ОПО, как правило, опирается на статистику аварий или на вероятный анализ: построение и расчет «деревьев событий» и «деревьев отказов». С помощью первых можно предсказать, во что может вылиться тот или иной отказ техники, а с помощью вторых - проследить все причины, которые способны его вызвать.

По анализу вероятности рассчитывают риск реализации каждогоотказа, а в итоге - общую вероятность (риск) ава­рии наОПО. Построить дерево отказов можно в соответствии срекомендациями РД 03.418-01.

Количественно анализ опасностей технических систем на основе оценки вероятности возникновения нештатных ситуаций упрощенно можно оценить с помощью формулы

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru ,

где λ - интенсивность отказов, 1/ч; τ - время эксплуатации.

Для некоторых технических систем интенсивность отка­зов приведена ниже:

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru При построении полей суммарного техногенного риска RΣ от воздействия нескольких технических средств в зонах защиты следует использовать соотношение

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru ,

где RTi - величина техногенного риска i-го источника в точ­ке селитебной зоны с координатами х и у; п - число источ­ников техногенной опасности, одновременно оказывающих опасное влияние в этой точке пространства.

Максимальное значение индивидуального риска (Rи) для человека в конкретной зоне его пребывания определя­ется суммированием величины естественного риска (Rест) в этой зоне с величиной индивидуального риска, возникаю­щего от действия всех техногенных источников в этой зоне пребывания RΣT, по формуле

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru .

Условие отсутствия травмоопасности описывается фор­мулой

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru ,

где Rи доп - допустимый (приемлемый) индивидуальный риск.

Приведенное выше соотношение для определения Rи справедливо при одновременно происходящих естественно-техногенных событиях.

При оценке негативного влияния ЧП необходимо пони­мать, что аварии и стихийные явления, характеризуемые на их первой стадии значениями риска, в дальнейшем могут со­здавать в жизненном пространстве чрезвычайные ситуации. Состояние опасностей на таких территориях и акваториях описывают величиной вредных факторов - концентрация­ми вредных веществ и значениями уровней интенсивности потоков энергии, обычно представленных в безразмерных единицах, кратных ПДК или ПДУ. Примером развития по­добных событий является авария на ЧАЭС.

Полученные значения потенциального техногенного ри­ска RT позволяют определить социальный риск Rc по фор­муле

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru ,

где φ(х, у) - плотность распределения людей на элементе территории dS; S - площадь территории, на которую рас­пространяется условие Rи > Rи доп.

Следует отметить, что принятые в РД 03.418-01 реко­мендации по учету исходных данных не являются достаточ­но полными, поэтому и результаты анализа требуют определенного уточнения. На конечный результат определения риска влияют плотность жилой застройки (школ, больниц, кинотеатров, транспортных развязок и т.п.), а также способы использования опасного вещества в технологическом процессе, поэтому расчетные уровни индивидуального рис­ки ОХО могут существенного изменяться. Как правило, многие объекты, отнесенные ранее к неопасным, меняют свой статус.

Так, например, расчеты показывают, что, в Москве общее количество объектов повышенной опасности (создающих уровень индивидуального риска выше 10-4) составляет 19 (в их число входят хладокомбинаты, водопроводные стан­ции, базы сжигания газа, мясокомбинаты, химические пред­приятия), а количество предприятий умеренного риска (10-4-10-6) - 53 (многие промышленные предприятия, пи­щевые комбинаты, холодильники и т.п.). Малоопасными (риск менее 10-6) являются 69 объектов (ТЭЦ, машиност­роительные и приборостроительные предприятия, типогра­фии и т.п.).

Эти обстоятельства весьма важны при оценке влияния ОПО на население. Если их учесть, то можно определить расчетные расстояния, на которых возможно нанесение ущерба здоровью населения при хранении предельно допустимых количеств веществ на ОПО (табл. 1.18).

Некоторые данные о реальной удаленности ОПО от населенных районов приведены ниже:

Уровни звука, создаваемые средствами транспорта - student2.ru

Определенные шаги по учету влияния запасов веществ на уровень опасности объекта уже сделаны. В соответствии с последними нормативными документами величина пре­дельного количества вещества может быть уменьшена (вплоть до 0,1 от предельного), если расстояние от объекта до селитебной зоны или зон большого скопления людей со­ставляет менее 500 м.

Таблица 1.18

Наши рекомендации