Инвестирование природоохранной деятельности

В соответствии с рекомендациями конференции Европейских статистиков, изложенными в Единой европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану окружающей среды (Париж, 13–17 июня 1994 г., документ СЕS/822), различают две конкретные формы природоохранной деятельности:

текущая природоохранная деятельность;

природоохранные мероприятия.

Текущая природоохранная деятельность – это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения.

Природоохранные мероприятия – это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения.

В разрезе отдельных природных сред осуществляются следующие виды природоохранной деятельности:

защита атмосферного воздуха и климата;

охрана водных источников от загрязнения сточными водами;

управление отходами;

защита почвы и подземных вод;

борьба с шумом и вибрациями (исключая мероприятия внутризаводского характера);

защита биоразнообразия и ландшафтов;

защита от радиационного воздействия (исключая АЭС и военные объекты);

научные исследования и разработки;

другая деятельность по защите окружающей среды (общее управление охраной окружающей среды, образование, повышение квалификации специалистов, информационное обеспечение и пр.).

В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:

текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды;

затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения;

капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные);

затраты на содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, а также затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов ландшафта;

затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

затраты на содержание государственных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов);

затраты на международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Экспертные оценки специалистов свидетельствуют о том, что расходы, необходимые для стабилизации экологической обстановки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от загрязнения среды. Так, в экономически развитых странах оценки совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды колеблются сейчас в пределах 2-7% ВНП, а природоохранные затраты на протяжении последних 20-25 лет там выросли многократно и составляют 3-6% ВНП. В России же, по разным оценкам, суммарный экономический ущерб в начале 1990-х годов составлял 15–17% от ВВП при удельном весе совокупных природоохранных затрат не более 2%. В Белоруссии величина ущерба от загрязнения только воздушной и водной сред в 1998 г. была оценена в размере 4% по отношению к ВВП, что в 2,4 раза превысило затраты на охрану воздушного бассейна и водных ресурсов (а общие затраты природоохранного назначения в том же году составили 1,9% ВВП). При этом очевидно, что оценки ущерба сильно занижены относительно реально существующего в силу отсутствия необходимой информации, погрешностей статистической базы данных, методических трудностей определения реального ущерба от выбросов автомобильного транспорта и т.п. К сожалению, экономические возможности пока не позволяют нашим странам выделять финансовые ресурсы, необходимые для адекватного возмещения понесенного ущерба и ликвидации негативных экологических последствий своей хозяйственной деятельности. По-видимому, решение проблемы перекладывается на плечи наших потомков, которые будут вынуждены расходовать для этого значительную часть своего национального дохода.

Выбор природоохранных мероприятий требует всестороннего экономического обоснования экологических затрат, что имеет особо важное значение при ограниченности государственных средств и необходимости их использования с наибольшей отдачей в условиях перехода к рыночным отношениям. Для обоснования экономической целесообразности природоохранных мероприятий используются показатели эффективности затрат экологического назначения.

Наши рекомендации