Контейнеров и транспортных средств, частиц/см2 в мин
Эффективная доза облучения населения, обусловленная радиоактивными отходами, включая этапы хранения и захоронения, не должна превышать 10 мкЗв/год.
Защита от чрезвычайных техногенных опасностей. При чрезвычайных ситуациях на первое место выходят задачи защиты населения и территорий от чрезвычайно высоких уровней потоков негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших и восстановление повседневной жизнедеятельности.
К чрезвычайным техногенным и стихийным опасностям регионального масштаба относят:
• аварии на радиоактивно-опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ;
• взрывы и пожары;
• аварии на химически опасных объектах;
• аварии в топливно-энергетических системах;
• аварии на очистных сооружениях;
• аварии в системах ЖКХ;
• обрушение зданий и сооружений;
• гидродинамические аварии;
• крупные транспортные аварии;
• стихийные природные явления.
Особенности загрязнения окружающей среды при авариях на радиационно-опасных объектах. Ввиду того, что аварийные ситуации являются максимально опасными на АЭС, рассмотрим особенности загрязнений местности в случае аварий на объектах с ядерными компонентами на примере атомных станций.
Выбросы и истечения радиоактивных веществ из реактора характеризуются следующими основными поражающими факторами:
• газо-аэрозольная смесь радионуклидов распространяется в виде облака на сотни километров и испускает мощный поток ионизирующих излучений;
• радиоактивное загрязнение местности имеет длительный характер в результате разброса высокоактивных осколков ядерного топлива на территории АЭС и осаждения радиоактивных частиц из газо-аэрозольного облака.
При авариях на АЭС радиоактивное загрязнение имеет следующие особенности:
1) радиоактивное загрязнение местности и атмосферы имеет сложную зависимость от исходных параметров (типа и мощности реактора, времени его работы, характера аварии и т.д.) и метеоусловий, вследствие чего прогнозирование его возможных масштабов весьма затруднительно и носит ориентировочный характер;
2) смесь выбрасываемых из реактора радиоактивных веществ обогащена долгоживущими радионуклидами (плутоний-239, стронций-90, цезий-137 и др.), причем относительный вклад в общую активность излучающих изотопов с течением времени будет увеличиваться. В результате большие площади на длительное время окажутся загрязненными опасными радионуклидами, которые в последующем могут
быть вовлечены в миграционные процессы на местности;
3) малые размеры радиоактивных частиц (средний размер около 2 мкм) способствуют их глубокому проникновению в микротрещины и краску, что затрудняет проведение
работ по дезактивации;
4) пылеобразование приводит к поступлению в организм через органы дыхания мелкодисперсных продуктов деления;
5) осаждение высокоактивных осколков конструкций реактора и графита происходит как на территории АЭС, так и в виде пятен по следу облака;
6) стационарный характер источника загрязнения, продолжительность выбросов во времени на небольшую высоту (до 1,5-2 км) и частые изменения метеоусловий приводят
к азимутальной неравномерности загрязнения местности, изменению уровней радиации в отдельных районах во времени и образованию радиоактивных зон загрязнения в виде
пятен.
Особенности загрязнения окружающей среды при авариях на химически опасных объектах. Основными особенностями химических аварий является их непредсказуемость и внезапность, быстрое формирование облака АХОВ, распространяющегося на окружающую территорию, недостаточная контролируемость или полная неконтролируемость возникающих и протекающих при аварии процессов и сложностью обстановки, в которой должны проводиться аварийно-спасательные и другие неотложные работ (АС и ДНР). Кроме того, в зависимости от типа АХОВ загрязненный воздух или проникает в подвальные и другие заглубленные помещения и первые этажи зданий, или поднимается в верхние этажи зданий и верхние слои атмосферы. В связи с этим могут пострадать не только персонал аварийного объекта, но и население, проживающее по соседству с ним, а также окружающая природная среда. С другой стороны, поведение АХОВ при авариях во многом зависит от способа их хранения или транспортирования.
На ХОО обычно сосредоточено и значительное количество различных легковоспламеняющихся химически неопасных веществ. Кроме того, многие АХОВ сами относятся к легковоспламеняющимся веществам (аммиак, окись этилена, синильная кислота, окись углерода и др.), некоторые из них взрывоопасны (гидразин, окислы азота и др.), а некоторые, хотя и негорючи, но представляют значительную опасность в пожарном отношении (хлор, фосген, двуокись серы и др.). Эти обстоятельства следуют учитывать при возникновении аварий и пожаров на предприятиях. Более того, сам пожар может способствовать выделению различных ядовитых веществ. Например, горение полиуретана и других пластмасс приводит к выделению синильной кислоты, фосгена, окиси углерода, различных изоционатов, иногда диоксина и др. в опасных концентрациях, особенно в закрытых помещениях.
Таким образом, объекты с химически опасными компонентами могут быть источниками залповых выбросов АХОВ в атмосферу, сброса АХОВ в водоемы; «химического» пожара с поступлением токсических веществ в окружающую среду; разрушительных взрывов; химического заражения объектов и местности в районе аварии и на следе распространения облака АХОВ; обширных зон задымления в сочетании с токсичными продуктами.
Последствия химических аварий представляют собой совокупность результатов поражающего воздействия АХОВ и других сопутствующих поражающих факторов на объекты, население и окружающую природную среду. В результате химической аварии образуется зона химического заражения. Это территория, в пределах которой распространены или привнесены химически опасные вещества в концентрациях или количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени. Размеры этой зоны зависят от типа АХОВ, их выброшенного количества, метеоусловий и топографической особенности местности. Внешние границы зоны химического заражения обычно соответствуют пороговому значению токсодозы при ингаляционном воздействии на человека.
Организация защиты от ЧС. По тяжести последствий и масштабу распространения ЧС подразделяются на локальные, объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной (частной) относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия, жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит территориально и организационно за пределы территории производственного объекта или объекта социального назначения.
Объектовые ЧС ограничиваются пределами производственного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализированных формирований).
К местной ЧС относятся ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1000, но не более 5000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района, области, края, республики и устраняется их силами, средствами и другими ресурсами.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5000, по не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуаций и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.
К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС распространяется на несколько областей (краев, республик) или экономических районов.
К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает обширную территорию страны, но не выходит за ее границы
К трансграничной (глобальной) относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ в 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС, которая в 1995 г была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) для защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Сегодня деятельность Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС регламентируется постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов ее функционирования.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов
функционирования:
• режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
• режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
1) в режиме повседневной деятельности: изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях; ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
2) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
3) в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Большинство ЧС характеризуется внезапностью возникновения и скоротечностью развития, а, следовательно, и крайне ограниченным временем на организацию и проведение мероприятий по защите. С целью максимального снижения людских и материальных потерь в любых условиях обстановки, на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - объект) независимо от их организационно-правовой формы, заблаговременно разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. План действий определяет: объем, сроки, организацию и порядок выполнения мероприятий по предупреждению ЧС или снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, выполнение неотложных мероприятий по защите работников, населения, сельскохозяйственных животных, растений, материальных ценностей от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также организацию и ведение АС и ДНР. План включает два раздела:
1) краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. Первый раздел обычно разделяют на два подраздела:
1.1) перечень потенциальных опасностей на территории объекта и прилегающей к нему местности. В этом подразделе указываются: краткая характеристика объекта; предприятия, на которых возможны крупные аварии, производственные катастрофы, создающие опасность для нашего объекта; железнодорожные узлы, станции, где грузятся и через которые транзитом следуют вагоны с ХОВ и другими опасными грузами; территория, неблагополучная в эпидемиологическом, эпизоотическом отношении; численность работников,
попадающих в зоны поражения и ориентировочные потери; возможный ущерб промышленного и сельскохозяйственного производства;
1.2) перечень мероприятий, осуществляемых на объекте по предупреждению и снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий и их ориентировочный объем. Здесь указываются: мероприятия сил объектового звена и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий
крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите населения, сельскохозяйственных животных и растений, материальных ценностей, а также
проведению АС и ДНР;
2) выполнение мероприятий при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Второй раздел условно можно разделить на шесть подразделов:
2.1) мероприятия при угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности). В этом подразделе определяются: порядок оповещения органов управления, руководящего состава, работников и населения об угрозе возникновения ЧС; объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС; приведение в готовность сил и средств, имеющихся защитных сооружений, других заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений с целью подготовки к укрытию в них работников; подготовка к выдаче и выдача работникам средств индивидуальной защиты; приведение в готовность автотранспорта и загородной зоны для эвакуации или отведения работников объекта; проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемиологической защите; проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства;
2.2) мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайный режим). Этот подраздел должен включать в себя следующее: порядок оповещения органов управления, руководящего состава, работников и населения, проживающего на прилегающей к объекту территории о возникновении ЧС; организация разведки в зоне ЧС и прогнозирование обстановки; приведение в готовность и развертывание сил и средств объекта, привлекаемых к АС и ДНР, их состав, сроки готовности и предназначение, организация работ; защита работников; защита сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства (и другие мероприятия, их объемы, сроки, порядок осуществления и привлекаемые силы и средства);
2.3) обеспечение действий сил и средств объекта, привлекаемых для проведения АС и ДНР, а также для осуществления мероприятий по защите работников объекта, сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства, материальных ценностей. В этом подразделе указываются: мероприятия по всестороннему обеспечению лиц, привлекаемых для проведения АС и ДНР;
2.4) проведение АС и ДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения работников объекта. В подразделе предусматривается, какие силы привлекаются для проведения АС и ДНР, восстановления жизнеобеспечения помимо объектовых формирований, кто отвечает за приведение их в готовность;
2.5) взаимодействие с органами военного командования;
2.6) управление проводимыми мероприятиями и действиями в ЧС. Определяется порядок занятия комиссией по ЧС пункта управления, организация доведения информации до органов управления ГО и ЧС города (района). Доведение обстановки до работников и определение порядка их действий и правил поведения в очаге ЧС, организация связи со своими формированиями, а также с прибывшими с других объектов.
Защита от глобальных опасностей. Защита человека и природы от глобального негативного воздействия техносферы носит во многом правовой характер. Она основана, прежде всего, на принятии различных международных соглашений, протоколов и конвенций, направленных на регламентацию деятельности мирового содружества по снижению негативного влияния техносферы на природу и человека.
Начиная с 1970-х гг. в мире развернулось движение, направленное на решение проблем защиты (охраны) окружающей среды.
К основным проблемам глобального воздействия техносферы на ОС относят:
• перенос загрязнений атмосферного воздуха на большие расстояния;
• закисление окружающей среды, обусловленное кислотными осадками;
• парниковый эффект и потепление климата;
• разрушение озонового слоя;
• воздействие тропосферного озона;
• радиоактивное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы;
• загрязнение околоземного космического пространства.
Перенос загрязнений на большие расстояния. Многие загрязняющие вещества (аэрозоли, оксиды серы, ДДТ и др.) могут переноситься в атмосфере на значительные расстояния.
После чернобыльской катастрофы, показавшей практическую необходимость использования прогностических методов, которые учитывают процессы переноса, миграции и накопления загрязняющих веществ в континентальном и глобальном масштабах, в исследованиях по этой проблематике участвуют МАГАТЭ и Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН. Для оценки таких событий используются математические модели переноса, трансформации,
циркуляции потенциально опасных веществ в атмосфере и их последующего выпадения на поверхность Земли.
С целью наведения международного порядка в 1979 г. под эгидой ЕЭК разработана и принята Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния». Конвенция имеет чрезвычайное значение для улучшения экологической обстановки на европейском континенте.
Кислотные дожди. Большое внимание уделяется сокращению выбросов соединений серы как мере борьбы с подкислением природной среды. В 1985 г. подписан Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансграничных потоков. Обязательства России по этому документу должны были быть выполнены к 1993 г. Россия выполнила их досрочно к 1989 г. благодаря переводу топливно-энергетического комплекса на природный газ.
В 1994 г. Россия подписала еще один Протокол относительно дальнейшего сокращения выбросов серы. Обязательства по этому Протоколу предусматривали уменьшение выбросов серы на европейской территории России на 38% к 2000 г. и на 40% - в период к 2005-2010 гг. по отношению к уровню 1980 г. Эти обязательства также были фактически выполнены раньше, чем планировалось.
В 1988 г. был подписан Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков. Согласно Протоколу не позднее 31 декабря 1994 г. они не должны были превышать уровень годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство также выполнено Россией досрочно - к 1991 г. за счет спада производства.
Парниковый эффект. Важной вехой в мировой экологической политике, направленной на стабилизацию выбросов парниковых газов, была третья сессия Конференции сторон - участников рамочной конвенции по изменению климата ООН в Киото (Япония) в 1997 г. Протокол, подписанный в Киото (Киотский протокол), явился, несомненно, событием в мировой экологической политике. Основные предпосылки и позиции Протокола сводятся к следующему.
Поскольку использование невозобновляемых ресурсов, которые являются ограниченными, растет экспоненциально, так же как и население Земли, их применение должно находиться в состоянии равновесия с возможностями воспроизводства и переработки отходов экосистем. Для большинства малых газовых составляющих в атмосфере возможность переработки уже сейчас меньше желаемой, что подтверждается ростом концентраций долгоживущих парниковых газов. Отсюда вытекает центральная задача - снижение общих выбросов долгоживущих парниковых газов индустриально развитыми странами.
Согласно протоколу развитые страны и страны с переходной экономикой (включая Россию), подписавшие Протокол, должны в целом к 2008-2012 гг. сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 5% от уровня 1990 г. Для достижения указанного снижения суммарного уровня парниковых газов необходимо, чтобы в среднем за период 2008-2012 гг. уровень выбросов в США был снижен на 7%, в Японии - на 6%, в странах Европейского союза - на 8% ниже уровня 1990 г. Поскольку у России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на период 2008-2012 гг. установлен в 100% от уровня 1990 г., то от нее не требуется снижать выбросы в указанный период, но мы и не имеем права их превысить. В настоящее время выбросы России почти на 25% ниже уровня 1990 г. (Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 г). К сожалению, такая индустриально развитая страна, как США, Киотский протокол подписала, но не ратифицировала.
На встрече лидеров «большой восьмерки» в Италии в июле 2009 г. было принято решение о сокращении к 2050 г. выбросов СО2 на 50%, а в ведущих странах до 80% (Россия по экономическим соображениям не подписала итоговый протокол).
Однако существует и иная точка зрения на причину роста температуры воздуха на нашей планете. Ряд ученых считают, что он обусловлен изменением солнечной активности, вследствие чего и наблюдается повышенное поступление СО2 в атмосферу из биоты (моря, океаны, растительность). При такой трактовке процесса роста поступлений СО2 в атмосферу Земли учение о техногенном влиянии на климат через парниковый эффект становится неочевидным. Эта позиция во многом подтверждается сравнением масс СО2, поступающего а атмосферу: техногенные поступления по массе значительно уступают естественным.
С учетом вышесказанного становится понятно, почему Международная конференция по проблеме климата, состоявшаяся в Копенгагене (Дания) в декабре 2009 г, не пришла к согласованному мнению по вопросу влияния на климат парникового эффекта техногенного происхождения.
Проблема озонового слоя. В 1985 г. в Вене была принята Конвенция об охране озонового слоя, а в 1987 г. в Монреале подписан международный Протокол о сокращении выбросов озоноразрушающих веществ. Протокол предусматривал сокращение выбросов фреонов: на 20% - в 1993 г. и еще на 30% - к 1998 г. Данные мониторинга показывают, что, несмотря на ограничительные меры, принятые мировым сообществом в рамках Венской конвенции и Монреальского протокола, озоновый слой продолжает истощаться с более высокой интенсивностью, чем предполагалось: в пределах 0,5-0,7% в год от общего содержания. В отдельных районах количество озона в стратосфере сократилось в еще большей степени; в частности, в Антарктиде за период 1979-1992 гг. - примерно на 50% (1% уменьшения приводит к увеличению интенсивности ультрафиолетового излучения у поверхности Земли на 1,5%).
Аномалии озона, как по уровню его дефицита, так и по размерам затронутой территории, наблюдались в России в 1995 и в 1998 гг. По данным Росгидромета, в феврале 1995 г. над всем Северным полушарием, а особенно над рядом районов Восточной Сибири, вплоть до Урала, зарегистрировано рекордное уменьшение концентрации озона - до 40%, сохранявшееся в течение 25 суток. К середине марта в отдельных районах оно достигло 50%. По сравнению с началом десятилетия произошло смещение районов наибольшего дефицита озона из западных областей в Сибирь и Якутию.
Размер «озоновой дыры» над Южным полушарием в 1995 г. составил 10 млн. км2, что по площади равно Европе и в два раза больше той же «дыры» в 1993-1994 гг. В 1998 г. уменьшение концентрации озона над Антарктидой оказалось рекордным; весной площадь озоновой дыры превышала 10 млн. км2, а осенью - 25 млн. км2. Модельные оценки показывают, что снижения содержания «хлорина», приводящего к разрушению озонового слоя, можно ожидать лишь в следующем десятилетии.
Фреоновая гипотеза разрушения озонового слоя является доминирующей, однако ряд исследователей придерживаются иной теории происхождения «озоновых дыр». Суть этой теории состоит в следующем: в ядре Земли растворено огромное количество водорода, который непрерывно прорывается из недр через рифтовые разломы (рифты) и поступает в атмосферу. В верхних слоях атмосферы водород, а также поступающие через рифты метан и соединения азота взаимодействуют с озоном, образуя зоны его пониженной концентрации - «озоновые дыры». Если эта теория верна, то техногенные фреоны малоопасны для озонового слоя, а усилия и затраты на создание новой техники и заменителей фреонов - бессмысленны.
Проблема тропосферного озона. Тропосферный озон долгое время не привлекал к себе пристального внимания. Интенсивные исследования начались в 1970-е гг., но лишь в конце 1980-х гг. она получила высокий приоритет. В этот период стало ясно, что для концентрации приземного озона характерна тенденция к росту. В начале XX в., по данным систематических озонометрических наблюдений, проведенных во Франции, она составляла 20 мкг/м3, а в 1980-х гг. в наименее загрязненных районах Западной Европы - уже 40-90 мкг/м3. Тенденцию к увеличению концентраций приземного озона объясняют антропогенными причинами - развитием теплоэнергетики, транспорта, химической промышленности и т.д., вызывающими рост эмиссии в атмосферу некоторых химических предшественников озона, в основном оксидов азота, соединений метана, оксида углерода, летучих органических соединений.
Повышенные концентрации озона могут негативно влиять на здоровье человека (табл. 3.12).Сравнение с негативным влиянием диоксида серы на растения показало, что влияние фотооксидантов значительно более существенно и, по мнению специалистов, является континентальной проблемой для Европы.
Таблица 3.12
Воздействие фотохимических оксидантов (О3 и др.)