Общие принципы и методология эколого-краеведческого образования младших школьников
Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание –бережное отношение к окружающему миру природы.
Экологическое воспитание в начальной школе из формального научного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.
Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения». При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней [28, с. 29].
На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей младшего школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес.
Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, существует проблема организации внеклассной работы с учащимися с использованием эффективных форм и методов исследовательской работы по изучению окружающего мира.
Концепция эколого-краеведческого образования основывается на общих принципах свободного развития личности в демократическом государстве, признающим приоритет гуманистических ценностей, единство с мировым сообществом, ответственность перед гражданами и всем человечеством за сохранение природных богатств, устойчивости биосферы и здоровья людей.
Эколого-краеведческое образование и воспитание предназначено развить и закрепить стереотипы поведения людей, направленные на: экономию природных ресурсов и сохранение культурного и природного разнообразия мира, республики Бурятия, Тарбагатайского района, села Солонцы; предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды; формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществлении природоохранных мероприятий, привлечение школьников к практической экологической деятельности и др.
В результате возникновения подобной концепции экология в наши дни стала необходимой дисциплиной как для специалистов в области наук о Земле, так и для простых жителей. Человеку приходится заботиться о других живых организмах, населяющих его среду обитания. Забота о состоянии окружающей среды стала вместе с тем насущной проблемой нашего общества, потому что в нездоровой среде человечество просто не сможет выжить. Именно поэтому возникла необходимость обучения основам краеведения и экологии с раннего детства.
В системе эколого-краеведческого образования и воспитания ведущее место принадлежит общеобразовательной школе. Именно в школе впервые формируется осознание человеком своего места в природе, понимания своей роли по отношению к ней.
Достижение цели и выполнение задач, стоящих перед эколого-краеведческим образованием, базируются на ряде принципов, которые отражают специфику данной проблемы. К таким принципам относятся: принцип научности, гуманизации, заинтересованности, комплексности и взаимосвязи, преемственности, непрерывности, интеграции, доступности, наглядности и региональной направленности, полноты информации.
Принцип научности предполагает использование в эколого-краеведческом образовании реально существующих и научно-доказанных экологических явлений, ситуаций и процессов, касающихся живой и неживой природы, их взаимосвязей, воздействия человека на природу и природы на человека, экологических прогнозов.
Принцип гуманизации предполагает развитие у учащихся нравственно-этических норм поведения через воспитание таких гуманных черт личности, как доброта, сочувствие, мудрость, справедливость, отзывчивость, сострадание, гражданская ответственность, совестливость, честность и др.
Принцип заинтересованности учащихся в эколого-краеведческом образовании предполагает разработку содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, способных возбудить в ребенке любознательность, чувство сопричастности к изучению исторических особенностей родного края, делу охраны природы и улучшению экологической обстановки своей малой родины, личный и коллективный интерес к эколого-краеведческим проблемам своей местности, создать групповую сплоченность и одухотворенность общим эмоциональным настроем и общими практическими делами при выполнение конкретных природоохранных мероприятий и составлении банка данных по краеведческому и экологическому состоянию территории проживания.
Принцип комплексности и взаимосвязи предполагает использование всего взаимосвязанного арсенала знаний экологии и краеведения, позволяющих полностью раскрыть внутренние и внешние связи живой и неживой природы, включая жизнь и деятельность человека. Методологической основой данного принципа является внедрение в экологическое образование системного подхода к изучению экологических явлений, ситуаций и процессов. Принцип взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем. Экологическое краеведение признается в качестве основы, обеспечивающей понимание учащимися современных экологических проблем и сознательное усвоение абстрагированных экологических понятий.
Принцип непрерывности вытекает из необходимости развития у учащихся экологической культуры, что требует достаточно длительного времени и комплексного использования разнообразных педагогических приемов воздействия в зависимости от психологических особенностей учащихся разных возрастных групп. Этот принцип предполагает охват всех уровней формального и неформального образования личности, начиная с дошкольного возраста и на протяжении школьной жизни. Позволяет максимально использовать каждый возрастной период всестороннего экологического развития личности.
Принцип направленности обучения обращен на развитие целостно-мотивированной сферы личности, гармонизацию с окружающей средой. Включает в себя требование формирования разносторонней экологической культуры. Реализация этого принципа предполагает последовательное воздействие на личность учащегося с целью развития экологических, интеллектуальных, эмоциональных и деятельностных аспектов поведения в окружающей среде на всем протяжении школьного обучения.
Принцип преемственности исходит из необходимости постепенного наращивания эколого-краеведческих знаний учащимися от младших классов к старшим, когда происходит постепенный переход от преимущественно эмоционального восприятия (в младших классах) к преимущественно интеллектуальному восприятию (в средних и старших классах) с элементами готовности к самостоятельной оценке экологических и краеведческих ситуаций и самостоятельному принятию решений.
Принцип интеграции вытекает из необходимости преподавания части знаний эколого-краеведческого характера в смежных дисциплинах: знаний естественной направленности в биологии, химии, географии, физике и др., знаний гуманитарной направленности в литературе и истории, краеведении. Эта часть естественнонаучных знаний касается конкретных биологических, химических, географических процессов, которые всегда рассматривались в данных учебных курсах, но в последних не всегда раскрывалось их эколого-краеведческое значение, т.е. влияние на природу своей местности и человека. Часть гуманитарных знаний касается как взаимоотношений в системе человек-человек, так и в системе человек-природа. В литературе большее внимание, чем в настоящее время, должно уделяться нравственной и природоведческой литературе, в истории - положительным примерам благородства и героизма людей и народов, а также причинам расцвета и гибели цивилизаций. Принцип интеграции способствуем внедрению в теорию и практику принципа непрерывности эколого-краеведческого образования.
Принцип доступности предполагает использование экологической и краеведческой информации, доступной для понимания обучаемой возрастной группы учащихся. Это относится как к научному уровню преподаваемых экологических и краеведческих знаний, так и к учебным пособиям, учебникам и экспонатам, которые используются при обучении.
Принцип наглядности предполагает использование в эколого-краеведческом образовании большого количества наглядных учебных пособий и экспонатов, натурных наблюдений, диафильмов, мультфильмов, научно-документальных фильмов и видеофильмов, экологических приборов.
Принцип региональности исходит из целесообразности построения экологического и краеведческого образования на примере места проживания учащихся. Это с наибольшей степенью воздействует на эмоциональное восприятие материала и в значительной мере способствует развитию у учащихся внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды. Эмоциональное возбуждение, возникающее от обсуждения в классе местных острых экологических проблем, будет переноситься учащимися в семью, что безотчетно для взрослых будет способствовать их экологическому образованию и распространению воспринятого ими экологического мировоззрения в другие социальные группы и структуры, с которыми они контактируют или в которых они живут и трудятся.
Принцип полноты информации предполагает использование различных источников информации (литература, официальные документы, учебные материалы, периодическая печать, результаты лабораторных исследований, непосредственные наблюдения в природе, натурные эксперименты и др.).
Без комплексного безусловного выполнения всех вышеназванных принципов невозможно достижение главной цели эколого-краеведческого образования: формирования экологической и краеведческой культуры, мировоззрения и сознании у школьников. Без соблюдения данных принципов эколого-краеведческое образование развивает лишь интеллект и не обеспечивает самого важного в воспитании - воспитание в человеке нравственно-этических начал. А без этого интеллект есть вечно возобновляющийся источник отчуждения человека от человека и человека от природы.