Динамика изменений в мировой системе
Безопасность жизнедеятельности как предмет в Вузе и самостоятельное направление в развитии научных знаний. Предмет и объект изучения БЖД в системе высшего профессионального образования. Цели и задачи БЖД в ВУЗе. Основное содержание и структура предмета БЖД.
1) БЖД — область научных знаний, охватывающих теорию и практику, защищающих человека от опасныхи вредных факторовво всех сферах человеческой жизнедеятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания
2) В учебной дисциплине БЖД соединены тематика безопасного взаимодействия человека с окружающей средой, охрана труда и вопросызащиты от негативных факторов ЧС.
Предмет и объект исследования БЖД в системе высшего профессионального образования
1) Предмет — вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения о ЧС.
2) Объект— среда или условия обитания человека.
Цели и задачи БЖД в ВУЗе
1) Цель изучения — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потери здоровья людей от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
2) Задачи БЖД
— научные — получение новых знаний в виде выявленных законов либо теоритического описания технологического процесса
— практические — разработка практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, при сохранении его трудоспособности.
Основное содержание и структура предмета БЖД
Профилактика негативных факторов
ñ Личное безопасное поведение
- выбор места жительства
- соблюдение правил и норм охраны труда
- соблюдение ЗОЖ
ñ Коллективные меры безопасности
- безопасные условия деятельности
- защита население от техногенных и естественных катастрофф
- разработка законодательной базы в области здравоохранения
ñ Обеспечение качественного состояния среды обитания
- рациональное использование ресурсов
- соблюдение норм безопасности и экологичности
Безопасность — коренная потребность человека
Безопасность— состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз,способных нанести вред жизненно важным интересам человека.
Источниками активности человека являются его потребности (материальные, социальные, духовные)
- Потребность в объединении после удовлетворения потребности в безопасности индивида от угроз.
Все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности, которую называют коренной.
Схема— Преобразование интересов общества в личности
4. Самореализация
3 .Уважение
2. Соц связи
1 .Безопасность личности
Естественные потребности организма
Безопасность сообщества (конфликт интересов личности и общества)
Взаимосвязь природы, личности и общества в вопросах БЖД
Природа— объект использования и преобразования человеком, субъект в природе человеческой жизнедеятельности. (законы природы, Бог)
Личность
Причинно-следственная цепочка:
ñ потребности — интересы деятельности личности — деятельность общества — безопасность общества — безопасность личности
Позволяет человеку достич своих потребностей. В эту цепочку прилегает развитие общества (общество повышает эффективность деятельности).
Влияние демографического взрыва на БЖД человечества
Д. Форрестер — методы исследования глобальных проблем новой эпохи (20 век). Впервые применил математческие методы к исследованию социальных и экологических процессов.
Изучение закономерностей развития мировой системы
1) Численность населения
2) капиталовложения
3) природные ресурсы
4) производство продуктов питания
5) загрязнения
Динамика изменений в мировой системе
Рост населения — Рост индустрии, потребностей продуктов питания, распространения населения, и наоборот.
Однако со временем рост наталкивается на пределы, определенные природой:
1) нехватка территорий
2) истощение природных ресурсов
3) загрязнение биосферы
Из этого следует — Катастрофа в 2025-2050