Создание системы экологического образования
Цель создания системы экологического образования - осуществление федеральной политики в области экологического образования, целей и задач стратегии экологического образования на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия связанных ее уровней и компонентов; содействие переходу российского общества к устойчивому развитию.
Задачами формирования системы экологического образования являются:
- построение нормативно-правовой, методологической, научно-методической и материально-технической базы экологического образования;
- определение приоритетных направлений развития непрерывной системы экологического образования в изменяющихся социально-экономических условиях российского общества;
- координация деятельности государственных и общественных организаций, органов местного самоуправления по созданию и развитию системы экологического образования.
Основными принципами построения системы экологического образования являются:
- государственно-общественный характер;
- плановость;
- принцип вертикали - координация и согласованность федеральных, региональных и местных программ с учетом рекомендаций международных организаций в области экологического образования;
- принцип горизонтали
- единство федерального образовательного пространства;
- оперативность реагирования на изменяющиеся социально-экономические условия;
- научность и открытость;
- гибкость и вариативность;
- принцип саморазвития.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Человек становится основной геологообразующей силой планеты, и придет время, когда ему придется взять на себя ответственность за развитие не только общества, но и биосферы в целом.
В.И. Вернадский
Методологической базой экологического образованияявляются современные концепции о сущности биосоциальной природы человека; о единстве и взаимосвязи развития природы, человеческого общества и человеческой личности в широком космо-планетарном контексте, биосферные законы; опыт и достижения традиционных и передовых направлений научного знания.
Научные исследования в сфере экологического образования направлены на формирование целостной картины мира; создание оснований (универсалий) системы экологического знания; разработку научно-методического обеспечения преемственных программ, правовой и другой документации; создание системы образовательных учреждений и органов их управления.
Отечественное образование, обращенное к Человеку, к обитаемому общему Дому - Миру, должно предложить замену сложившемуся в последние десятилетия политизированному и идеологизированному взгляду на гуманитарные проблемы новыми ориентирами, в основе которых парадигма события Природы и Человека.
Цель научно-методического обеспечения экологического образования - разработка теоретических и научно-методических основ организации, содержания, координации и управления системой экологического образования.
Задачи организации научно-методического обеспечения для каждого уровня системы экологического образования:
- разработка содержания (учебных планов и программ), методов и форм экологического образования;
- создание учебно-методических и дидактических комплексов;
- разработка рекомендаций по формированию рынка услуг в области экологического образования и просвещения населения;
- создание сети региональных информационно-методических центров в области экологического образования.
Основные направления научно-методического обеспечения непрерывного экологического образования:
- разработка теоретических основ научной, целостной картины мира;
- определение законодательных и этических норм по вопросам окружающей среды;
- разработка технологий дошкольного экологического воспитания, экологического образования в учреждениях общего среднего, профессионального, дополнительного и поствузовского образования;
- экологизация системы образования;
- разработка содержания, методов и форм экологического просвещения.
Средства организации научно-методического обеспечения экологического образования:
- научно-методические центры экологического образования, созданные на базе академических и отраслевых научно-исследовательских институтов и других организаций;
- система научно-информационной поддержки экологического образования, опирающаяся на новейшие информационные и телекоммуникационные технологии (в том числе виртуальные среды научного и педагогического общения); базы данных и базы знаний открытого доступа, предназначенные для научного поиска, осуществления учебного процесса по программам экологического образования;
- дистанционное обучение и самообразование населения;
- сети особо охраняемых природных территорий разного уровня, зоопарков, ботанических садов, природоохранных музеев, используемых для целей экологического образования;
- системный анализ состояния экологического образования в России и публикация его результатов в ежегодных Государственных докладах для информирования педагогической и экологической общественности;
- новые государственные образовательные стандарты, определяющие содержание основных учебных программ с включением вопросов, касающихся проблем экологии, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Первоочередные мероприятия в области научно-методического обеспечения экологического образования:
- внести в государственные образовательные стандарты разделы, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ с включением вопросов, касающихся проблем экологии, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности;
- разработать методические рекомендации по эстетизации жилищ («помощь биосфере начинается дома») в целях экологизации быта как элемента экологического образования;
- разработать методические рекомендации по формированию механизмов инвестиционной политики в области экологического образования, используя зарубежный опыт организации фондрайзинга;
- разработать методики мониторинга на федеральном и региональном уровнях и оценки общественного экологического сознания и экологической информированности различных социальных групп населения и на этой основе - системы мониторинга состояния экологического образования и просвещения;
- разработать рекомендации по формированию рынка услуг в области экологического образования и просвещения населения;
- создать федеральный центр и сеть региональных информационно-методических центров в области экологического образования и распространения наиболее эффективного опыта;
- доработать и принять Федеральную программу экологического образования;
- осуществить федеральный проект «Экологическая книга» для учебно-методического обеспечения всех уровней экологического образования (включая бумажные, электронные варианты).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ