Западный Крым: Крымские золотые пески – под угрозой уничтожения

Открытое письмо

Председателю Совета Министров Автономной Республики Крым

Могилеву А.В.

Уважаемый Анатолий Владимирович!

Как стало известно из средств массовой информации, в Западном Крыму на берегу Каламитского залива вблизи бальнеологического курорта Саки и международного детского курорта Евпатория планируется строительство глубоководного порта для перевалки грузов из Китая по траектории Великого шелкового пути.

Объемы перевалки – 140 млн. тонн грузов. Предусматривается строительство нескольких терминалов и зернохранилища на 20 млн. тонн и, что особенно тревожно, глубоководного подводящего канала глубиной до 25мдля океанских судов.

Потенциальный инвестор – китайская компания BІCІM и разработчик - фирма «Киевгидроинвест». Как стало известно из СМИ, ни инвестор, ни разработчик не имеют опыта строительства крупных портовых объектов. Об отсутствии такого опыта свидетельствует и сделанный без согласований и экспертиз, а также заключения специалистов и, прежде всего, экологов выбор территории под строительство уникального по своим масштабам портового комплекса.

Напомним, что идея строительства крупного порта в Западном Крыму возникала уже неоднократно. В недавнем прошлом был Указ Президента Украины В. Ющенко №1329 от 23.09.2005г. «О строительстве транспортно-промышленного комплекса «Донузлав». Но в связи с убедительными доводами ученых, экологов, мнением широкой общественности Крыма об экологических угрозах курорту Большая Евпатория в связи со строительством ТПК « Донузлав» последовал Указ Президента № 752 от 11.09.2006г. о признании утратившим силу предыдущего Указа Президента.

Президент В.А. Ющенко прислушался к мнению ученых, экологов, общественности Крыма о том, что создание транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» по перевалке сыпучих грузов таит большую угрозу для будущего развития не только Западного Крыма, но и всего курортного Крыма (обострение экологических проблем, загрязнение воздушного бассейна и лечебных пляжей, разрушение природоохранной сети, отток рекреантов и туристов, что обернется большими экономическими потерями, ухудшением здоровья населения Крыма и Украины).

По мнению экспертов Совета, созданного тогда из известных крымских ученых по инициативе Крымской Академии Наук, Крымской Республиканской Ассоциации «Экология и Мир», Крымского отделения Украинского географического общества и других авторитетных общественных организаций, «…сложившееся курортно-рекреационное развитие Западного Крыма с созданием курортополиса Большая Евпатория и разветвленной природоохранной сети соответствует программным положениям стратегического развития курортного Крыма, устойчивого эколого-социально-экономического развития региона, сложившихся традиций экономической деятельности населения, существующего природно-климатического и ресурсного потенциала для развития курортно-рекреационных и туристических комплексов».

В последующие годы по поручению Правительства АРК ученые КАН провели комплексные исследования территории Западного Крыма с учетом его природно-климатических, социально-экономических и экологических особенностей. В основу исследований были положены доктринальные идеи государственной целевой Программы социально-экономического развития АРК до 2020 г. Результатом этой работы стало обоснование приоритетных направлений поэтапного развития территории Западного Крыма, изложенное в переданном Правительству отчете и в подготовленной к печати монографии «Устойчивый Крым. Крымские золотые пески», изд-во Бизнес-Информ, Симферополь, 2013 г. – 503 с.

Программой предусмотрено приоритетное строительство курортно-рекреационно-туристической отрасли (строительство новых санаторно-курортных и оздоровительных комплексов, культурно-развлекательных центров, спортивных комплексов, создание новых туристических объектов и т.д.); развитие современной транспортной инфраструктуры (строительство аэропортов, морских и грузопассажирских портов, ж/д станций и дорог, реконструкция автомобильных дорог, развитие общественного экологически чистого электротранспорта и др.); создание современного жилищно-коммунального хозяйства (обеспечение населения и отдыхающих качественной питьевой водой, создание индустрии утилизации ТБО и очистки сточных вод и т.д.); сохранение природно-заповедного фонда, энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии, развитие промышленности высоких инновационных технологий.

Особое внимание в Программе развития Западного Крыма уделено вопросам охраны природных ресурсов т.н. Крымских золотых песков (пляжей, гидроминеральных и минеральных ресурсов), сохранению биологического разнообразия, расширению природоохранной сети. В этой связи предложено создание нового крупного природоохранно-рекреационного комплекса – Национального природного парка «Донузлав».

Пляжи – Крымские золотые пески – являются одним из главных рекреационных богатств Западного Крыма. Они катастрофически сокращаются. Об этом свидетельствуют результаты режимных наблюдений за шириной и объемом пляжей. По данным наблюдений Ялтинской гидрогеологической и инженерно-геологической партии, севернее устья реки Кача отмечено среднегодовое уменьшение ширины пляжей на 4,2 м. Севернее поселка Николаевка величина снижения ширины пляжей равна 2,8 м, а ниже г. Саки 0,3 м. Пляж на берегу на участке от г. Евпатория до о. Донузлав сокращается на полтора метра в год. Главная причина деградации пляжей – это добыча галечников и песков.

Сразу после Великой отечественной войны для строительных целей требовался материал, и в начале 50-х годов на Сасык-Сивашской пересыпи начались крупные работы по забору песка.

«Месторождение» разрабатывалось до 1965 г. По мере разработки перемычка, отделяющая карьер от моря, сузилась и под действием штормов выгнулась в сторону карьера. На побережье Каламитского (Евпаторийского) залива образовался довольно значительный изгиб береговой линии, и наметилась тенденция к сокращению пляжа прилегающих к карьеру участков. Возникла опасность увеличения фильтрации морских вод в озеро Сасык-Сиваш через сузившуюся перемычку и, следовательно, к изменению солевого режима и, в конечно итоге, утрате бальнеологических свойств лечебных озерных грязей и рапы. Эта опасность вынудила закрыть карьер на пересыпи и перенести его на подводный склон моря. Однако дальнейшая добыча песка из подводного карьера вызвала образование на дне значительных по масштабам углублений и миграцию в них песчано-гравийного материала из зоны пляжей в средней и северной части Каламитского залива. Существенно активизировались процессы морской абразии – разрушение береговых склонов.

С 1952 по 1979 гг. отступление берега на Сасык-Сивашской пересыпи составляло от 0,6 до 2,1 м в год. Море «слизало» с берегов те миллионы кубометров песка, которые были вычерпаны в подводны̀х карьерах. В 80-ые годы скорость размыва пляжей возросла до 11 м в год. На отдельных участках берег отступил на 200-220 метров.

Большую роль в сокращении евпаторийских пляжей сыграл морской порт. В 80-ые годы через порт проходили многие сотни тысяч тонн строительных материалов. Он стал важнейшим пунктом перевалки песков, добываемых на морском дне. Порт существенно вырос. Вступили в строй глубоководные причалы. Углублено дно портовой акватории, расширены мешающие судоходству отмели и подводны̀е каналы. Реконструкция порта совпала по времени с исчезновением евпаторийских пляжей вдоль набережной В.В. Терешковой и у бывшей нефтебазы, с размывом берега около домов отдыха «Химик», «Дзержинец», «Полтава» и др.

Натурные наблюдения на пляжах г. Евпатории, проведенные в 2010-2011 гг. учеными КАН, показали, что все исследованные пляжи деградируют в среднем на 80 см в год.

Природные системы, к которым относится береговая зона Каламитского залива, имеют резервы для регулирования процессов самозащиты от деградации. Но эти процессы усложняются в результате техногенного вмешательства человека в природу. И это вмешательство, зачастую неумелое и безграмотное, послужило толчком к нарушению природного равновесия (формирование защитных от морской абразии пляжных зон) и вызвало необратимое нарастание процессов размыва прибрежных пляжей и берегов.

Планируемое строительство крупного морского порта в районе озера Кизил-Яр в самом центре аккумулятивных песчаных пляжей Каламитского залива с созданием глубоководного подводного канала (более 25 м) неминуемо приведет к активизации размыва пляжей и к завершению процесса уничтожения Крымских золотых песков в Каламитском заливе и Придонузлавье. В этом случае на перспективах развития уже давно сложившегося международного Сакско-Евпаторийского бальнеологического курорта можно поставить жирный крест. Такому опасному и нежелательному развитию событий существует разумная альтернатива: китайского инвестора и тем более отечественного проектанта надо убедить уйти из сложившегося и активно развивающегося курортно-рекреационного региона в Западном Крыму в уже давно сложившуюся индустриально-портовую часть Крыма – Керченский полуостров. Сегодня там пересечение транспортных путей и экономических интересов в связи с возрождением Великого шелкового пути из Азии в Европу, строительством подземного или мостового перехода через Керченский пролив. Здесь, в г. Керчь, избыток профессионалов морского и портового хозяйства, сложившаяся индустрия обслуживания судов и портов, подготовки кадров и т.д. В Керченском предпроливье идет перевалка грузов «с борта на борт» не заходя в порты, что представляет постоянную экологическую угрозу для экосистемы Керченского пролива и Черноморского бассейна. Упорядочить эту стихию можно только через создание современного международного морского порта, выгодного и для китайского инвестора, и для Крыма и Украины, и, возможно, России. По мнению экспертов-ученых Крымской Академии Наук и экологов Крымской Республиканской Ассоциации «Экологии и Мир», традиционному курортно-рекреационно-туристическому развитию Большой Евпатории и всего Западного Крыма нет альтернативы, так как только такое развитие обеспечит устойчивость экономики, социума и экосистемы на длительную перспективу.

Уважаемый Анатолий Владимирович!

Недавние обсуждения проекта строительства карьера по добыче строительного камня в районе п. Коктебель вблизи Национального природного заповедника Кара-Даг, завершившиеся единодушным мнением ученых, экологов и крымской власти о недопустимости такого строительства, вселяет оптимизм и надежду, что победа здравого смысла возможна даже в самых трудных ситуациях. Надо совместно искать мудрые альтернативные решения. Ученые Крымской Академии Наук и экологи Крымской Республиканской Ассоциации «Экология и Мир» готовы к поиску и обоснованию таких решений.

Тарасенко Виктор Сергеевич – президент Крымской Академии Наук, председатель Правления Крымской Республиканской Ассоциации «Экология и Мир», доктор геолого-минералогических наук, профессор

Ена Андрей Васильевич – доктор биологических наук, действительный член Крымской Академии Наук, профессор

Ена Александр Васильевич – кандидат географических наук, действительный член Крымской Академии Наук

Олиферов Август Николаевич – доктор географических наук, действительный член Крымской Академии Наук, профессор

Юдин Виктор Васильевич – доктор геолого-минералогических наук, действительный член Крымской Академии Наук, профессор

Юровский Юрий Георгиевич – доктор геолого-минералогических наук, действительный член Крымской Академии Наук, профессор

Наши рекомендации