Развитие взглядов на эстетику ландшафта.
Наиболее ранние теор.разработки в области эстетики природы относятся к античности. Термином «космос» обозначалось целостное мироздание в его гармонии и красоте.
Гераклит понимал гармонию как результат синтеза и взаимного дополнения противоположностей. Начиная с Сократа, античная философия обращается к изучению человека как субъекта эмоционального и рационалистического познания действительности. Прекрасное должно быть и разумным, и целесообразным. Красота и польза неразделимы. Отсюда заключение о единстве прекрасного, доброго и благого. Платон впервые обратил внимание на сам акт эстетического восприятия, от которого зависит понимание или неприятие прекрасного. Аристотелем был основан принцип соразмерности человека и предметов, воспринимаемых им как красивые. Была высказана мысль об антропной сомасштабности прекрасного. Критерием для него выступал сам человек – мера всех вещей. Античные философы-стоики Зенон, Сенека, Марк Аврелий ввели в научный обиход понятие «система». В системной организованности и целостности природы они видели ее гармонию и красоту.
В годы Средневековья Бог признавался как воплощение истины, добра и красоты. Природа – творение Всевышнего – наделялась такой чудотворной красотой и силой воздействия, которыми не обладают никакие, даже самые талантливые произведения искусства. Августин Аврелий считал безусловным критерием красоты природную целостность со свойственными ей гармонией и иерархичностью составляющих элементов. Выдвигалась идея о соподчиненности таких природных образований как человек- животные- растения- неживая природа, основанная на этапах сотворения Мира.
Антропоцентризм эпохи Возрождения провозглашал человека как преобразователя природы. Эстетически воспринимался и оценивался не только природный, естественный, но и рукотворный мир природы. С XIV в. в Италии начался расцвет декоративного садоводства. Леонардо да Винчи был убежден, что человек украсил своим трудом природу.
Главная эколого-эстетическая идея эпохи Возрождения – не смиренное созерцание природы, а совместная творческая работа с ней. Ф. Бэкон выдвигал лозунг разумного преобразования природы на основе ее глубокого изучения. Мудрость природы он ставил выше чувственных и интеллектуальных возможностей человека. Поэтому считал необходимым учиться у нее и применять только адаптивные способы ее использования.
Эпоха просвещения XVII-XVIIIвв.- природа вполне познаваема с помощью эксперимента, опыта и физ-матем.расчетов. разложение целого на составляющие- стало ядром механической научной теории, но эстетическое восприятие действительности оставалось нераздельным.
Д. Дидро впервые рассмотрел проблему объективного и субъективного в эстетическом восприятии. По его мнению оно зависит во многом от интеллектуальной и духовной сути людей. Это время расцвета западноевропейской пейзажной живописи, по примеру которой и проектировались садово-парковые комплексы пейзажного стиля Франции, Англии, России.
В немецкой классической философии Э. Канта природа определятся как совокупность тел и явлений, нах-ся во взаимодействии и связи др. с др. и образующих целостное единство в пространстве и времени. Единая в своем многообразии природа украшает вечность. Параллельно выдвигается теория о сверхсубъективной всеобщности красоты: прекрасным становиться то, что нравится всем без обязательного понятия о пользе. Гегель полагал, что природа не может существовать в критериях красоты независимо от человека, он придавал этому понятию черты субъективизма. Он рассматривал эстетику как философию искусства.
Во второй половине XIX-началеXX вв. стало очевидно, что европейский рационализм с механической научной парадигмой не может быть исчерпывающим ни в науке, ни в искусстве. Необходим дополнительный синтезирующий подход. В географ.науке это требование времени одними из первых осознали А.Гумбольдт, К.Риттер, В.В. Докучаев. Несколько глав своего «Космоса » Гумбольдт посвятил искусству и прежде всего ландшафтной живописи. Он отвергает распространенное мнение о том, что природой способны восхищаться только простые люди, но не натуралисты, что знание как будто «губит» красоту. Еще одна составляющая эстетики Гумбольдта заключена в понимании целостности природы. Любые попытки разделить природу на составляющие приводят к потере восприятия ее гармонии и красоты.
В XXв. вопросами эстетики ландшафта занимались В.П.Семенов-Тянь-Шанский, А.Геттнер, Д.Л.Арманд, А.Г.Исаченко. Геттнер считал главной задачей эстетической географии изучение и оценка эстетических достоинств объекта как ландшафтного ресурса, представляющего значимость для духовного и физического здоровья человека. Арманд полагал, что разумное д.б.как правило красивым. Он призывал сохранять красоту естественной и рукотворной природы, в том числе и в целях эстетических, воспитательных. Исаченко заложил геоэкологические основы учения о культурном ландшафте. Среди ряда характерных черт культурного ландшафта он отмечает эстетические достоинства его пейзажного облика.
15. Понятие «сельский ландшафт».
Агрол-т вкл.в себя как природные, так и антропогенные компоненты. В наст.вр.взаимосвязь прежде всего природных компонентов д.осн-ся на балансово-экологическом принципе. Подход к использованию природных ресурсов д.б.и ландшафтным, и экологичеким. Сущность ландш.подхода заключается в том, что деят-ть человека осуществляется с высокой степенью адаптации к природным условиям территории и имитации природных процессов.
Сущность экологического подхода- ресурсы используются с сохранением равновесия в ландш.экосистемах и создания условий для воспроизводства и саморегуляции ресурсов.
Агрол-т – участок земной поверхности, обычно ограниченный ест.рубежами, состоящий из комплексов взаимодействующих природных компонентов и элементов системы земледелия с признаками единой экосистемы.
В понятии е агрол-т кроме ПК входит часть элементов землед-я, которые играют большую роль в форм-и агросред и агроландш-х экосистем. Агрол-т явл антропогенным, фрм-ся под большим воздействием с/х деят-ти человека. Т.о.структура агрол-та м.б.представлена след.образом:
Природные компоненты с-ма землед-я и орг-ция территории
Почвы, рельеф, гидрограф.сеть, воздух, зем.угодья, севообороты, лес.насаждения, почвозащитные
Микроклимат, ест.раст-ть, жив.мир гидротех.сооружения, средостаб-е агротехнологии(удобр-я)
Под функциями агрол-та пон-ся устойчивая последовательность опр-х действий , присущих элементам и компонентам агрол-та по передаче в-ва, энергии и инф-ции, обеспечивающих процесс пр-ва с/х продукции, экол.равновесие, условия существования животных и человека.
Ф-ции агрол-та опр-ся природными процессами, происх-ми в них. Часть ф-ций м.б.изменена чел.деят-тью в процессе пр-ва. Знание ф-ций позволяет рег-ть и управлять ими.
Агроландш-е ф-ции:
производственная
территриальная предопр-т соотн-е зем.угодий, осущ-е произв-эколог.зонирования.
метеорологическая- рег-е водного и температур.режима почв, воздуха.
гидрологическая – рег-ние стока, уровня грунтовых вод.
биологическая- воспр-во биопродуктивности угодий, гумусообразование.
физ-хим.- влияние на физ.состояние почв, ее структуру, плотность.
Среди перечисленных ф-ций выделяют 2 порядка:
I Регулируемые человеком(1,2)
IIСаморег-ся в процессе производства.
Управление агрол-том осуществляется путем воздействия на регулируемые ф-ции.
А также озеленительно-декоративные посадки (пример: дендрарий).
Пастбищный тип (7,8%) – размещается на склонах балки Таловая. В целом тяготеет к эрозионной сети. Этот тип деградирует: обедняется травостой из-за выпаса.
Садово-огородный тип (4,6%) – сады, ягодники, огороды. Располагается на склонах балок в личных приусадебных владениях.
Сенокосы – небольшие участки в пределах склонового типа местности, а также встречаются фрагменты косимых залежей, приуроченных к водоразделу.
Селитебный тип (3,5%) – для сельских ландшафтов процент селитьбы для Каменной степи является большим. Техногенный тип: аквальный, линейно-дорожное покрытие, копанки.