И их интерпретация в работах студентов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ
Композиционные особенности плакатов японских мастеров
2014 год был провозглашен годом культуры в России. Вместе со студентами старших курсов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ мы наметили несколько тем, посвященных ярким культурным событиям 2014 года. Это 200-летие М.Ю. Лермонтова, 250-летие Эрмитажа, год туризма в России. Также была заявлена общая тема – «сохранение русской культуры» и поставлена задача – создание плакатов на данные темы. Было особенно интересно, насколько оригинально современные студенты - будущие графические дизайнеры, смогут решить эту задачу, будет ли им это интересно, и какие новые образы найдут они для своих плакатов. Данная тема вызвала большой интерес со стороны студентов. Еще академик А.С. Лихачев ввел термин «экология культуры» и подчеркнул необходимость сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды. Экология культуры рассматривает культурную среду как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни человека, для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, как следование заветам предков. Сохранение культуры в отдельно взятой стране, т.е. традиций, литературы, музыки, изобразительного искусства есть непременное условие ее развития и роста.
На кафедре СПбГПУ раз в два года проводится конференция «Экодизайн», посвященная экологии. На конференции проходит выставка плакатов, фотографий участников – студентов разных Вузов, посвященных теме защиты природы. Представление о том, что такое экология, сейчас имеют все, поскольку эта наука крайне необходима в современном мире. Защите природы посвящены многие конференции, книги, статьи. Это актуальная тема. Но вот что касается культуры, которая тоже, на мой взгляд, нуждается в защите и сохранении в наше время, все сложнее. Наша культура – литература, искусство, музыка, кинофильмы, русские традиции, архитектура – нуждается в сохранении и интересе именно молодых представителей России.
«А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения».[1, с. 1]
Так как Япония - страна, особенно чтущая традиции собственной культуры, представляется естественным, прежде чем работать над темой культуры в России, обратиться к примеру Японии. Представляется важным изучение творческих концепций мастеров графического дизайна, достигших высокого уровня и мирового признания в качестве отправной точки отсчета для создания собственного видения. Работая со студентами старших курсов кафедры «Инженерная графика и дизайн» СПБГПУ над серией плакатов, посвященных году культуры в России, мы рассмотрели типологию по композиции, особенности визуальной коммуникации на примере японского плаката. Особенно интересными являются дизайн-концепции японских графиков, базирующиеся на поклонении природе, буддистских представлениях о мироустройстве, интересу к свету и тени. Изучение лаконичных и эстетически целостных произведений японских мастеров, их способа представлять информацию, создало благоприятную почву для дальнейшего творчества студентов. Таким образом, статья посвящается видам композиции в японской плакатной графике и аналогичным работам студентов кафедры на тему «Экология культуры».
Невозможно не восхититься прекрасными дзен-образами в работах японских графиков И. Танаки, С. Фукуды, М. Кацуи. К. Сато, путь к созданию которых представляется таинственным и непознаваемым для европейского человека. Формы, не имеющие границ, цветовые поля, световые лучи, светящиеся точки, шрифтовые знаки, парящие в пространстве – как будто скрывают загадку, слишком уж скрыта и неопределима с первого взгляда информация, которую абстрактные фигуры должны нам передать. Тем не менее, загадочные образы японских мастеров создавались по определенным законам композиции и согласованы с художественными традициями японского искусства. На основе художественно–стилистического анализа произведений японских мастеров представляется возможным предложить следующую типологию основных композиционных решений, используемых японскими графиками: срединность, пустотность, модульность, контрастность, динамичность.
Тип композиции, условно называемый «срединная композиция» восходит к философии Дао, и представляет концентрацию информационного послания в одном элементе, расположенном в центре пустого пространства или концентрации нескольких элементов на срединной оси симметрии. Японское мировоззрение складывалось на протяжении веков под воздействием китайских учений, соответственно, существуют общие черты японского и китайского плакатов. «Срединность имеет особенное значение в китайской плакатной композиции. Нигде в мире так активно не используется принцип деления листа пополам, как в Китае, – здесь создаётся всё больше плакатов, имеющих выраженную ось симметрии, проходящую через геометрический центр листа. Китайские художники–графики широко применяют не только этот принцип, но и другие воплощения принципа срединности в плакате, намекая на основополагающее философское понятие равенства и единства двух взаимоподдерживающих начал. Это проявляется, как в наличии деления листа на две уравновешенные половины, и в том, что нередко создаются парные плакаты, так и в более сложном внутрикомпозиционном применении срединности. Это понятие происходит от учения о Дао–Пути, которое, как в даосской, так и в конфуцианской трактовках, предполагает достижение абсолютной срединности и следование ей во всех жизненных ситуациях»[2, с. 20]. Данный тип «срединности» композиции поддерживает концепцию «целостности» и используется в работах таких дизайнеров, как: Ю. Камэкура (плакат к Олимпийским играм в Токио, 1964), М. Кацуи (телекоммуникация в Токио, 1988), К. Сато (плакат для музея песка в Ниме, 1991).
Например, плакат С. Фукуды для Кёгэн–пьесы – некой интерлюдии для пьесы театра Ноо представляет срединную композицию - изображение белой спирали на черном фоне, которая заканчивается ступнями в японских таби–носках (рис.1). «Кёгэн» – шуточный танец, исполняемый в перерывах между актами пьесы. С. Фукуда передает с помощью спотыкающихся ног танцевальное движение Кёгэн–актера и вместе с тем находит знак для отображения целого мира японской культуры.
Рис.1 рис. 2
В рекламном плакате для печатной компании «Морисава» (Morisawa Font, 2002, рис.2) дизайнер с помощью трансформации модульной сетки, в которую вписаны иероглифы, создал эффект выступающей из центра плаката сферы, напоминающей земной шар на фоне космоса. Концепция представления в каждой своей работе образа мирового пространства восходит к древней японской художественной традиции и основной цели искусства – созданию образа, воплощающего в себе единство и целостность мира. Цветовое решение плаката – присутствие всех основных цветов, гармонично объединенных плавными переходами, также отражает данную концепцию. Плакат С. Мацунаги, посвященный 5–ой Международной выставке керамики (1998) в Японии, получил награду на Московской международной биеннале плаката «Золотая пчела 9». Разноцветные линии, складывающиеся в сосуд, окрашены в красный, зеленый цвета, напоминающие об огне, на котором обжигают керамическое изделие. Срединность композиционного решения и декоративность усиливают целостность плаката, в котором прочитываются несколько значений – движение гончарного круга, таинство создания произведения, воплощение целого мира в изделии мастера.
Афиша Т. Йокоо для концерта блестящего скрипача Эндрю Кодзи Тейлора представляет удивительную оптическую иллюзию движения к центру, где помещена голова скрипача, окруженная многочисленными повторяющимися скрипками. Срединность создает иллюзию головы-солнца с лучами, как бы усиливая внимание к центру и подчеркивая значительность личности музыканта. «Йоку околдовывает своей работой. В центре афиши он размещает демонического Кодзи Тейлора, гипнотический взгляд которого подобен мишени. Так автор пытается овладеть зрителем, как это делает скрипач на своих концертах».[4, c. 62]
Этот же способ композиции «срединность» использовала студентка Н. Поломошнова в создании своего плаката «Форма жизни» (рис. 3), посвященного актуальной теме сохранения культурных традиций. Надя использовала русский орнамент и сочетание красного и белого цветов для создания своеобразного символа русской культуры.
Рис. 3 Рис. 4
Так же интересно была решена тема экологии культуры Ю. Кузьминой (рис. 4). Юля взяла за основу изречение Г. Ландау о пирамиде культуре, основание которой есть ее вершина. Треугольник, перевернутый вершиной вниз, означает в ее плакате пространство культуры, развивающееся при сохранении ее основ.
Тип композиции, встречающийся в плакатной графике восточных мастеров, называемый «пустотность», отражает философскую концепцию пустоты (дао), и представлен в виде отсутствия конкретных форм и образов и большого количества пустого пространства. Заполнение плаката происходит за счет цветовых градаций, как в работе К. Сато. (Международная выставка дизайна Экспо–89 в Нагое, 1989, рис.6), ритмических полос, линий, (плакат к десятилетию журнала «Tategumi Yokogumi», 1993). Кандидат искусствоведения Русакова А.С., написавшая исследование о китайском плакате, точно описывает данную структуру: «незримое выражение пустоты в плакате – это наличие определённой степени духовности, обычно не присущей этому жанру графики, однако встречающейся в нём последнее время всё чаще. Здесь снова имеет значение даосское понимание пустоты: пустота – это то, что предшествует миру и всему многообразию его вещественности, и то, что открывается перед сознанием человека, постигшего Дао. Плакаты, чья композиция проникнута этой невидимой пустотностью, создают ощущение глубины и созерцательности» [2, с. 20].
В работе студентки 3 курса Ю. Кузьминой (рис. 5), посвященной такой актуальной теме, как чистота русского языка, также используется эффект пустого пространства как образ цветного живого текста, в которое вторгаются чужеродные слова русской ненормативной лексики.
Рис. 5 Рис. 6
Тип композиции, условно называемый «модульная композиция», имеет в основе построения формы структурный модуль. «Модуль – единица меры, точно определенная величина, служащая для придания соразмерности всему предмету и его частям, а также для создания комплекса из отдельных элементов, кратных по размерам»[3, с. 137]. Модуль и модульные сетки – важные элементы в поиске верных пропорций композиции, особенно сильно прозвучавшие в теории и практике швейцарской школы дизайна. «Конструктивная сетка – необходимый элемент двухмерного дизайна. Дизайнер использует ее как каркас, на котором размещаются шрифт и изображение. При этом используется математическая точность, а также четкая и эффективная визуальная иерархия»[4, с. 68]. В японском искусстве модуль также имеет важное значение как вспомогательный элемент для достижения лучших пропорций в создании новой формы – архитектурной или графической. Издревле использование японского модуля циновки «татами» помогало устанавливать определенные размеры зон в жилом пространстве японского дома. Модульная сетка обеспечивает упорядоченную структуру композиции, как например, в работе Ю. Камэкуры для Международной Ассоциации Светового дизайна в Токио (1973), в которой составным элементом композиции является квадрат с вписанным кругом. Композицию плаката представляют ряды из одинаковых квадратов с меняющимися графическими компонентами, как бы визуализируя световые вариации. И. Танака в работе для выставки японской упаковки «фуросики» в 1999 году также создал композицию на основе квадратного модуля, используя эффект чередования пустых и заполненных пространств и разнообразие цветовых оттенков (рис.7) .
Рис. 7 Рис. 8
Наконец, тот же квадратный модуль присутствует в работе М. Кацуи «Фантастический пейзаж» (2006, рис. 8). Эффект глубины пространства достигнут за счет контраста четких и размытых контуров и живописных цветовых градаций. Некоторая схематичность данного способа построения композиции преодолевается каждый раз японским умением с помощью нюансов цвета и формы привести модульную структуру к художественному образу, добиться целостности.
Контраст является одним из наиболее распространенных и отличающихся особым разнообразием вариаций в организации композиции японских плакатов. Контрастом в философии называют противоположность между двумя идеальными или реальными предметами (а также двумя свойствами одного и того предмета) в известном определенном отношении. В искусстве и дизайне контраст является важнейшим средством достижения выразительности композиции. Мастера японского графического дизайна применяют в своих работах контраст по форме, размеру, по тону, по цвету, контраст фактур. Это средство достижения композиционной гармонии связано с принципом целостности, единства противоположностей, отраженного в японском мировоззрении и возникающего через сочетание двух противоположных начал: светлого – темного, черного – белого, мужского – женского, восточного – западного и т.д. Работы С. Фукуды «Универмаг Кейо» (1975, рис.9) и плакат Кисибэ/Ямада для фотофестиваля в Японии (2008, рис.10) иллюстрируют данный тип композиции.
Рис. 9 Рис. 10
Наиболее интересным представляется такой тип композиции как «динамичность», также распространенный в японской плакатной графике. Композиции плаката, в которых общая структура элементов хаотична, и развивается в направлениях диагональных, часто используются дизайнерами Японии. В таких плакатах иногда сложно найти систему в организации элементов, они представляют как бы незаконченные фрагменты вечно меняющегося мира, и отражают природную концепцию японского искусства, т.к. природа является для японцев основным источником вдохновения в своей изменчивости, неповторимости. Такова работа С. Мацунаги «Игра с деталями» (2001, рис.12) напоминающая детский рисунок, с как бы случайными пятнами цвета и небрежно смещенной надписью. Пять размытых световых пятен на черном фоне в работе М. Кацуи для дизайн–центра в Нагое (1998, рис.11) расположены на первый взгляд бессистемно, лишь позднее можно угадать в их расположении структуру руки человека и отпечатки пальцев. Динамичная композиция лучше всего отражает такой эстетический принцип японского искусства как незавершенность, недосказанность.
Рис.11 Рис.12
Примером свободной динамичной композиции могут служить работы студента А. Журавского, посвященные таким важным событиям года культуры в России как 200-летие М.Ю. Лермонтова и 250-летие Эрмитажа. Попытка увидеть образ Лермонтова глазами современного молодого человека с помощью компьютерной графики, на мой взгляд, удалась. Свободное композиционное решение, яркие пятна цвета, динамичная графика подчеркивают мятежность духа и поэзии поэта (рис.13).
Рис. 13 Рис. 14
Также А. Журавскому удалось найти интересное нестандартное решение темы 250-летия Эрмитажа, используя образы старушки- смотрительницы и эрмитажного кота. Слияние фигур из картины А. Матисса «Танец», пожилой смотрительницы и эрмитажной кошки в единую композицию создает образ Эрмитажа как динамичного пространства и, в то же время, вносит юмористический подтекст (рис.14).
Плакат К. Леви, посвященный экологической теме использования генномодифицированных продуктов (ГМО), чьи свойства могут повлиять на здоровье человека в будущем, представляет пример динамичной композиции с использованием контраста по цвету. Кристина выбрала всемирно известный образ героя мультфильмов американского мышонка Микки Мауса, чей облик становится неузнаваем под воздействием ГМО (рис.15).
Рис. 15
Таким образом, базируясь на знании творческих концепций и типологии композиционных решений японских дизайнеров-графиков российские студенты создали самостоятельные работы, посвященные тематике культуры в России.
Список литературы
1. Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.С. Лихачев. – М., Наука, 1985.
2. Русакова, А.С. Роль художественной традиции в китайском плакате конца XX – начала XXI века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения: / Русакова Александра Сергеевна. – СПб., 2012. – 24 с.
3. Техническая эстетика и дизайн: Словарь. / Под ред. Калиничевой М.М. – М.: Академический проспект; Культура, 2012. – 356 с., илл.
4. Хеллер, С. Анатомия дизайна. Скрытые источники современного графического дизайна. / С. Хеллер, М. Илич. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –104 с.: илл.
Сведения об авторе
1. Карпова Юлиана Игоревна, доцент кафедры «Дизайн пространственной среды» СПбГУТД
2. Санкт-Петербургский Университет Технологии и Дизайна, Санкт-Петербург, Россия
3. Почтовый адрес: ул. Рубинштейна, 15/17, кв. 419
4. [email protected], 8-921-787-84-38
5. Направления научных исследований: «Японский плакат второй половины ХХ века».