Уважаемый Владимир Владимирович! Опытный Полигон «Красный бор» функционирует с 1970 г., его проектная мощность исчерпана в 1990 году

Мы, жители г. Колпино, г.п. Красный Бор, г. Никольское, п. Тельмана, п. Ульяновка, г. Отрадное обращаемся к Вам с просьбой обратить внимание и не допустить назревающей экологической катастрофы в связи с нерешенной проблемой опытного Полигона «Красный Бор».

Опытный Полигон «Красный бор» функционирует с 1970 г., его проектная мощность исчерпана в 1990 году. Это САМОЕ КРУПНОЕ комплексное хранилище ядовитых отходов в СТРАНЕ! На его территории хранятся опасные химические вещества и горючие токсичные отходы нефтепереработки (более 1 млн. 800 тыс. тонн), в том числе особо вредные отходы первого класса опасности, содержащие ртуть, цианиды, мышьяк и другие яды. (см. Приложение № 1 «Общая характеристика Полигона «Красный Бор»)

Санитарно-защитная зона полигона «Красный Бор» (далее - СЗЗ) составляет 3000 метров. В нарушении норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в СЗЗ полигона «Красный Бор» находятся часть жилой застройки г.п. «Красный Бор», г. Никольское, полностью - д. Мишкино, д. Поркузи, д. Феклистово. Это противоречит п. 5.5.1. СанПнН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и нарушает конституционные права граждан, проживающих на данной территории. На общественных слушаниях, которые проводились 14 мая 2008 года с целью получения лицензии на деятельность полигона, руководство предприятия вводило в заблуждение жителей посёлка «Красный Бор», уверяя, что после строительства завода по переработке отходов СЗЗ полигона будет сокращена до 1 км. (Протокол общественных слушаний, приложение № 2 к настоящему Обращению, стр. 4,7). Однако МЧС России обоснованно отказало в согласовании Ген. плана п. «Красный Бор», подчеркнув, что строительство завода о переработке токсичных отходов «согласно п. 8.3. СНиП 2.02.28-85 не может служить основанием для сокращения СЗЗ полигона токсичных промышленных отходов до 1 км» и предложило «пересмотреть проектные предложения генерального плана до решения вопроса по переработке промышленных и токсичных отходов, закрытию полигона и рекультивации территории», а также в соответствии с требованиями СНиП 2.02.28-85 и СанПиН 2.2.12.1.1.1200-03, указало на «необходимость в переработке генерального плана с учетом переселения населения, проживающего в пределах СЗЗ полигона «Красный Бор». (Копия Заключения МЧС России, Приложение № 3 к настоящему Обращению, стр. 7).

С 1995 года на полигоне строится новое экспериментальное предприятие по переработке токсичных отходов, накопленных в картах-котлованах. Нам бесконечно рапортуют, что этот долгострой с успехом завершится, однако никакого завода нет и в помине. Более чем за 10 лет на реализацию этого проекта потратили 1,5 млрд рублей. Почти год назад, 5 апреля 2103 года, выступая на открытии саммита стран Балтийского моря, премьер-министр РФ Д. А. Медведев пообещал, что полигон для утилизации токсичных отходов в Красном Бору наконец-то будет закрыт, указав, что финансирование проекта уже началось. В соответствии с «Региональной целевой программой по обращению с твёрдыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 гг.» и бюджетом города в 2013 г. на стройку должны были потратить 397, 3 млн. рублей, а в 2014 г. должны выделить ещё 530 млн. рублей. Необходимые средства выделяются через систему природоохранных ведомств и направляются в бюджет Санкт-Петербурга.

Однако поручения правительства не выполняются, вернее, выполняются с точностью до наоборот. Предприятие осуществляет свою деятельность на землях лесного фонда. Предмет и условия договора на аренду земельного участка Лесфонда изначально не соответствовали действительности, обязательства стороны арендатора были заведомо невыполнимыми, что свидетельствует о намеренном нарушении законодательства РФ. (см. Копия Договора аренды лесного участка № 66-2008-06, Приложение № 4 к настоящему Обращению.) Просим дать поручение произвести оценку ущерба, нанесённого за многие десятилетия эксплуатации полигона «Красный Бор» землям Лесфонда, а Прокуратуре РФ - привлечь к ответственности руководителей, которые своей противозаконной деятельностью содействовали накоплению этого ущерба.

На сегодняшний день деятельность Санкт-Петербургского Государственного унитарного природоохранного предприятия «Полигон Красный Бор» незаконна, и приём новых отходов временно приостановлен: полигон не имеет лицензии (её действие истекло 28 января 2014 года), срок договора аренды земельного участка предприятием истёк19 декабря 2013 года. При этом вместо запланированного строительства завода по переработке ранее принятых отходов, на которое выделяется финансирование из федерального бюджета, предприятие разместило извещение на проведение закупки в форме открытого запроса предложений на разработку схемы генерального плана перспективного освоения новой территории площадью 7 га с учетом устройства 2-х новых карт-котлованов. Опять-таки за счёт земель лесного фонда! (zakupki.gov.ru, № извещения 31400915458). И вместо обещанных нам и Вам инновационного завода по переработке уже накопленных отходов предприятие намерено продолжать закапывать в лесу вновь поступающие яды.

Несмотря на уже существующие проблемы Полигона, повышенную техногенную нагрузку Тосненского района Ленинградской области, власти г.Санкт-Петербурга планируют разместить установку по сжиганиюмедицинских и ОПАСНЫХ отходов на территории специализированного полигона «Красный Бор». (см. Приложение № 5 …). Планируемый технологический комплекс предназначен для уничтожениямедицинских отходов класса "Б" и "В", то есть опасных и особо опасных! Оценку воздействия на окружающую среду выполнил Санкт-Петербургский Научный Центр РАН (см. Приложение № «Оценка воздействия на окружающую среду»). Состав ОВОС не в полной мере соответствует Положению об ОВОС. Процедура ОВОС проводилась с нарушением порядка, утвержденного Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 №372). Обосновывающая документация подготовлена юридически и терминологически некорректно. Название деятельности не соответствует ее содержанию, что делает невозможным чёткое отделение неточностей документации от допущенных в ней ошибок. В частности, неясно, для сжигания каких видов опасных отходов, кроме медицинских, предназначен завод. В документации проекта корректировки размера расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны отсутствуют данные по расчёту потенциального загрязнения оксидами азота (NOx). В проекте отсутствуют мероприятия по контролю состава поступающих отходов (сырья), направленные на сокращение выбросов соединений хлора и на предупреждение аварийных остановок установки сжигания. (см. Приложение № 6 «Краткое экспертное заключение»). Система сжигания может работать 24 часа в сутки (7 дней в неделю) непрерывно. МПК как и МСЗ относятся, согласно санитарной классификации (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), к объектам максимально высокого I класса опасности. Отмечаем, что ввод в эксплуатацию завода по переработке медицинских отходов в такой опасной близости от населенных пунктов противоречит принципам и главным идеям Президентской Программы «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ».

Сегодняшнее состояние полигона – это ситуация высокого риска. Данное кладбище токсичных отходов находится в непосредственной близи от г. Санкт-Петербурга (в 30 км от центра города и в 5 км от его административной границы) в верховьях бассейна р. Невы. В переполненных картах-котлованах полигона – около 750 тыс. кубометров высокотоксичной жидкости. В случае возникновения климатических катаклизмов (ливневые дожди, высокий паводок) огромное количество токсичных веществ может попасть в Неву, которая является источником водоснабжения как Санкт-Петербурга, так и прилегающих районов области. В ходе многочисленных проверок установлено, что предприятием постоянно нарушаются требования технологий обезвреживания и захоронения отходов. В силу того, что вновь поступающие отходы попросту некуда складывать, в нарушении технологий послойного рекультивирования, переполненные карты заполнялись смешанными отходами, в итоге морфология карт неизвестна и изменчива, образовавшийся состав - неоднороден на разной глубине, карты «живые», и в результате химической реакции этот «химический винегрет» может вспыхнуть в любой момент. На полигоне «Красный Бор» систематически случаются пожары, о которых население города Санкт-Петербурга и Тосненского района Ленинградской области не информируют! (Последний произошел 02 марта 2014г.). При возгорании токсичных отходов нефтепереработки продукты горения и токсичные вещества попадают в атмосферу, что приводит к химическому заражению воздушной среды, почвы и может привести к техногенной чрезвычайной ситуации. Руководство полигона всячески старается скрыть эту информацию от населения и правительства.

19 февраля 2014 года проверка Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры показала, что участок термического обезвреживания отходов не функционирует на полигоне уже 2,5 года, хотя жидкие отходы органического состава после отстоя механических примесей и разделения на горючий и водный слой в соответствии с регламентом должны обезвреживаться в УТО. Уровень принятых отходов в картах-котлованах выше прилегающей искусственно поднятой территории на несколько метров, поэтому производится наращивание глиняной обваловки карт. При её устройстве происходит нарушение структуры кембрийской глины, вследствие чего обваловка не может гарантировать изоляцию агрессивных жидких промышленных отходов. По результатам аналитического контроля поверхностных и подземных вод СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» систематически выявляются превышения предельно-допустимых концентраций ПДК по таким веществам, как нефтепродукты, кадмий, свинец, никель, цинк, формальдегид, ртуть, фенол. Также природоохранной прокуратурой установлено, что зачастую на предприятии осуществляется прием отходов в отсутствии паспорта отходов, что в свою очередь, делает невозможным получить достоверную информацию о составе отходов, принимаемых на полигон, и может привести к возникновению аварийных ситуаций.

Ухудшаются общие условия жизни населения на прилегающих к Полигону районов, что противоречит Конституции РФ: удешевляется земля и недвижимость, повышается уровень заболеваемости детей, ухудшается демографическая ситуация ряда поселений Тосненского района в связи с оттоком молодых людей, не желающих проживать в экологически неблагополучном районе.

Не обеспечиваются конституционные экологические права граждан: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение экологического ущерба, право на непосредственное участие граждан в решении экологических вопросов. В настоящее время не проводятся: комплексная эколого-гигиеническая оценка всей совокупности медицинских данных, исследования загрязнения окружающей среды, исследования среды обитания населения Тосненского района, испытывающего повышенную техногенную нагрузку. Жители прилегающих к полигону районов - г. п. Красный Бор, г. Никольское, г. Колпино, г. п. Отрадное, г.п. Ульяновка и др. - испытывают влияние повышенной техногенной нагрузки, о чём свидетельствует статистика заболеваний населения. С 2006-2009гг. общая заболеваемость детского населения г.п. Красный Бор характеризуется РОСТОМ! (с 241395,3 на 100тыс населения до 389767,4 на 100тыс. населения). По данным НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека заболеваемость детей г.п. Красный Бор болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ превышает среднеобластной и районный показатели в 2,59-5,9 раз и в 2 раза в Тосненском районе. (Копия документа, Приложение к настоящему обращению № 4, стр. 2,4,5,6). Этот ущерб невозможно компенсировать никакими деньгами! Это вопрос достоинства нации. После Великой Отечественно войны в п. Красный Бор не осталось ни одного дома, но люди вернулись на свою землю и заново отстроили посёлок. Перед войной в Красном Бору проживало 12136 человек, в 1949 году – всего 895, но к 1970 году численность проживающих достигла уже 8189. В результате функционирования полигона токсичных отходов к 2002 году в поселке осталось только 4877 жителей. Кто восполнит эти утраты?

Владимир Владимирович, мы просим Вас как Президента страны, как петербуржца, как офицера: помогите ликвидировать этот «химический реактор» под Санкт-Петербургом! Возьмите данную ситуацию под свой ЛИЧНЫЙ контроль! Просим Вас принять срочные меры для ликвидации полигона «Красный Бор»!

Мы категорически против расширения территории полигона и размещения на ней каких-либо производств, кроме производства по безопасной утилизации уже ранее завезенных отходов. Мы призываем признать ответственность государства за накопленный экологически ущерб на данной территории и считаем необходимым в максимально короткие сроки рекультивировать территорию полигона «Красный Бор». Просим Вас содействовать созданию адресной государственной программы по утилизации токсичных отходов, накопленных на полигоне, и строго проследить, чтобы направляемые из федерального бюджета средства использовались исключительно на эти цели. А также создать условия для общественного и государственного контроля за реализацией данной программы с применением природосберегающих технологий, получивших общественное одобрение (прошедших общественную экологическую экспертизу). Просим Вас и правительство РФ дать поручение без промедления организовать на безопасном удалении от населенных пунктов новые площадки и с участием бизнес-сообщества, привлекая инвестиции, создать на этих площадках современные комплексы по переработке и утилизации вновь поступающих селективных промышленных отходов «с колёс», что значительно эффективнее захоронения отходов на полигонах.

Наши рекомендации